ГлавнаяБиблиотекарямНаучно-практические разработки и методические материалыМетодические рекомендации по организации повышения квалификации библиотечных работников

Методические рекомендации по организации повышения квалификации библиотечных работников

  1. Методические рекомендации по организации повышения квалификации библиотечных работников (далее – методические рекомендации) разработаны на основании результатов научного исследования «Разработать программу и инструментарий научного исследования деятельности специалистов и руководящих работников публичных библиотек в контексте новых требований к комплексу профессиональных компетенций, создать научно-практические рекомендации по оптимизации системы развития трудовых ресурсов», проведенного государственным учреждением «Национальная библиотека Беларуси».
     
  2. Методические рекомендации определяют порядок организации повышения квалификации специалистов и руководителей библиотек Республики Беларусь в соответствии с современными требованиями к их профессиональной подготовке.
     
  3. Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормативными правовыми актами:
    • Трудовым Кодексом Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З;
    • Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб культуры, утвержденным 20 июля 2016 г. № 413-З;
    • Общегосударственным классификатором Республики Беларусь (ОКРБ 011-2009), утвержденным Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 36;
    • Квалификационным справочником «Должности служащих, занятых в культуре и искусстве», утвержденным Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. № 25;
    • Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 «Об утверждении общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих»;
    • Положением о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954;
    • Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25 мая 2010 г. № 784;
    • Модельным Библиотечным кодексом для государств – участников СНГ, принятым на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 22-12 от 15 ноября 2003 года);
    • Руководством ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек, подготовленным Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений и Российской библиотечной ассоциацией, изложенным в редакции 2011 г.
       
  4. Для целей данных рекомендаций применяются термины в следующих значениях:
    • базовые профессиональные компетенции – группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека. Они являются фундаментом, на котором строится его профессиональная деятельность;
    • компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения;
    • компетенция – знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач;
    • непрерывное профессиональное образование руководящих работников и специалистов – образование, направленное на профессиональное совершенствование, освоение новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, формирование профессиональных навыков, а также присвоение новой квалификации на уровнях высшего и среднего специального образования;
    • профессиональные компетенции – совокупность сформированных и развитых способностей индивида, необходимых для профессиональной деятельности в соответствии с требованиями конкретного производства и профессии;
    • специальные профессиональные компетенции – умения и навыки, которые непосредственно связаны с областью профессиональной деятельности человека;
    • трудовые ресурсы – часть трудоспособного населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.
       
  5. Повышение квалификации является одним из направлений государственной политики в сфере культуры в соответствии с Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб культуры(далее – Кодекс).
  6. Повышение квалификации в сфере культуры согласно ст. 13 Кодекса обеспечивает Министерство культуры Республики Беларусь.
     
  7. Повышение квалификации работников культуры в соответствии со ст. 43 Кодекса осуществляется в учреждениях образования, иных организациях в соответствии с законодательством об образовании.
     
  8. Порядок организации образовательного процесса при осуществлении непрерывного профессионального образования изложен в Положении о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 (далее – Положение).
     
  9. Государственные органы и иные государственные организации согласно Положению:
    • в пределах своей компетенции проводят работу по планированию и организации непрерывного профессионального образования руководящих работников и специалистов;
    • создают отраслевые системы непрерывного профессионального образования руководящих работников и специалистов;
    • обеспечивают соответствие содержания образовательных программ непрерывного профессионального образования руководящих работников и специалистов требованиям научно-технического и социально-экономического развития отрасли.
       
  10. Руководители организаций согласно Положению:
    • определяют потребности руководящих работников и специалистов в повышении квалификации, переподготовке, стажировке и обеспечивают реализацию их непрерывного профессионального образования;
    • организуют обучение работников в организации;
    • обеспечивают соблюдение гарантий работникам, направляемым для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, в порядке, установленном законодательством.
    • Согласно нормам Положения библиотечные руководители и специалисты должны повышать свое профессиональное образование не реже одного раза в 5 лет.
    • Соответственно доля библиотекарей, принявших участие в мероприятиях по повышению профессионального образования, в каждом библиотечном учреждении ежегодно должна составлять не менее 20 %.
       
  11. Структура системы повышения квалификации в сфере библиотечного дела включает организации республиканского и регионального уровней: Белорусский государственный университет культуры и искусств, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Республиканский институт высшей школы, Национальная библиотека Беларуси, областные библиотеки, центральные библиотеки и другие.
     
  12. Формирование и реализацию кадровой региональной политики наряду с органами государственного управления осуществляют библиотеки – методические центры, которые обеспечивают повышение квалификации в двух направлениях:
    • первое – внутренняя методическая работа по повышению квалификации своих сотрудников;
    • второе – выполнение функции методического центра, которое предусматривает проведение мероприятий для работников библиотек региона.
       
  13. Курсы повышения квалификации, обучение в организациях (конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, презентации, деловые игры, самообразование и др.) являются составной частью непрерывного профессионального образования.
    Необходимо на местах внедрять идеологию непрерывного обучения с использованием различных его форм – от самостоятельного изучения профессионального материала до освоения новых процессов. Однако распространение этого опыта невозможно без разработки системы учета времени, затраченного на самоподготовку, которая должна стать составной частью процесса непрерывного профессионального образования. Поэтому в индивидуальных планах библиотечных работников необходимо предусматривать время для самообразования.
     
  14. Для усиления практической направленности в повышении квалификации библиотечных кадров необходимо использовать в образовательном процессе методы ситуационного проблемного обучения (мастер-классы, тренинги, деловые игры и др.), что позволит активизировать инициативу участников при решении конкретных профессиональных вопросов. По возможности необходимо применять современные информационные технологии для обучения.
     
  15. Совершенствование системы дополнительного профессионального обучения включает привлечение к преподавательской деятельности специалистов-практиков с высоким уровнем профессионального мастерства и хорошими педагогическими способностями.
     
  16. Необходимо создать и поддерживать условия для реализации равноправного доступа всех сотрудников публичных библиотек к системе дополнительного профессионального библиотечного образования на протяжении всей производственной деятельности.
     
  17. Для увеличения эффективности повышения квалификации необходимо определять систему оценки и поощрения работников за их результаты.
     
  18. Для повышения мотивации работников к самообразованию необходимо осуществить привязку подтвержденных результатов самообразования к системе материальных поощрений, продвижения кадров, а также нематериального стимулирования.
    В дополнение к мотивации работодатель должен обеспечить доступ работников к самой актуальной информации из профессиональной области работника. Это в первую очередь отечественные и иностранные профессиональные периодические издания, современная профессиональная литература, а также возможность общения с коллегами на форумах, в социальных сетях и других площадках в интернете.
     
  19. Основой системы повышения квалификации является компетентностный подход.
     
  20. Повышение квалификации библиотечных специалистов и руководителей должно осуществляться с учетом развития комплекса специальных профессиональных компетенций (производственно-технологических, научно-методических, научно-исследовательских, организационно-управленческих и др.) и совершенствования базовых профессиональных компетенций (информационных, коммуникативных, личностно-деловых).
     
  21. Основное внимание при составлении образовательных программ, определения издательской политики следует уделять группам базовых профессиональных компетенций посредством включения в образовательные программы, планы издательств и репертуар публикуемых материалов периодических изданий тематических блоков по каждой из названных компетенций:
    • 21.1. Информационные компетенции:
      • работа с информацией (поиск, отбор, оценка, переработка); современные средства создания, хранения, обработки, передачи и использования информации;
      • компьютерная грамотность (работа с компьютерным и периферийным оборудованием, освоение пакета базовых компьютерных программ), интернет-грамотность (поиск и передача информации в интернете) и др.
    • 21.2. Коммуникативные компетенции:
      • основные стратегии межличностного взаимодействия;
      • техники делового общения;
      • способы преодоления коммуникативных барьеров;
      • ораторское мастерство;
      • навыки корректного отстаивания интересов и сохранения конструктивной позиции при общении;
      • бесконфликтное решение спорных вопросов;
      • техники регуляции эмоционального состояния собеседника;
      • стандарты и этика деловой переписки и др.
    • 21.3. Компетенции личностно-делового самосовершенствования. Тематика должна включать в себя материалы, способствующие одновременному задействованию различных механизмов мотивации, обеспечивающих переход специалистов от пассивного декларирования ценности дополнительного образования к активным действиям в этом направлении.
       
  22. При разработке образовательных программ по повышению квалификации руководителей публичных библиотек наряду с темами, приведенными в п. 21, призванными развивать базовые профессиональные компетенции, особое внимание следует уделить также следующим темам:
    • 22.1. Управление персоналом библиотеки:
      • направления и проблемы стратегического управления трудовыми ресурсами библиотеки;
      • формирование кадрового состава организации;
      • развитие персонала библиотеки; оценка персонала;
      • методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой активности сотрудников и др.
    • 22.2. Правовое обеспечение информационно-библиотечной деятельности:
      • законодательное обеспечение и нормативная правовая регламентация функционирования современной библиотеки;
      • правовые основы отношений в области формирования и использования библиотечно-информационных ресурсов;
      • место и роль внутрибиблиотечной локальной нормативной документации в регулировании повседневных организационно-правовых отношений и др.
    • 22.3. Документационное обеспечение управления библиотечно-информационной деятельностью:
      • система организационно-правовой, организационно-распорядительной, справочно-информационной документации библиотеки;
      • организация документационного обеспечения управления информационно-библиотечной деятельностью;
      • перспективы использования современных информационных технологий в документационном обеспечении управления библиотекой (электронных документооборот) и др.
    • 22.4. Инновационная деятельность библиотеки:
      • основные направления инновационных аспектов функционирования библиотеки;
      • инновационный менеджмент (сущность, задачи, функции, методы и др.);
      • показатели инновационной активности;
      • проектная деятельность библиотек;
      • проектный менеджмент;
      • использование грантов;
      • сущность и основные составляющие стратегического управления библиотечной деятельностью и др.
    • 22.5. Научно-исследовательская деятельность библиотеки:
      • основные направления научных исследований библиотеки;
      • методика организации и проведения научных исследований;
      • роль современных информационных технологий в организации и проведении научных исследований;
      • коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности и др.
         
  23. При разработке учебных программ по повышению квалификации специалистов публичных библиотек наряду с темами, приведенными в п. 21, призванными развивать базовые профессиональные компетенции, особое внимание следует уделить также следующим темам:
    • 23.1. Автоматизация библиотечно-информационных процессов:
      • современное состояние автоматизации публичных библиотек Республики Беларусь;
      • принципы, стадии, этапы создания автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС);
      • технология автоматизированного комплектования фондов;
      • технология автоматизированной обработки документов;
      • электронные библиотечные каталоги;
      • корпоративная каталогизация;
      • коммуникативные форматы библиографической записи;
      • применение сетевых технологий в обслуживании пользователей библиотеки и др.
    • 23.2. Формирование информационных ресурсов библиотек:
      • современные тенденции книгоиздания и книгораспространения;
      • моделирование фонда библиотеки;
      • источники документоснабжения;
      • электронные информационные ресурсы;
      • учет, расстановка и размещение библиотечных фондов;
      • сохранность фондов библиотеки и др.
    • 23.3. Информационно-библиотечное обслуживание:
      • обслуживание пользователей (основные направления, формы, методы);
      • социально-психологические аспекты взаимодействия пользователя и библиотекаря;
      • формирование информационной культуры пользователей;
      • организация справочно-библиографического обслуживания с использованием электронных информационных ресурсов и интернета;
      • краеведение и др.
    • 23.4. Организация социокультурной деятельности в библиотеке:
      • педагогическая сущность социокультурной деятельности, разнообразные формы социокультурной деятельности;
      • режиссура библиотечных мероприятий;
      • выставочная деятельность библиотеки;
      • использование информационных технологий в организации социокультурной деятельности и др.
    • 23.5. Рекламно-информационные технологии в библиотечной деятельности:
      • здание и интерьер библиотеки, пространство библиотеки;
      • дизайн прилегающей к библиотеке территории;
      • рекламно-информационная деятельность библиотеки (виды рекламы, правовые основы рекламной деятельности, требования к рекламным текстам и т.д.);
      • имидж библиотеки (разработка фирменного стиля, атрибутики, имиджевая реклама) и др.
         
  24. Формирование кадровой политики в сфере повышения квалификации во многом зависит от финансирования этой деятельности. Необходимо, чтобы в консолидированном бюджете на культуру в части расходов на библиотеки всегда предусматривались средства на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров.
     
  25. Издательствам Республики Беларусь, целевой аудиторией которых являются работники библиотек, необходимо строить свою издательскую политику с учетом тем, приведенных в пп. 21-23, призванных развивать комплекс специальных и базовых профессиональных компетенций. Для этого является целесообразным осуществлять централизованный мониторинг профессиональных компетенций библиотекарей не реже одного раза в 5 лет.
     
  26. Повышение квалификации необходимо учитывать при проведении аттестации библиотечных специалистов, присвоении им квалификационных категорий и перевода их на вышестоящую должность.