ГлавнаяБиблиотекарямНаучные исследования: методика проведенияПодготовительный этап

1-й этап. Подготовительный

Глубоко продуманный и отработанный во всех составных частях подготовительный этап обеспечивает высокую ценность информации, которая будет получена в результате исследования. На этом этапе уточняется тема, составляется программа исследования, определяется выборка, разрабатывается инструментарий, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим оснащением исследования.

Для того, чтобы правильно провести исследование, необходимо разработать программу, в которой должна быть изложена общая концепция исследования. Программа включает следующие этапы:

  • определение проблемы
    Непосредственным поводом к проведению практически ориентированного исследования служит реально возникшее противоречие в развитии социального организма (в нашем случае – библиотеки). Описание проблемной ситуации может выглядеть, например, как определение противоречий в развитии библиотеки; противоречий в требованиях, которые предъявляются к библиотеке со стороны пользователей и реальными возможностями библиотеки; противоречий между функциями библиотек в понимании библиотекарей и современными потребностями общества. Определить научную проблему исследования – не всегда простая задача. Очень важно обдуманно подходить к формулировке темы исследования, чтобы заявленная тема действительно отражала существующую проблему.
  • выявление объекта исследования
    Объект – это та область социальной действительности, которая содержит определенные социальные противоречия (т.е. является носителем проблемной ситуации) и на которую направлен процесс познания. Иными словами, то, на что направлено исследование.
  • выявление предмета исследования
    Предмет – это свойства, стороны, особенности объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.
  • обозначение цели исследования
    Цель исследования должна ориентировать на конечный результат исследования.
  • определение задач
    Задачи исследования – необходимые средства реализации поставленной цели. Невозможно в одном исследовании решить далеко разнесенные задачи. Они должны конкретизировать цель исследования, задавать рамки.
  • выдвижение гипотез
    Гипотеза – научное предположение о состоянии объекта, о структуре связей между составляющими его элементами. Если цель исследования – это вопрос, то гипотеза – предполагаемый ответ на этот вопрос. В процессе исследования гипотеза может подтвердиться, а может опровергнуться. Главные требования к гипотезе – научная обоснованность,соответствие ранее установленным фактам, принципиальная проверяемость.
  • интерпретация понятий
    Интерпретация понятий – процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования.

В социологических исследованиях на подготовительном этапе определяется также выборка исследования.

После того, как разработана программа, определена выборка исследования (если необходимо), следует приступить к разработке инструментария исследования, соответствующего выбранному методу сбора информации.