ГлавнаяЧитателюПравила пользования и записи в библиотекуПорядок обслуживания в читальных залахПорядок обслуживания в научных читальных залах

Порядок обслуживания в научных читальных залах

ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный порядок разработан в соответствии с Правилами пользования Национальной библиотекой Беларуси, Правилами пользования информационными ресурсами Интернет в читальных залах Национальной библиотеки Беларуси, Правилами копирования информации, Порядком обслуживания документами на электронных носителях и определяет условия обслуживания пользователей в научном читальном зале (далее – зал).
2. В зале обслуживаются научные сотрудники научно-исследовательских учреждений, специалисты, имеющие ученую степень, преподаватели высших учебных заведений.
3. Обслуживание пользователей осуществляется путем консультирования, выдачи заказанных из фондохранилища документов, обеспечения доступа к электронным ресурсам и подсобному фонду зала, а также путем выполнения дополнительных (платных) услуг.
4. Незрячим пользователям и пользователям c остаточным зрением для работы с электронными и плоскопечатными документами предоставляется тифлооборудование, установленное в индивидуальных кабинах зала.
5. Зал имеет общую с читальным залом докторов наук кафедру выдачи заказанных из фондохранилища документов, которая расположена в помещении 206а (далее – кафедра выдачи).
6. Режим работы зала соответствует режиму работы Национальной библиотеки Беларуси (далее – Библиотека).

ГЛАВА 2.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

7. Информация о ресурсах и услугах Библиотеки, системе читальных залов, правилах и порядках обслуживания, алгоритмах работы с электронными ресурсами предоставляется по запросу пользователя дежурным библиотекарем на кафедре выдачи.

ГЛАВА 3.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОКУМЕНТАМИ, ЗАКАЗАННЫМИ ИЗ ФОНДОХРАНИЛИЩА

8. Заказ документов осуществляется по электронному каталогу Библиотеки (далее – ЭК) с любого автоматизированного рабочего места пользователя или через интернет-портал Библиотеки. Исключение составляют документы, не отраженные в ЭК, заказ которых производится по бланку заказа.
9. Бланк заказа пользователь заполняет самостоятельно и передает его дежурному библиотекарю на кафедре выдачи.
10. Лимит заказа составляет: 30 документов в автоматизированном режиме, 3 – по бланку заказа.
11. Прием заказов на текущий день прекращается за час до закрытия Библиотеки. Заказы, принятые позже указанного времени, выполняются в день, выбранный пользователем при оформлении заказа.
12. Время выполнения заказа, как правило, составляет 30 минут.
13. Заказанные из фондохранилища документы (пользователь получает на кафедре выдачи при предъявлении читательского билета. Отдельные виды документов: рукописи, редкие и старопечатные издания, диссертации, ноты, электронные, аудиовизуальные, изобразительные документы, газеты и др. – выдаются в читальных залах соответствующего профиля.
14. При получении документов, заказанных по бланку заказа, пользователь оставляет читательский билет дежурному библиотекарю.
15. Из документов, забронированных за другими пользователями, по запросу читателя может быть выдан 1 экземпляр. Срок пользования – не более 1 часа.
16. Листок заказа, вложенный в документ, следует сохранять на протяжении всего срока пользования.
17. Выдача документов прекращается за 15 минут до закрытия Библиотеки.
18. Возврат документов осуществляется на кафедре выдачи. Пользователь должен сообщить дежурному библиотекарю о необходимости забронировать документы, продлить срок бронирования, вернуть документы в фондохранилище.
19. Срок бронирования документов – 30 дней со дня заказа. В случае необходимости и при отсутствии запросов от других пользователей срок бронирования может быть продлен. Общий срок бронирования не может превышать 90 дней.
20. Количество документов, забронированных за пользователем, не может превышать 60 единиц.
21. Пользователь несет ответственность за все документы, полученные им в пользование. При получении документы следует просмотреть и в случае выявления дефектов сообщить о них дежурному библиотекарю.

ГЛАВА 4.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОКУМЕНТАМИ ПОДСОБНОГО ФОНДА

22. Работать с документами подсобного фонда зала могут все пользователи Библиотеки.
23. Документами подсобного фонда разрешается пользоваться самостоятельно, не нарушая систему расстановки. После просмотра документы следует оставлять в специальных тележках у стеллажей.
24. Документы подсобного фонда бронированию не подлежат.
25. Запрещается выносить документы подсобного фонда из помещения читального зала без разрешения дежурного библиотекаря.

ГЛАВА 5.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ЭЛЕКТРОННЫМ РЕСУРСАМ

26. Локальные электронные информационные ресурсы Библиотеки доступны с любого автоматизированного рабочего места пользователя.
27. Ресурсы интернет-доступа предоставляются исключительно в научных и образовательных целях с автоматизированных рабочих мест пользователя, выделенных Библиотекой, определенная часть которых отводится только для библиографического поиска.
28. Право доступа к интернет-ресурсам дает читательский билет, который пользователь обязан передать дежурному библиотекарю на кафедре выдачи до начала работы в Интернете.
29. При работе с электронными ресурсами недопустимо выполнять системные процедуры в компьютерной сети, перенастраивать программные средства.
30. Для обработки информации пользователь имеет возможность работать с текстовыми редакторами Wordpad и Блокнот. Во избежание потери информации при работе с текстовым документом рекомендуется выполнять промежуточное сохранение файла.
31. Сохранение электронной информации разрешается только через папку Портфель автоматизированного рабочего места пользователя (далее – папка Портфель) в соответствии с Инструкцией по сохранению электронной информации. Экспорт сохраненной информации на разные виды носителей осуществляется дежурным библиотекарем по запросу пользователя.
32. Работать с информацией, находящейся на электронном носителе пользователя, запрещается. Для работы с личными электронными носителями предусмотрены оборудованные персональными компьютерами индивидуальные кабины (далее – индивидуальные кабины).

ГЛАВА 6.
ВЫПОЛНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

33. Пользователям зала предоставляются дополнительные (платные) услуги по ксерокопированию и сканированию фрагментов документов из фондов Библиотеки, экспорту электронной информации на разные виды носителей согласно Прейскуранту платных услуг, оказываемых государственным учреждением «Национальная библиотека Беларуси» физическим лицам (далее – Прейскурант).
34. Ксерокопирование до 40 страниц из документов Библиотеки выполняет дежурный библиотекарь на кафедре выдачи. Ксерокопия свыше указанного объема выполняется в пунктах копирования.
35. Сканирование до 40 страниц из документов Библиотеки выполняется дежурным библиотекарем на кафедре выдачи или оператором пункта копирования в присутствии пользователя. Сканирование свыше указанного объема осуществляется по предварительному заказу, срок выполнения которого составляет, как правило, 2 суток (без учета субботы, воскресенья и праздничных дней).
36. Для выполнения заказа на ксерокопирование или сканирование в присутствии пользователя читатель должен письменно указать номера подлежащих копированию страниц.
37. Предварительный заказ на сканирование оформляется на кафедре выдачи у дежурного библиотекаря. Пользователь должен заполнить специальный бланк, оплатить заказ, предоставить чистый электронный носитель (CD, DVD).
38. Для выполнения запроса на копирование информации из папки Портфель пользователь должен сообщить дежурному библиотекарю на кафедре выдачи номер автоматизированного рабочего места и имя созданного файла.
39. Для копирования электронной информации рекомендуется предоставлять чистый электронный носитель. Экспорт информации осуществляется только после проверки носителя на наличие вредоносных программ (в ходе проверки файлы, содержащие вредоносный код, могут быть автоматически удалены системой). На носители, которые невозможно очистить от вредоносных программ, копирование электронной информации не производится.
40. Оплата услуг осуществляется пользователем в пунктах приема платы за услуги согласно Прейскуранту.
41. Выполнение платных услуг прекращается за 15 минут до закрытия Библиотеки.

Вопросы обслуживания пользователей, не урегулированные данным Порядком, решаются индивидуально путем обращения пользователя к заведующему отделом библиотечного обслуживания и первому заместителю директора по обслуживанию пользователей и идеологии.

Библиотекарям