ГлавнаяИнформационные ресурсыЭлектронные информационные ресурсыРесурсы Национальной библиотеки БеларусиВиртуальные проекты, выставки и коллекцииВиртуальные проекты библиотекиПервая мировая война в литературеПервая мировая война в белорусской литературеЯкуб Колас
Якуб Колас

Якуб Колас

Во время Первой мировой войны в 1915 г. в связи с приближением фронта Якуб Колас вместе с семьей эвакуировался в Московскую губернию, где был призван на армейскую службу. После окончания Александровского военного училища (Москва, 1916 г.) служил в запасном полку в г. Перми. Летом 1917 г. в звании подпоручика направлен на Румынский фронт, но в скором времени в связи с болезнью получил отпуск и уехал к семье в город Обоянь (теперь – Курская область России). Как учитель был освобожден от армейской службы и работал преподавателем, школьным инструктором в г. Обояни и его округе.

В стихах этого периода звучат антивоенные мотивы, тревога поэта за судьбу Беларуси в новых исторических обстоятельствах, сложившихся в результате войны и Октябрьской революции 1917 г., и одновременно призыв к созидательному труду на благо родной страны (сборник стихов «Водгулле», изданный в Минске в 1922 г.). В стихах 1914–1916 гг. («Думкі салдата», «Ворагам») поэт осуждал империалистическую войну, разоблачал ее захватнический характер, антинародную направленность, правдиво отображал крестьянина, участника войны, его психологию. Якуб Колас рисует картины Первой мировой в реалистичной манере, воссоздавая в лирическом монологе «Думкі салдата» голос обычного солдата-крестьянина, который стремится разоблачить виновников. Мотив поиска тех, кто виноват в народной трагедии, выразительно звучит в стихотворении «Ворагам». Якуб Колас, как и Янка Купала, широко использует в стихах о Первой мировой войне («Новаму году», «Поле», «Новаму 1915 г.») фольклорные образы сева, бури, жатвы, переосмысливая их:

Замест снопікаў шчаслівых
Густа косці паляглі…

Замест зернятак – гранаты
Шчодра сеялі ў той год…

Стихотворения:
«Вецер»
«Ворагам»
«Думкі салдата»
«На рэчцы»

«Новаму году»
«Новаму 1915 г.»
«Поле»

Среди прозаических произведений 20-х годов рассказы Я. Коласа выделялись реалистичной правдивостью картины жизни того времени, исторической достоверностью характеристик художественных образов. Одним из таких рассказов является «Крывавы вір» (1923), напечатанный в 7–8-м номерах журнала «Полымя». В основу рассказа положен трагический случай с внуком господина Самбурского – студентом Петей Клочковым. Автор не просто пересказал реальное происшествие, а написал художественное произведение, изменив имена главных героев – студента и господской служанки.

Студент Харьковского университета, внук госпожи, проживавшей на Курщине, Гриша Заплатинский сочувствовал революции и даже вел среди крестьян соответствующую работу, а когда началась революция, то в вихре ее событий не смог найти определенное место.

Крестьяне хотели, чтобы барчук пошел вместе с ними и на деле доказал искренность его прежних слов о революции, забрали его в свой красноармейский отряд, который отправлялся отражать наступление немецких войск.

По дороге Гриша отстал с намерением скорей убежать куда-нибудь от кровавых событий. Пойманный разъездом красногвардейцев и заподозренный в шпионаже, он просит крестьян подтвердить его местное происхождение, а те решительно отказываются признать его своим. Старший в толпе дед Потап категорически заявил: «Не, не наш! Наш з мужчынамі на немца пайшоў». И сколько юноша ни просил старика не брать на душу грех, сказать правду, тот упрямо твердил: «Не ведаю, не ведаю цябе, хто ты ёсць».

Коллизия действительно чрезвычайно трагическая. От того, что скажут крестьяне, зависела жизнь юноши. Дед Потап не признал его своим и тем самым осудил на смерть. Что это: крестьянская черствость или социальная месть? Не черствость и не месть, а осуждение измены. Все мужчины, способные держать в руках оружие, пошли защищать Родину, свободу, завоевания революции, ведь приход немцев к ним ассоциировался с возвращением господ и восстановлением прежних порядков. Предательство общих интересов всегда и у всех народов решительно осуждается, независимо от того, кто в этом виноват. Противопоставлением деда Потапа Грише Заплатинскому решается прежде всего нравственная проблема. Коллектив осуждает личность, бросившую ему вызов, предавшую его жизненные интересы.

В рассказе «Крывавы вір» революция – это стихия, вызывающая бурю чувств, вносящая сумятицу в настроение, разводящая в противоположные стороны людей, действующая деструктивно. Если для деда Потапа революция – акт справедливости, долгожданная расплата с господами за все былые унижения, то для госпожи – это смерть и ужас, ведь она не чувствует личной вины за прошлое. У барчука, студента Гришки, который вообще не имел никакого отношения к прошлым трагедиям и даже хочет стать красноармейцем, в душе пока что только сомнение: «Гэта вайна, гэтая кроў – навошта ўсё гэта?». Сам же автор как гуманист придерживается мысли, высказанной Гришкой: «Ніхто не вінаваты і ўсе вінаваты».

В 1926 г. Якуб Колас начал писать поэму «На шляхах волі» о тяжелых условиях существования во время Первой мировой войны, их влиянии на формирование протестных настроений народных масс и положительного отношения к большевикам в период революций 1917 г. Над этим произведением поэт много размышлял, работал и в 1930-е и в 1950-е гг., но так и не завершил. В поэме Якуб Колас сумел показать весь драматизм войны, ее истребительный характер в отношении мирного населения, противоречивость революционных событий, отсутствие такого явления, как социалистическая революция в Беларуси, поскольку белорусы все время сражались против внешней оккупации, за собственную государственную независимость.

Драматические события Первой мировой войны, «солдатскую правду» Якуб Колас отобразил в пьесе «Вайна вайне» (1927–1931 гг., последняя редакция 1938 г.).

Библиотекарям