ГлавнаяИнформационные ресурсыЭлектронные информационные ресурсыРесурсы Национальной библиотеки БеларусиВиртуальные проекты, выставки и коллекцииВиртуальные проекты библиотекиКлассики мировой литературы Янка Купала и Якуб КоласЧитаем Купалу и Коласа вместеВеликая Отечественная война в творчестве Янки Купалы и Якуба КоласаОбраз войны в произведениях Якуба Коласа 1941–1945 гг.Поэма «Адплата»
Поэма «Адплата»

Поэма «Адплата»

В апреле 1943 г. Якуб Колас начал работу над большой поэмой «Адплата» (PDF). Над этим произведением он работал долго, так как был занят общественными делами. Только в ноябре 1944 г. работа была окончена. Поэма «Адплата» – настоящая эпопея партизанской борьбы белорусского народа с фашистскими захватчиками. По широте охвата действительности, правдивости отображения жизни, идейной насыщенности, по глубине проникновения поэта в суть, содержание событий и ситуаций, полноте создания образов поэма занимает одно из первых мест среди белорусской поэзии военного времени. Она стала художественным обобщением всемирно-исторического значения опыта борьбы белорусского народа с врагом. Поэт удалось отобразить разнообразные формы партизанской борьбы, нарисовать неповторимые картины жизни и быта партизан.

Одной из особенностей поэмы является глубоко правдивый показ характера партизанского движения. Во многих произведениях, посвященных партизанской войне, оно отображается как стихийное явление. В описании же Якуба Коласа партизанское движение имеет характер организованной народной мести.

Показывая героическую борьбу белорусского народа, ее трудности и удачи, Якуб Колас не мог обойти вниманием и ежедневного быта партизан, того специфического быта, который сложился в условиях, когда «злучыла нячуткае гора народ наш пачуццем адным». Показу жизни партизан в поэме посвящено несколько эпизодов. Якуб Колас подробно описывает партизанское житье-бытье, внешний вид лагеря, где все «было зроблена з густам на ўцеху ваякам сваім». Как деталь партизанского быта поэт подчеркивает и то, что даже женщины «ўсе жылі ў згодзе, без сваркі, парушыўшы звычай старэчы».

Реалистичный показ партизанского движения, источников силы и победы обусловили и правдивый показ образов партизан, как рядовых, так и руководства. В описании Якуба Коласа рядовые партизаны не только простые исполнители воли командира, но и серьезные, вдумчивые и рассудительные бойцы. Каждый из них, «распалены помстай гарачай», прикидывает, как «немца спрытней акалпачыць». Они объединены одной мыслью, одним чувством, служат одному делу, но каждый образ глубоко индивидуален, дифференцирован. Художник-реалист сумел увидеть в каждом человеке особые черты характера и нашел соответствующие факты, эмоции и интонации, чтобы передать этот характер. Все образы поэмы реалистичны по методу их создания и в высокой степени обобщены.

Главным героем произведения является Кондрат Белоус – командир партизанского отряда. Это самый интересный образ поэмы. Первая и главная его черта – полнокровность, жизненность, правдивость. Перед читателем не схема, не рупор идей и не резонер, а художественно законченный, и потому словно живой образ партизанского лидера.

В нем поэту удалось мастерски обобщить и отобразить лучшие черты, свойственные всему народу: беззаветную преданность своей родине, принципиальность и выдержку, героизм и бесстрашие, безграничную любовь к человеку и ненависть к врагу. Это не внешние атрибуты образа, и проявляются они не только через авторские ремарки и характеристики – они переданы в динамике, поведении, мыслях и чувствах героя.

В поэме показаны мужчины и женщины разных возрастов, старики и дети. Никита, Куприян и Сёмка представляют старшее поколение. Каждая черта того или иного образа воплощает конкретную типичную народную черту.

Дядька Никита – изобретатель, человек большой инициативы и усердия. Он не теряется в самых трудных обстоятельствах и испытаниях, горячо любит жизнь и при любой возможности стремится украсить ее. Вот он сделал себе землянку: утеплил ее мхом, поставил подпоры, отдушины вывел в поле, сам сложил печь, камелёк на жести подвесил к потолку:

А колькі ж ён вырабіў ходаў,
Каморак і розных пячур!
Дух творчасці ім авалодаў:
То – дзот яго, крэпасці мур.

Более подробно в поэме подан образ деда Сёмки – «мудреца-самородка», которому свойственны характерные народные черты – наблюдательность, сообразительность, рассудительность. Всю свою энергию, всю мудрость он отдал делу борьбы с врагом. Образ деда противопоставлен образу фон Крапа. В столкновении простого крестьянина с «чистокровным арийцем» поэт демонстративно подчеркнул нравственное и физическое превосходство простого белоруса над немцами.

Образ деда Сёмки контрастирует не только с образом фон Крапа, но и с образом предателя Тимоха, ему свойственны тончайшие нюансы сложной человеческой психики. Он не только саркастически-язвителен, наделён тонким и находчивым умом. Вот дед Сёмка ведет к партизанскому штабу Приблуду-Жигуна. Он еще не знает точно, кого ведет, но чувство, здоровый инстинкт не подводят, он догадывается, что это враг. Особую настороженность – это внутреннее качество деда Сёмки – поэт подчеркивает и во внешних чертах, во внешнем облике деда: «І выгляд у дзеда такі, што іх партызанскаму стану нямецкія грозяць ваўкі».

Не менее рельефно проявляется его характер в сцене допроса Приблуды-Жигуна. Дед Сёмка подмечает все мелочи и каждую из них берет во внимание, взвешивает, связывает с другими явлениями. Когда Жигун высокопарными словами проклинает немцев, дед Сёмка парализует его своим скептическим замечанием: «Аднак жа ёсць тут і загадка».

Герой поэмы относится к людям, которые не могут успокоиться, пока не докопаются до «карэння рэчаў», пока не распутают клубок сомнений. Он все время в движении, в действии:

Натура ўжо ў Сёмкі такая:
На месцы не ўседзіць хвіліны.
Ён тупае, ходзіць, шукае
Яшчэ непачутай навіны.

Усё, што ні стрэнецца дзеду,
Уведаць яму так цікава,
Каб тут жа па свежаму следу
Была разгадана праява.

Значительное место в поэме «Адплата» отведено молодому поколению. В суровых испытаниях Великой Отечественной войны молодёжь показала себя достойной своих отцов, оправдала надежды, возложенные на неё нашим народом. С отеческой теплотой и любовью создал поэт эти образы. На обращение командира партизанского отряда Кондрата Белоуса: «Ну, як: паваюем, Пятрок?» – юноша с уверенностью отвечает: «Чаму ж не? Абы загадалі» – «І вочы яго заблішчалі, як дзве незабудкі ў траве». Это же можно сказать и о Максиме Потороке, лесном соловье, который до «песень вялікі ахвотнік».

К вышеупомянутым образам относятся и образы партизан Костика и Клима. Юные мстители «распалены помстай гарачай».

Однажды парни получили боевое задание – уничтожить железнодорожный мост. Операция была сложной, они даже подумывали, что в отряд «пойдуць ні з чым», и очень «уніклі перад цяжкай задачай». Но они ведь должны выполнить приказ командира, иначе «лепш і не жыць тады ім». Общими усилиями молодые партизаны нашли подход к мосту и взорвали его. Якуб Колас подробно описывает сложную боевую операцию, мужество юных мстителей, их высокое осознание своей ответственности перед народом.

Якуб Колас мастерски нарисовал в поэме и образы предателей народа: трусливого и слабохарактерного Тимоха, который раньше «быў у калгасе гультай», «калгасу заўжды чужаніца», а также немецкого прислужника Жигуна – в прошлом кулака. Оба они мечтали о собственных хозяйствах, служили гитлеровским убийцам. Но всему приходит конец. Предатели выдают сами себя. Тимох разоблачает в партизанском отряде Жигуна, на голову которого обрушивается грозный партизанский меч. Потом сам же признается, раскаивается в своих преступлениях перед партизанами. Они прощают «прадажнай душы» его преступления перед народом. Люди пожалели, но совесть не пожалела: он сходит с ума и также погибает.

Поэма Якуба Коласа «Адплата» – высокохудожественное произведение белорусской поэзии, произведение мощной силы воздействия, одухотворённое высокой идеей. Во время войны она вдохновляла наш народ, умножала его силы в святой борьбе с врагом, прославляла благородные чувства патриотизма и героизма. Поэма отыгрывала мобилизующую роль и в условиях послевоенного строительства. Действенная сила произведения не уменьшилась от того, что человечество всё дальше и дальше отходит от ужасной войны.

Поэма «Адплата»

Источники информации:

  1. Колас, Я. Збор твораў : у 12 т. / Якуб Колас ; рэдкал. : В. Барысенка [і інш.]. – Мінск : Дзяржвыд БССР, 1961–1964.
  2. Жыгоцкі, М. Сіла праўды: слова пра ваенную публіцыстыку Якуба Коласа / Мікола Жыгоцкі // Беларуская думка. – 2008. – № 5. – С. 78–81.
  3. Жыгоцкі, М. У суровыя гады ваеннага ліхалецця / Мікола Жыгоцкі // Полымя. – 2009. – № 12. – С. 148–163.
  4. Мушынскі, М.І. Вобраз вайны ў творах Якуба Коласа 1941–1945 гг. / М.І. Мушынскі // Вялікая Айчынная вайна ў мастацкай літаратуры : матэрыялы рэсп. навук. канф., Мінск, 27 крас. 2005 г. / [рэдкал.: І. С. Роўда (адк. рэд.) і інш.]. – Мінск, 2007. – С. 9–22.

Библиотекарям