ГлавнаяИнформационные ресурсыЭлектронные информационные ресурсыРесурсы Национальной библиотеки БеларусиВиртуальные проекты, выставки и коллекцииВиртуальные проекты библиотекиВиртуальное путешествие с Янкой МавромВиртуальное путешествие с Янкой Мавром
Виртуальное путешествие с Янкой Мавром

Виртуальное путешествие с Янкой Мавром

Возможно ли совершить путешествие в страну, не посещая ее? Да, возможно. И именно такое путешествие предложит осуществить читателям знаменитый белорусский писатель Янка Мавр при помощи своих книг и иллюстраций белорусских и российских художников.

Его книги, созданные почти сто лет назад, и поныне впечатляют невероятными приключениями и яркими описаниями. Произведения Янки Мавра в начале ХХ века позволили читателю побывать в таких экзотических уголках Земли, как Новая Гвинея (повесть «У краіне райскай птушкі», 1926), Огненная Земля (повесть «Сын вады», 1927), Ява (роман «Амок», 1928), а также посетить красивейшие места белорусского Полесья (повесть «Палескія рабінзоны», 1929).

Этому автору принадлежат первые в белорусской литературе произведения в приключенческо-фантастическом жанре. Янка Мавр рискнул показать растительный и животный мир, нравы и быт местных жителей далёких стран. Читателю даже может показаться, что автор не только бывал в тех краях, но и провёл там довольно долгое время.

И по-настоящему удивительным является тот факт, что Янка Мавр никогда не был в дальнем зарубежье. Да, он проехал от Варшавы на западе до Байкала на востоке, от Мурманска на севере до Кавказа на юге, но никогда не был в странах, описанных им в произведениях. Однако владение языком эсперанто – универсальным искусственным языком, созданным на латинской основе, – позволяло ему контактировать с исследователями почти всего мира и знать до мелочей быт и жизнь людей Индонезии, Борнео, Суматры, Новой Зеландии или Австралии.

Откуда же началась эта любовь к путешествиям и экзотическим странам? Вероятней всего – из детства писателя, когда мать осталась одна с маленьким сыном на руках без хозяйства, без своей земли и вынуждена была искать работу в разных деревнях, перебираясь с места на место. Возможно, именно эти переезды и пробудили в душе мальчика любовь к перемене мест, путешествиям, в которых всегда есть ожидание нового и предчувствие невероятного.

То, что взрослому казалось бы трудным, детская душа воспринимала как приключения. Вот какое воспоминание мы находим в автобиографической книге Янки Мавра «Путь из тьмы»: «…Где-то за городом мы нашли заколдованную страну. Взрослые люди сказали бы, что это было небольшое заросшее озеро, а для нас это был большой и таинственный мир. Мы знали, что где-то рядом было море, но мы его почти и не видели. Оно было с другой стороны города, где живут чужие люди в красивых домах, и нам туда идти не стоило. Да и зачем нам это море, если здесь в сто раз лучше? Здесь вода тёплая, густая, зелёная. Хоть станешь, хоть ляжешь – всегда тебе и тепло, и мягко. А рядом поднимаются камыши, аир, и растёт он не лишь бы как, а улицами. Ползёшь посреди такой улицы, а по сторонам высокие-высокие стены, только небо и видно. По зелёной воде за тобой остается след, тоже хорошая вещь: это значит, что ты первым проложил здесь дорогу».

А потом, когда Янка Мавр уже стал учеником ремесленного училища, у него появилась мечта – обзавестись лодкой и на ней объехать все реки и моря, все континенты…

Стремление к познанию мира и необычайная сила фантазии помогли автору найти ответ на вопрос, как писать, о чём писать. Вот как, по его словам, возникла идея создания первой приключенческой книги: «Когда я написал свою первую самодеятельную повесть “Чалавек ідзе”, то Якимович очень заинтересовался ею и напечатал в “Беларускім піянеры” в 1924 году. Потом меня пригласил в издательство Тишка Гартный и говорит, что у белорусов нет своего Майна Рида и что мне нужно написать приключенческую книжку. Как же ее написать? “А ты посмотри внимательно на карту”, – говорит Гартный. Пришел я домой. Вот так задача: взгляни на карту полушарий и выуди что-нибудь приключенческое. Взялся я за острова, на которых бывал Миклухо-Маклай. Начал копаться, действовать – и появилась повесть “У краіне райскай птушкі”».

После неё были созданы многие рассказы, повесть «Сын воды», роман «Амок». К сожалению, Янка Мавр так и остался единственным представителем белорусской приключенческой литературы такого масштаба. На закономерный вопрос «Почему?» сам Янка Мавр отвечал так: «Секрет очень прост. Чтобы собрать урожай, нужны годы подготовки. Мои записи – это итог кропотливой предварительной работы».

И по сей день мы с удовольствием читаем захватывающие произведения одного из самых ярких и самобытных белорусских писателей – Янки Мавра.

Библиотекарям