ГлавнаяЧитателюПравила пользования и записи в библиотекуПорядок обслуживания слепых и слабовидящих пользователей

Порядок обслуживания слепых и слабовидящих пользователей

ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Порядок обслуживания слепых и слабовидящих пользователей (далее – Порядок) разработан в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-3 «Об авторском праве и смежных правах», Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (далее – Марракешский договор), Законом Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-3 «О защите персональных данных», уставом государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси» (далее – Библиотека), правилами пользования Национальной библиотекой Беларуси, порядком обслуживания в научном читальном зале и использует термины, определенные Марракешским договором.

2. Порядок определяет условия обслуживания Библиотекой слепых и слабовидящих пользователей (далее – бенефициары).

3. Обслуживание бенефициаров осуществляется путем консультационного и справочно-библиографического сопровождения информационной деятельности и обеспечения доступа к информационным ресурсам Библиотеки.

4. Консультационное и справочно-библиографическое обслуживание бенефициаров включает:

консультационную помощь в работе с предоставляемыми Библиотекой информационными ресурсами и оборудованием;
подбор литературы и оформление списка документов по теме;
поиск и заказ необходимых документов, в том числе по межбиблиотечному абонементу (далее – МБА);
предоставление информации о событиях, фактах, лицах;
уточнение фактографической и библиографической информации.

5. Доступ бенефициаров к информационным ресурсам Библиотеки обеспечивается посредством:

выдачи документов, напечатанных шрифтом Брайля, для работы в читальном зале;
предоставления специального оборудования и тифлосредств для работы с плоскопечатными, электронными и аудиодокументами в читальном зале;
преобразования документов в электронные доступные форматы (далее – в доступные форматы);
электронной доставки документов.

6. Библиотечно-информационные услуги предоставляются бенефициарам бесплатно на основании удостоверения инвалида по зрению или документа, подтверждающего сопутствующую инвалидность по зрению.

7. Обслуживание бенефициаров осуществляется в научном читальном зале и удаленно.

ГЛАВА 2.
ОБСЛУЖИВАНИЕ БЕНЕФИЦИАРОВ В НАУЧНОМ ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ

8. Обслуживание бенефициаров в научном читальном зале осуществляется на основании читательского билета, который выдается при регистрации в Библиотеке.

9. Для регистрации необходимо предъявить документ, подтверждающий личность: паспорт, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца; для записи в научный читальный зал – удостоверение инвалида по зрению или документ, подтверждающий сопутствующую инвалидность по зрению.

10. Сопровождение бенефициаров по Библиотеке обеспечивают работники научного читального зала или ответственный дежурный. Вызвать сопровождающего можно в пунктах записи и информирования пользователей.

11. Работать с документами подсобного фонда научного читального зала можно без предварительного заказа, с документами из основного фонда, в том числе с изданиями, напечатанными шрифтом Брайля, – по предварительному заказу.

12. Заказ документов выполняется по электронному каталогу самостоятельно или по запросу дежурным библиотекарем. Заказанные документы доставляются в читальный зал в течение 30 минут.

13. Для самостоятельной работы бенефициаров с плоскопечатными изданиями, аудиодокументами и электронными ресурсами в читальном зале оборудованы автоматизированные рабочие места, оснащенные тифлосредствами:

электронной лупой, которая проецирует страницы печатного документа на экран компьютера в укрупненном формате;
программой «Экранная лупа», встроенной в Windows, которая увеличивает электронную информацию;
программой экранного доступа, которая озвучивает электронный текст с экрана монитора на белорусском, русском, английском языках;
наушниками.

14. В читальном зале можно получить консультационную помощь в работе с информационными ресурсами Библиотеки, персональным компьютером, имеющимися в читальном зале тифлосредствами, оформить заказ на электронную доставку документов и преобразование документов в доступные форматы.

ГЛАВА 3.
УДАЛЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БЕНЕФИЦИАРОВ

15. Удаленное обслуживание бенефициаров осуществляется по телефону (8 017) 293 27 23, электронной почте tiflo@nlb.by и другим каналам связи.

16. Право на удаленное обслуживание обеспечивает электронная копия или фотография удостоверения инвалида по зрению или документа, подтверждающего сопутствующую инвалидность по зрению.

17. Для регистрации в качестве удаленного пользователя Библиотеки необходимо также предоставить на электронную почту следующие сведения, которые определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, локальными актами, достижением поставленных целей и включают:

ФИО;
число, месяц, год рождения;
образование, ученая степень, ученое звание;
место учебы (факультет, курс, форма обучения);
место работы, должность;
данные о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания;
данные об инвалидности (группа инвалидности, срок действия);
номер телефона;
е-mail.

18. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 07.05.2021 №99-3 «О защите персональных данных» и политикой в отношении обработки персональных данных, утвержденной в Библиотеке, без согласия субъекта персональных данных (абзац 20 части 1 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 №99-3 «О защите персональных данных», подпункт 2.2 пункт 2 статья 137 Кодекса Республики Беларусь о культуре) только в целях удаленного библиотечно-информационного обслуживания бенефициаров.

19. По запросам бенефициаров удаленно выполняются консультации, библиографические и фактографические справки, заказы на электронную доставку документов и преобразование документов в доступные форматы.

ГЛАВА 4.
ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ БЕНЕФИЦИАРОВ

20. Служба электронной доставки документов (далее – ЭДД) предоставляет цифровые копии фрагментов или целостных документов в доступных форматах на электронную почту бенефициара.

21. По запросу бенефициара доставляются преобразованные экземпляры и электронные копии представленных в доступных форматах документов Библиотеки, открытых источников информации и документов, полученных по МБА.

22. Документы из лицензионных баз данных и полученные по МБА предоставляются в формате и объеме, определенном правообладателями ресурсов.

23. Доставка выполняется в течение трех дней. Время доставки документов, для которых оформлен заказ по МБА или заказ на преобразование, зависит от сроков выполнения этих заказов.

ГЛАВА 5.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ В ДОСТУПНЫЕ ФОРМАТЫ

24. Преобразование документов в доступные форматы (далее – преобразование) – это создание экземпляров документов в доступных для восприятия бенефициаров форматах:

графическом (pdf), доступном для работы слабовидящих бенефициаров с помощью экранной лупы;
текстовом (word, txt), доступном для работы с программами экранного доступа и озвучивания текста;
аудио (mp3), оцифрованном или озвученном синтезированным голосом.

25. По запросам бенефициаров могут быть преобразованы документы из фондов Библиотеки, баз данных, доступ к которым обеспечивает Библиотека, открытых источников информации и документы, полученные по МБА.

26. Формат, объем, условия предоставления документов из лицензионных баз данных и полученных по МБА определяют правообладатели ресурсов.

27. Заказы на преобразование выполняются в порядке поступления.

28. Срок выполнения заказов на преобразование без редактирования распознанных текстов (далее – редактирование) составляет до 7 дней. Сроки преобразования с редактированием зависят от количества и сложности поступивших заказов, объема и качества преобразуемых источников и устанавливаются по согласованию с бенефициаром.

29. Заказы на преобразование с редактированием принимаются только для документов социогуманитарной направленности и произведений художественной литературы.

30. Каждый созданный путем преобразования экземпляр имеет отметку о том, что преобразован для пользователя с инвалидностью по зрению и предназначен для его личного пользования. Отметка выполняется в формате, соответствующем формату преобразования.

31. Преобразованные экземпляры предоставляются для работы в читальном зале, экспортируются на электронный носитель либо доставляются на электронную почту бенефициара.

32. Бенефициары несут ответственность, в случае использования полученных экземпляров в целях, противоречащих законодательству Республики Беларусь.

Вопросы обслуживания пользователей, не урегулированные данным Порядком, решаются индивидуально путем обращения пользователя к заведующему отделом библиотечного обслуживания и заместителю генерального директора – директору по формированию информационных ресурсов и обслуживанию пользователей.

Библиотекарям