ГлавнаяЧитателюПравила пользования и записи в библиотекуПорядок обслуживания в читальных залахПорядок обслуживания в зале белорусской литературы

Порядок обслуживания в зале белорусской литературы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный порядок разработан в соответствии с Правилами пользования Национальной библиотекой Беларуси, Правилами пользования информационными ресурсами Интернета в читальных залах Национальной библиотеки Беларуси, Правилами копирования информации, Правилами пользования индивидуальными кабинами, оборудованными персональными компьютерами, Порядком обслуживания документами на электронных носителях и определяет условия обслуживания пользователей в зале белорусской литературы (далее – Зал).
2. Зал обслуживает студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов, соискателей ученой степени и других специалистов с высшим образованием по профилю белорусоведения.
3. Обслуживание пользователей осуществляется путем выдачи документов из фондохранилища, обеспечения доступа к документам подсобного фонда Зала и электронным ресурсам.
4. Режим работы Зала соответствует режиму работы Национальной библиотеки Беларуси (далее – Библиотека).

ГЛАВА 2
ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОКУМЕНТАМИ, ЗАКАЗАННЫМИ ИЗ ФОНДОХРАНИЛИЩА БИБЛИОТЕКИ

5. Консультации по поиску библиографической информации и оформлению заказов на документы из фондохранилища пользователь получает у дежурного библиотекаря Зала и библиографа-консультанта справочно-информационного отдела (атриум, 2-й этаж).
6. Заказ документов (кроме номеров журналов, продолжающихся изданий, отсутствующих в электронном каталоге, (далее – ЭК), и электронных приложений к печатным изданиям) осуществляется в автоматизированном режиме с любого автоматизированного рабочего места пользователя через электронный каталог Библиотеки.
7. Заказ номеров журналов, продолжающихся изданий, отсутствующих в ЭК, и электронных приложений к печатным изданиям осуществляется по бланку заказа. Пользователь самостоятельно заполняет бланк заказа и передает его дежурному библиотекарю на кафедре выдачи Зала.
8. Лимит заказа в автоматизированном режиме составляет 30 документов, по бланку заказа – 5 бланков для заказа журналов и продолжающихся изданий (номеракоторых отсутствуют в ЭК) и 3 бланка для заказа электронных дополнений к печатным изданиям.
9. Прием заказов на текущий день прекращается за час до закрытия Библиотеки. Заказы, принятые позже этого времени, выполняются в день, выбранный пользователем при оформлении заказа.
10. Время выполнения заказа составляет 30 минут.
11. Заказанные документы (кроме электронных приложений к печатным изданиям) пользователь получает на кафедре выдачи Зала при наличии читательского билета. Выдача электронных приложений к печатным изданиям осуществляется в зале нотных и аудиовизуальных документов.
12. При получении журналов и продолжающихся изданий, заказанных по бланку заказа, пользователь оставляет читательский билет дежурному библиотекарю.
13. Из документов, забронированных другими пользователями, по запросу читателя может быть выдан 1 экземпляр. Срок пользования – не более 1 часа.
14. Листок заказа, вложенный в документ, необходимо сохранять на протяжении всего срока пользования.
15. Выдача документов прекращается за 15 минут до закрытия Библиотеки.
16. Возврат документов осуществляется на кафедре выдачи Зала. Пользователь должен сообщить дежурному библиотекарю о необходимости забронировать документы, продлить срок бронирования, вернуть документы в фондохранилище.
17. Срок бронирования документов – 30 дней со дня заказа. В случае необходимости и при отсутствии запросов от других пользователей он может быть продлен. Общий срок бронирования не может превышать 90 дней.
18. Количество документов, забронированных пользователем, не может превышать 60 единиц.
19. Работа с документами на микроформах осуществляется на специальном оборудовании, которое готовит дежурный библиотекарь.
20. Пользователь несет ответственность за все документы, полученные им. При работе с документами в случае выявления дефектов пользователю необходимо сообщить о них дежурному библиотекарю.

ГЛАВА 3
ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОКУМЕНТАМИ ПОДСОБНОГО ФОНДА ЗАЛА

21. Работать с документами подсобного фонда Зала могут все пользователи.
22. Документы из закрытой части подсобного фонда выдаются дежурным библиотекарем без предварительного заказа по устному запросу пользователя по предъявлению читательского билета. Одновременно можно получить до 40 единиц документов.
23. Документами из открытой части подсобного фонда разрешается пользоваться самостоятельно, не нарушая системы расстановки на полке. После просмотра желательно вернуть их на место.
24. Документы подсобного фонда бронированию не подлежат.
25. Запрещается выносить документы подсобного фонда из Зала без разрешения дежурного библиотекаря.
26. Выдача документов из закрытой части подсобного фонда прекращается за 15 минут до закрытия Библиотеки.
27. Посетитель несет ответственность за все полученные документы. При работе с документами в случае выявления дефектов пользователю необходимо сообщить о них дежурному библиотекарю.

ГЛАВА 4
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ЭЛЕКТРОННЫМ РЕСУРСАМ

28. Электронные ресурсы Библиотеки доступны с любого автоматизированного рабочего места пользователя.
29. Доступ к информационным ресурсам Интернета предоставляется исключительно в научных и образовательных целях и осуществляется с установленных Библиотекой автоматизированных рабочих мест пользователей, определенная часть которых предназначена только для библиографического поиска.
30. Перед началом работы с интернет-ресурсами пользователь должен передать читательский билет дежурному библиотекарю.
31. Консультации по работе с электронными ресурсами пользователь получает у дежурного библиотекаря Зала. В случае сложного информационного запроса пользователь может обратиться к библиографу-консультанту справочно-информационного отдела (пом. 257).
32. Поиск и просмотр информационных ресурсов Интернета осуществляется на бесплатной основе.
33. При работе с электронными ресурсами недопустимо выполнять системные процедуры в компьютерной сети, переустанавливать программные средства.
34. Для обработки информации у пользователя есть возможность работать с текстовыми редакторами Wordpad и «Блокнот». Чтобы избежать утери информации при работе с текстовым документом, рекомендуется выполнять промежуточное сохранение файла.
35. Работать с информацией, которая находится на электронном носителе пользователя, запрещается. Для работы с личными электронными носителями предусмотрены индивидуальные кабины, оборудованные персональными компьютерами.

ГЛАВА 5
ВЫПОЛНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

36. Пользователям Зала предоставляются дополнительные (платные) услуги по ксерокопированию и сканированию фрагментов документов из фондов Библиотеки, экспорту электронной информации на разные виды носителей, предоставлению в пользование индивидуальных кабин соглаcно законодательству Республики Беларусь и в соответствии с Прейскурантом платных услуг, оказываемых государственным учреждением «Национальная библиотека Беларуси» физическим лицам (далее – Прейскурант).
37. В Зале осуществляется ксерокопирование до 40 страниц из документов Библиотеки. Ксерокопия сверх указанного объема выполняется операторами на 1-м и 2-м этажах атриума.
38. Для выполнения запроса на ксерокопирование документов пользователь должен письменно указать номера страниц, которые необходимо копировать.
39. В Зале выполняется сканирование из документов Библиотеки (форматы А3, А4) объемом до 40 страниц. Сканирование сверх установленного объема и документов другого формата осуществляется по предварительному заказу, оформить который можно на кафедре выдачи Зала.
40. Для оформления заказа на сканирование документов пользователь должен заполнить специальный бланк, оплатить заказ, предоставить чистый электронный носитель (CD, DVD). Срок выполнения заказа – 2 дня.
41. Сохранение и дальнейшее копирование электронной информации на разные виды носителей выполняются только через папку «Портфель» автоматизированного рабочего места пользователя в соответствии с Инструкцией по сохранению электронной информации.
42. Для выполнения запроса на копирование информации из папки «Портфель» пользователь должен сообщить библиотекарю номер автоматизированного рабочего места и имя созданного файла.
43. Для копирования электронной информации рекомендуется предоставить чистый электронный носитель. Экспорт информации осуществляется только после проверки носителя на наличие вредных программ (во время проверки файлы, которые содержат вирус, могут быть автоматически удалены системой). На носители, которые невозможно очистить от вредных программ, копирование электронной информации не выполняется.
44. Перед началом работы в индивидуальной кабине пользователь должен передать электронный носитель дежурному библиотекарю для проверки на наличие вредных программ, оставить читательский билет, зафиксировать время работы.
45. Оплата услуг производится пользователем в пунктах приема оплаты за услуги на основе оформленного библиотекарем наряда-заказа согласно Прейскуранта.
46. Оказание платных услуг прекращается за 15 минут до закрытия Библиотеки.
47. Посетители Зала имеют право бесплатно пользоваться телевизором (до 30 минут в день) для просмотра передач научного и просветительского характера. Звуковой сигнал регулируется библиотекарем с учетом создания условий для работы остальным пользователям.

Вопросы по обслуживанию пользователей, не урегулированные данным Порядком, решаются индивидуально путем обращения пользователя к заведующему отделом обслуживания специализированными фондами и первому заместителю директора по обслуживанию пользователей и идеологии.

Библиотекарям
111