ГлавнаяМероприятияЖивописец танцовщиц
Приглашаем на творческое занятие «Цветочки в горшочке»
Занятие «Интересно почитать» по книге «Приключения любопытного волчонка»

Живописец танцовщиц

Живописец танцовщиц
Другие Мероприятия
5 июля – 25 августа
Дата проведения
10.00–20.00
Время проведения
пом. 306
Место проведения

Книжно-иллюстративная выставка «Живописец танцовщиц», посвященная 190-летию со дня рождения французского художника-импрессиониста Эдгара Дега (1834–1917), проходит с 5 июля по 25 августа в зале документов по искусству (пом. 306).

Природа, знавшая, что ей к лицу покой,
Спала, подобная красавице из сказки.
Но запыхавшийся, счастливый голос пляски
Ей звонко возвестил, что час пришел другой.
Пересеченье рук или ноги с ногой,
Движенье, полное желанья, гнева, ласки,
Ритм, уводящий в плен, дающий танцу краски,
Всё будоражило, во всем был новый строй.
Эдгар Дега, фрагмент из сонета

От пристального взгляда выдающегося живописца, рисовальщика, гравера и скульптора Эдгара Дега (настоящая фамилия Де Га), не укрылся ни один парижский закоулок 1870–1890-х годов. Причисляемый к знаменитым импрессионистам, мастер никогда таковым себя не считал, оставаясь независимым в своих взглядах на искусство. Полностью отказавшись от погони за меняющимся светом, единственный импрессионист не признающий пленэров, Дега стремился зафиксировать окружающую действительность с помощью любых подручных средств, включая фотографию, чтобы потом с точностью запечатлеть увиденное в мастерской. Художника практически не интересовали пейзажи, в отличие от его коллег, ведь самым главным для него было изображение человека и его постоянно меняющихся ракурсов и жестов. Именно в этом и состоит суть импрессионизма мастера.

Чаще всего творчество Эдгара Дега ассоциируется с изящными балеринами, завязывающими пуанты перед выходом на сцену, танцовщицами, репетирующими у станка, с красотой и грацией прима-балерин, вдохновленных выступлениями и раздающих поклоны публике. Однако художник изображал не только танцовщиц, но и жокеев, скачущих на лошадях или готовящихся к старту, гладильщиц, уставших от ежедневной монотонной работы, музыкантов оркестра и артистов парижских кафешантанов, женщин, расчесывающих волосы, дам, примеряющих шляпки у модистки, любителей абсента, страдающих от своей зависимости… Живописец словно подглядывал за портретируемыми в замочную скважину, стремился застигнуть их врасплох, создать эффект неожиданности и внезапности произошедшего. «Дега – человек в высшей степени чувствительный, улавливающий самую суть вещей. Я не встречал еще художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы ее дух», – считал современник мастера, писатель Эдмон де Гонкур.

Dega-1-t.jpg

Выставка представляет творчество Эдгара Дега во всем разнообразии созданных им образов, техник и видов искусства. Экспозиция познакомит с репродукциями ранних работ художника, произведениями, позволяющими оценить его талант как портретиста, изображавшего представителей разных сословий, среди которых «Коллекционер гравюр», «Семья Беллелли», «Певица из кафешантана («Певица с перчаткой»), «На бирже», «Виолончелист Пиле». Благодаря творческому наследию Дега, мы можем представить не только жизнь парижской богемы, но и будни простых горожан, которые представлены в репродукциях картин «Прачки», «Две гладильщицы», «У модистки». Выставка демонстрирует «сюиту обнаженных женщин» – серию пастелей 1880-х годов, изображающих дам, занимающихся утренним туалетом и впечатляющих удивительным разнообразием движений и эстетикой ракурсов.

 Dega-2-t.jpg  Dega-3-t.jpg

Один из излюбленных образов Эдгара Дега – лошади и жокеи, готовящиеся к старту. Будучи страстным поклонником и завсегдатаем знаменитых римских скачек, которые он регулярно посещал, находясь в Италии, художник оставил множество набросков с натуры. Примечательно, что мастера интересовала не сколько естественная природная грация животных, часто изображенных схематично, а скорее изображение наездников, их движений и внутреннего напряжения перед приближающимся стартом. Наблюдения художника во время скачек стоит увидеть в репродукциях «Проездка скаковых лошадей», «Жокеи перед трибуной», «Фальстарт», представленных в экспозиции.

Вершиной мастерства Дега являются его знаменитые полотна, посвященные миру балета. На выставке можно полюбоваться репродукциями «Танцовщица у фотографа», «Сидящая танцовщица, поправляющая туфли», «Танцевальный класс». Невозможно пройти мимо прекрасных «Голубых танцовщиц» – работы, созданной художником в технике пастели в поздний период творчества и считающейся, по мнению некоторых критиков, лучшим воплощением балетной темы у Дега, добившегося в изображении предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний.

Dega-4-t.jpg

Не всем известно, что на закате жизни художник, в связи со стремительно слабеющим зрением, занялся скульптурой малых форм. «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», «Первый арабеск», «Женщина, натягивающая чулок» – в этих работах, представленных в экспозиции, все тот же Дега, который и здесь не изменил своим творческим принципам и излюбленным образам.

Дополняют выставку исследования о творчестве художника, написанные авторитетными искусствоведами, специалистами в области импрессионизма и французского искусства ХIХ века: Герхардом Грутроем, Эдуардом Хюттингером, Альбертом Костеневичем, Паолой Волковой и многими другими. Обращаем внимание, что в фондах библиотеки хранятся раритетные издания о Дега, написанные его современниками, среди которых книга «Degas» (1917) поэта и художественного критика Гюстава Кана (1859–1936), двухтомник «Degas» (1918–1919) дизайнера, гравера, коллекционера и историка искусства Поля Лафонда (1847–1918), а также оцифрованное издание «Degas. Danse. Dessin» (1938) поэта, эссеиста и философа Поля Валери (1871–1945) с автографом автора. Любой читатель «алмаза знаний» может заказать книги по электронному каталогу и познакомиться с этими уникальными документами в зале рукописей, редкой книги и старопечатных изданий (пом. 348). Для осмысления личности Дега будет полезно почитать его письма, воспоминания о нем современников и узнать, каким же был этот угрюмый и одинокий художник с колючим характером, который всегда стремился, по его собственному выражению, оставаться одновременно «знаменитым и неизвестным».

Время работы выставок соответствует режиму работы библиотеки.
Вход – по читательскому билету или билету социокультурного центра.

Телефон для справок: (8 017) 293 27 53.

Материал предоставлен отделом обслуживания специализированными фондами.


Библиотекарям