ГлавнаяНовостиАвторский взгляд
По случаю празднования дня рождения Владимира Дубовки
Редкие прижизненные издания Тётки впервые демонстрируются в Щучине – на родной земле знаменитой поэтессы

Как Носферату украл всё у Дракулы и создал идеальный плагиат

Как Носферату украл всё у Дракулы и создал идеальный плагиат
Другие новости

Полина Доля

Вам не казалось, что классический фильм ужасов «Носферату» уж больно смахивает на не менее классический роман о Дракуле? О, конечно, вам казалось. Они же буквально братья-близнецы! Истории о загадочных графах в мрачных замках и клерках, которые случайно раскрывают их зловещий секрет. Вроде, всё очевидно: «Носферату» – экранизация Брэма Стокера? Не всё так просто. Сегодня разберёмся, как Дракула сменил имя и лицо и что вообще из этого вышло.

Ранний кинематограф завораживает. Чёрно-белый, немой, с текстовыми вставками и драматичным переигрыванием в каждой сцене – вечная классика, которая и сегодня отлично смотрится, пусть и слегка забавно. 4 марта 1922 года в историю кино ворвался один из первых хорроров – «Носферату: Симфония ужаса».

Концепт прост, понятен и близок всякому любителю сверхъестественного. Главный герой, молодой и ничего не подозревающий агент по недвижимости, прибывает в замок глубоко в горах, дабы навестить живущего там графа – и проконсультировать его насчёт покупки домика в Висборге. В конце концов, аристократический статус – ещё не повод совсем запираться в зловещем замке в горах. Вот и графу Орлоку захотелось развеяться. Правда, в процессе оказывается, что он совсем не обычный человек и имеет странные привычки. Например, питаться человеческой кровью и спать в гробу. У богатых свои причуды.

Что-то напоминает, не правда ли? Вот и зрители так подумали.

2021.07.14_носферату_1.png

Впрочем, граф Орлок стал первым воплощением вампира на большом экране – и сразу запал всем в душу своим необычным образом. Более того, «Носферату» и породил дальнейшие штампы и тропы, свойственные фильмам и книгам о вампирах, – длинная зловещая тень, ползущая по стене, острая реакция на солнечный свет и прочие мелочи. Этот фильм открыл дорогу огромному количеству триллеров и хорроров. Но всё это не меняет одного простого факта: «Носферату» подчистую всё списал у Брэма Стокера, и это едва не похоронило фильм.

Продюсер «Носферату» Альбин Грау утверждал, что идея ему пришла ещё во время Первой мировой войны, когда он находился в Сербии. Там местные жители поделились с ним удивительными историями о кровососущих созданиях, которые определённо точно нападают на деревню под покровом ночи. По словам Грау, один фермер даже утверждал, будто бы его собственный отец был вот таким чудовищем и сам он чудовище, но только наполовину, по папиной линии. В общем, история впечатляющая, как уж такое забыть. Пришлось снимать «Носферату».

Но и заимствований у Стокера продюсер не отрицал. По сути, для сценария своего фильма Грау взял самую популярную вампирскую историю того времени – «Дракулу» 1897 года. Общественность была всё ещё в восторге от книги, а значит, и фильм по её мотивам всем понравится! Так Грау скооперировался с другим продюсером Энрико Дикманном, основал компанию Prana Film и принялся подыскивать сотрудников для съёмок фильма. Была лишь одна проблема: отсутствие авторских прав.

2021.07.14_носферату_3.png

Брэм Стокер к тому моменту был уже десять лет как мёртв, в США его книга даже стала общественным достоянием (исключительно из-за путаницы с авторскими правами – про это мы писали ранее), а вот в Германии, где и происходило всё кинематографическое действо, авторскими правами всё ещё успешно владела вдова Стокера, Флоренс. И на просьбу одолжить немного прав на съёмку фильма миссис Стокер ответила чёткое «нет». Что делать?

Варианта было четыре:

  1. Умолять Флоренс Стокер подписать контракт с компанией (провалено).
  2. Покинуть страну и снимать всё в США (слишком дорого).
  3. Ждать до 1960-х годов, когда книга станет общественным достоянием в Германии (слишком долго).
  4. Снимать без авторских прав и надеяться, что никто не заметит.

Конечно же, бравый Альбин Грау выбрал четвёртый вариант и приступил к съёмкам. Чтобы сходство с «Дракулой» было менее очевидным, в сценарий пришлось внести некоторые коррективы:

  • место действия переместилось из Лондона в вымышленный немецкий городок;
  • вместо Джонатана Харкера главного героя окрестили Томасом Хаттером;
  • граф Дракула превратился в графа Орлока.

Новый сценарий готов! Вы великолепны!

2021.07.14_носферату_2.png

Серьёзно, на этом крупные различия с оригинальным сюжетом заканчиваются. Есть, правда, ещё интересное нововведение: граф Орлок своих жертв не обращает в вампиров, а убивает, и потому местные жители уверены, что во всех смертях виновата чума. В остальном же сходство очевидно.

Впрочем, когда состоялась премьера «Носферату», воровство почти сошло Prana Film с рук. Немецкие критики очень высоко оценили визуальную составляющую фильма и его тревожную атмосферу. А вот зрители остались в меньшем восторге.

Рекламная кампания «Носферату» была очень амбициозной, Грау много вложил в неё – вести о фильме шли из каждого утюга Германии. Но в прокате фильм пошёл не слишком хорошо, продажи билетов не окупили усилия, и несчастная Prana Film стремительно разорялась. А потом о прокате узнала Флоренс Стокер и поспешила забить последний гвоздь в крышку их гроба.

В Лондоне об этом фильме толком и не слышали, но некий анонимный источник поспешил прислать миссис Стокер листовку с объявлением премьеры «Носферату». На беду Грау, листовка очень честно гласила: «вольная адаптация романа Брэма Стокера “Дракула”». Конечно, Флоренс была в негодовании: после смерти мужа она стала его литературным исполнителем, а отчисления с продажи книг были главным её доходом. И тут – такая наглость! Время судиться с теми, кто попытался нажиться на славном имени и произведении покойного Брэма Стокера.

2021.07.14_носферату_5.png

Миссис Стокер довольно быстро нашла адвоката и подала в суд на Prana Film за нарушение авторских прав. Это было просто, даже слишком: на всех листовках буквально значилось чистосердечное признание в плагиате. И хотя справедливость была на стороне миссис Стокер, компания уже оказалась банкротом, потому не смогла выплатить ей законно положенные отчисления.

Финансовой победы не случилось, но надо получить хотя бы моральное удовлетворение – так решила Флоренс Стокер и все свои усилия направила на то, чтобы ни одна живая душа больше не увидела «Носферату». Суд полностью поддержал её решение, и вот по всей Германии конфискуются все копии фильма. И торжественно сжигаются.

«Носферату: Симфония ужаса» должен был кануть в Лету, как это частенько случалось с другими фильмами тех времён. Но! Один экземпляр уцелел и обнаружился в США. А там-то он абсолютно законный и ничьих прав не нарушает! «Носферату» вновь появился в прокате, на этот раз для американской аудитории. И все были в восторге, кроме Флоренс Стокер, разумеется.

Так «Носферату», практически на 100 % состоящий из «Дракулы», обрёл законность и культовый статус. Это подстегнуло режиссёров к созданию официальной и изначально полностью одобренной экранизации культового романа, и в 1931 году на экраны вышел «Дракула» с Белой Лугоши в главной роли. Иронично, но этот фильм имел куда меньше общего с первоисточником, чем злосчастный «Носферату». Почему? Всё дело снова в авторских правах.

2021.07.14_носферату_4.png

Флоренс Стокер очень ревностно относилась к правам на произведения покойного мужа, потому приобрести их было дороговато. Поэтому режиссёр «Дракулы» Тод Броунинг пошёл обходным путём и выкупил права на пьесу Гамильтона Дина, которая, в свою очередь, была адаптацией романа Брэма Стокера, полностью согласованной с Флоренс. В общем, всё ближе к закону, всё дальше от оригинала. Тут и Дракула уже привлекательный мужчина в смокинге и с укладкой, и Ренфилд не пациент доктора Сьюарда, а непосредственно агент по недвижимости, Джонатан Харкер и вовсе чуть ли не случайный знакомый из театральной ложи. В общем, в «Дракуле» куда меньше Дракулы. Зато он красивый.

Итак, новый фильм хоть и оказался коммерчески успешным, но всё же не смог уничтожить славу «Носферату», ведь это был самый первый и, как ни странно, самый точный фильм о графе Дракуле. Он пережил запреты и сжигания плёнки, давление со стороны вдовы Стокера и все финансовые проблемы, потому что нашлись ценители, которые искренне полюбили этого зловещего странного графа в исполнении Макса Шрека. Спустя сотню лет фильм всё ещё находит отклик в сердцах киноманов.

Возвращаясь к теме статьи. «Носферату: Симфония ужаса» – идеальный плагиат. Ведь он умудрился не только дотошно пересказать первоисточник, но и сохраниться в истории, повлияв в дальнейшем буквально на все экранизации историй о графе Дракуле – включая и самую первую. Дракула – литературный персонаж, получивший наибольшее количество экранных воплощений, и ни одно из них не обошлось без влияния «Носферату».

Чем не идеальный плагиат?

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

Новости

Выставочно-просветительское мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского

27 Июл 2021

27 июля в Национальной библиотеке состоялось пленарное заседание выставочно-просветительского мероприятия, посвященного 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского, и открытие фотовыставки «Петербург Достоевского».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Мой читательский список: зачем им делиться и в чём вообще смысл

28 Июл 2021

В эпоху Интернета вся наша жизнь на виду. Фотографии из поездок, душевные излияния в соцсетях, заметки о хобби и любимых фильмах быстро становятся достоянием общественности – и даже чтение. Что заставляет нас вести читательский дневник? Хвастовство, желание самоутвердиться или просто жажда самовыражения? Давайте разбираться – в списках, книгах и самих себе.

Авторский взгляд

«Ян Барщевский, любивший Бога, природу и людей» – выставка в музее книги (+видео)

23 Июл 2021

22 июля в музее книги Национальной библиотеки Беларуси состоялось открытие выставки «Ян Барщевский, любивший Бога, природу и людей». На ней впервые вместе представлены аутентичные свидетельства жизни и творчества известного писателя, одного из основоположников новой белорусской литературы.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям