ГлавнаяНовостиАвторский взгляд
Круглый стол «Музей книги. 15 лет»
Сибирский ураган Летова

Sustained Silent Reading: как перестать бояться и научить детей любить литературу

Sustained Silent Reading: как перестать бояться и научить детей любить литературу
Другие новости

Вам, состоявшемуся книголюбу, может показаться, что новое поколение потеряно для культуры. Не читают ничего, кроме постов в соцсетях. Это ужасно – в основном потому, что неправда. Но привлечь детей к чтению правда становится всё сложнее. Что можно сделать для этого? Во-первых, сводить своё чадо на занятия детской комнаты в Националке. Во-вторых, вспомнить опыт из прошлого. К примеру, одна интересная практика из школьной программы США, которая в далёких 1960-х отвлекла детей от телевизоров и вернула их на истинный путь книголюбов.

Что такое этот ваш Sustained Silent Reading

Для начала разберёмся, что за странные английские слова уже дважды появились в этом тексте. Sustained Silent Reading («устойчивое тихое чтение») – это занятие, на протяжении которого все участники непрерывно… читают. Разумеется, молча, чтобы не мешать друг другу. Принцип такого занятия исходит из понимания того, что чтение – это такой же навык, как рисование и игра в настольный теннис. Как и всякий навык, его надо тренировать, размеренно и системно.

На занятиях SSR дети сами выбирают себе книги по вкусу – таким образом те, кто любит читать, сможет хорошенько потренироваться в этом, а те, кто не слишком стремился к книге, смогут открыть для себя мир литературы и продолжить чтение уже за пределами учебного класса. На самом деле нет совсем уж не читающих детей – есть просто те, кто ещё не встретил свою книгу. Занятия по тихому чтению дают шанс заинтересовать ребёнка литературой. Конечно, это случиться с вероятностью 50\50 (либо да, либо нет), но каждое занятие позволяет выбрать новую книгу, если уж эта не понравилась, так что со временем ребёнок найдёт что-то себе по душе.

2021.09.10_ssr 3.png

SSR из 1960-х и чем они отличаются от уроков чтения

Какими же были первые занятия по тихому чтению? На самом деле, это сложно назвать полноценным уроком: на такую практику выделялось от 15 до 30 минут каждый день (школа сама выбирала продолжительность этих занятий). Вводились они в школы под разными названиями – Drop Everything and Read, Free Uninterrupted Reading и даже Uninterrupted sustained silent reading. Никаких письменных тестов, дополнительных вопросов и проверок того, как вдумчиво читал ребёнок и понял ли что-нибудь вообще. Только визуальное свидетельство того, что класс читает.

Вы, конечно, почти наверняка вспомнили уроки чтения из программы начальных классов – и ощутили различие между ними и SSR. Во-первых, тихое чтение рассчитано на детей, которые уже умеют хоть немного читать, в то время как уроки чтения обучают азам этого непростого мастерства. Чтение как урок – это действительно активная работа, с заданиями, разделением на группы, проверками, обсуждениями и тестами с чтением на скорость. Такие занятия дают вам стартовый навык. SSR же его развивает.

2021.09.10_ssr 2.png

Исследования SSR

Разумеется, достоверно оценить эффективность такого метода не так легко, однако исследования всё же проводились, и не просто учёными, а целой Национальной комиссией по чтению (понимаете, какой животрепещущей была проблема?).

Итак, была целых 54 случая исследований групп, которые активно посещали занятия по тихому чтению. В 51 случае участники этих групп показали более высокие результаты в тестах по чтению, чем учащиеся, у которых таких занятий не проводилось. Тесты касались не только практических навыков чтения, но и понимания прочитанного – мы же для этого за книжки берёмся, не так ли?

Конечно, это лишь одна из положительных сторон SSR, выявленных Национальной комиссией. Например, подтвердилось, что эта практика помогает выработать привычку к чтению – даже одного занятия хватало, чтобы начать менять отношение ребёнка к чтению. Что уж говорить о долгосрочны перспективах! Но если всё же их упомянуть, то вот результаты: ученики, посещающие SSR расширяли свой словарный запас, улучшали навыки письма, грамотности и в целом кругозор. В общем, обычный эффект от активного чтения книг. Просто контролируемый.

Также выяснилось, что в чтении комиксов – невероятно! – тоже нет ничего плохого. После комиксов дети обычно переключаются на книги без картинок, так что это просто небольшой буфер между жизнью без литературы и счастливым будущем книголюба.

Другой неожиданный результат исследования: поощрять за чтение – плохо. Если вы собрались покупать ребёнку по шоколадке за каждую прочитанную главу, отбросьте эту идею, она не сработает так, как вам хочется. Ведь если за что-то положена награда, значит, вся эта деятельность – просто замаскированная работа, а таким заниматься не слишком хочется. Может, жаждущий поощрения ребёнок и прочтёт книгу ради обещанного подарка, но за следующую вряд ли возьмётся. По крайней мере, если вы не пообещаете что-нибудь опять…

2021.09.10_ssr 1.png

Споры и проблемы в реализации

Идеальных и всем подходящих практик, конечно же, не бывает, так что и у тихого чтения были свои проблемы. Главная из них заключалась в организации занятий. Учебная программа и без того насыщенная, куда впихнуть эти 15-30 минут, если все занятия длятся по 45? Сложно.

Иронично, но проблемы со временем были и со стороны учеников. Проблема была даже не в том, что им приходилось проводить в школе на полчаса больше времени, чем раньше. Наоборот, многих раздражало то, какие эти занятия короткие. Ведь на самом интересном моменте могут закончиться отведённые 15 минут! Закрывать книгу по команде мало кому понравится.

Ещё одной проблемой стал репертуар. Вспомните свою школьную библиотеку: вряд ли в ней был очень широкий выбор произведений. Школьная программа, литературная классика… Как в таком однообразии найти себе чтиво по душе? Не у всех есть возможность покупать книги для таких занятий. Есть, конечно. Чуть затратный по времени, зато вполне себе логичный выход – брать книги в публичной библиотеке. Но он не подходит для тех, кому ещё предстоит полюбить чтение.

2021.09.10_ssr 4.png

Заключительное слово

Современная система образования далеко не идеальна, а чтение программной литературы из-под палки вряд ли сделает кого-то книголюбом. Даже самая интересная книга, которую вам навязали, будет вызывать неприязнь и отторжение. Рассказы о том, что все, кто не читают – дураки и обречены быть дворниками, не добавляют книгам привлекательности. Детям нужна свобода выбора. Пусть даже они выберут комиксы, книжки с картинками, детские журналы – это тоже старт, первая ступенька в их взрослую читательскую жизнь. И в эту жизнь их не следует тащить силком.

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

Новости

Узнаете это знаменитое фото Владимира Короткевича с котятами? CityDog.by нашел его автора – и это человек с уникальной историей

24 Сен 2021

Журналист и фотохудожник Валентин Жданович почти всю жизнь работал фотокорреспондентом журнала «Маладосць». Именно благодаря его портретам мы знаем тех, кто создавал белорусскую литературу. Друг Владимира Короткевича, он сделал самые известные фото писателя.

Новости библиотек

23 Сен 2021

Детство Рэя Брэдбери пришлось на период Великой депрессии, что позднее нашло отражение в его творчестве. Окончив школу, Рэй несколько лет продавал на улицах газеты, не имея возможности продолжить образование.

Новости библиотек

«Меня влечёт к томам старинным…»

22 Сен 2021

Ещё в школе в сочинении на тему «Кем я хочу быть» Галя Киреева призналась в своей мечте – стать библиотекарем. Сегодня после 43 лет работы главный библиограф научно-исследовательского отдела книговедения Национальной библиотеки Беларуси Галина Владимировна Киреева убеждена: с выбором профессии не ошиблась.

Портреты: история библиотеки в лицах

«Прывесці ў рух энергію сумлення…»

21 Сен 2021

С 21 сентября по 15 ноября в зале белорусской литературы (пом. 205) проходит выставка «Прывесці ў рух энергію сумлення…», посвященная 90-летию со дня рождения народного поэта Беларуси, литературоведа, фольклориста, переводчика, заслуженного деятеля науки Беларуси Нила Сымоновича Гилевича (1931–2016).

Книжные выставки

20 Сен 2021

На этой неделе исполнилось 99 лет со дня основания Национальной библиотеки Беларуси. По этому случаю корреспондент БЕЛТА пообщалась с генеральным директором учреждения Оксаной Книжниковой и узнала, как создается национальная электронная библиотека, что за научные исследования ведут в НББ, а также каков портрет ее пользователя и сотрудника.

Новости библиотек


Библиотекарям