До сих пор ведутся споры о том, можно ли (и стоит ли) рассматривать тексты, написанные женщинами, как самостоятельный раздел литературы. Термин «гендер» был в свое время введен в употребление для осмысления социокультурных конструктов «мужского» и «женского» (на самом деле независимых от половой принадлежности).
Следует отметить, что выделение «женской прозы» подразумевает не разделение литературы на «мужскую» и «женскую», а, скорее, расширение тематического и стилистического разнообразия беллетристики за счет творческих индивидуальностей женщин.
На сегодня многими исследователями «женская проза» признается в качестве отдельного литературного феномена. Такие произведения объединяет несколько факторов: автор-женщина, женский персонаж и соответствующая проблематика – яркий акцент на женской судьбе, взгляд на реальность с точки зрения женщины.
Повесть Лидии Арабей, если подумать, соответствует всем этим факторам. Главная героиня повести, скромная сотрудница редакции Таня, – человек с непростой судьбой. Автор поднимает актуальную и сегодня тему матери-одиночки, специфики воспитания ребенка в неполной семье. Будни Тани день за днем (отсюда и название повести) разворачиваются перед читателем. Мы видим и ее работу, и походы по магазинам, домашние хлопоты, в общем, весь бедный быт (с зарплатой «трохі болей за сто рублёў»). А также – воспоминания о любви к женатому мужчине – отцу Таниного сына, Сергею Кирилловичу.
Произведение открывает трагедия Таниной семьи: маленький Сашка вместе с приятелем влез на склад киностудии. Вместе с другом «яны збілі замок, залезлі ў склад і набралі ракет, дымавых шашак». Таня в отчаянии даже подумывает наказать сына физически (чего раньше никогда не делала: «у хаце няма рэменя, няма мужчыны, і няма рэменя...»). Для нее страшны не слухи оприводе сына в милицию, не штраф в сто рублей, непомерный при ее небогатых заработках «падручнага ў літаратараў», а ощущение, что чего-то не смогла вложить в сердце ребенка.
– Я сёння наогул як вар’ятка, што як вырасце злодзеем, трапіць у турму, мне тады застанецца адно – рукі на сябе налажыць... – признается героиня подруге Любе.
Для Тани ее возможная неудача как матери – не просто неспособность выполнить «женскую» функцию, условное «предназначение» женщины. Для героини это скорее означает ее непригодность в качестве главы семьи, ее неспособность нести ответственность за маленького человечка, за свой прежний выбор не просто родить ребенка, не просто кормить и одевать его, но и воспитать человеком, даже без какого-либо участия биологического отца.
Последнего Таня рассматривает как идеал если не человека, то мужчины: «у цвердых вуснах, у разумным позірку адчувалася сапраўды мужчынскае, дужае і прывабнае». Твердость решений ей хотелось бы видеть и в сыне, но, как признается героиня сама себе во время отчаянных рассуждений, «Саша бязлітасна падобны на яе – такі самы мяккацелы кісель».
Мягкость характера, которая стереотипно считается женской чертой, действительно присуща Тане. Она не склонна отстаивать свои позиции ни на работе, ни в жизни. Даже тогда, когда ей самой хотелось бы высказываться твердо и решительно (как в эпизоде с Сашкой, которого она забрала из милиции), Таня не может этого сделать, тщетно пытается влиять словами, идет за собственными эмоциями: она «не ведала, што гаварыць і ці трэба гаварыць».
Эмоциональность, ранимость героини – почти детские. Скажем, главного редактора, своего непосредственного начальника, она видит примерно так же, как ученик младших классов – сурового учителя, пытается «знайсці дарогу да яго сэрца». Субординация в целом угнетает ее, замечания по материалам, хоть и дельные, кажутся ей недостаточно корректными: «Але мог бы сказаць мякчэй... Не так сурова і холадна...». Инфантилизм, присущий героине, мягкость характера, неумение очертить свои личные границы приводят к заминкам в карьере. Например, она не может составить просьбу насчет установки телефона в квартире или предложить свою кандидатуру для повышения, несмотря на свой профессиональный опыт и стаж работы в редакции. Тщательно подавленные эмоции, вырываясь наружу, управляют жизнью героини, несмотря на ее попытки рационализировать свой быт, несмотря на негативный предыдущий опыт: «Яна, як закахаецца, то траціць галаву, для яе каханне – як хвароба».
Отношения с женатым мужчиной она сразу, с первого же предложения от Сергеем Кирилловича встретиться, определяет как «бесперспективные» И все равно соглашается – может быть, именно из-за инфантильности и неумения отказывать, низкой самооценки. А может, и из-за уверенности, что ее «нарачоны ляжыць пад Курскам, Сталінградам». Крупицы счастья, которые Таня получает от отношений с Сергеем, дают ей силы жить дальше. Но, в то же время, это «незаконное» счастье (особенно после гибели младшего сына Сергея Кирилловича) добавляет больше веса комплексу вины, который формирует главная героиня. Она действительно все время чувствует себя виноватой – в первую очередь из-за несоответствия принятым в обществе нормам (отношения с женатым мужчиной, внебрачный ребенок). У нее «не стае сілы на барацьбу», хотя в душе Тани, особенно после соприкосновения с несправедливостью, с обидой оживают горькие рассуждения:
– Чаму мы такія добранькія?.. Чаму не можам сказаць у вочы нягодніку, што ён нягоднік, чаму, ведаючы, што ён нягоднік, падаем яму руку?
Комплекс вины живет в Тане «по инерции» – как «по инерции» живет в ней и надеется на лучшее, на завтрашний день, который будет лучше неуютного сегодняшнего. Характеристическим здесь является эпизод, когда героиня, спеша вовремя вернуться на работу, пытается догнать автобус: «Бачыла, што не паспявае, што аўтобус высадзіў пасажыраў, забраў новых, ужо і дзверы зачыніў, але яна ўсё бегла, хутчэй па інерцыі, бо спадзявацца не было на што. Мусіць, шафёр убачыў і ацаніў яе настойлівасць, бо міргаў паваротам, але не зрушваў з месца, а калі Таня дабегла, адчыніў ёй пярэднія дзверцы». Автор как бы подсказывает: надежды героини все-таки могут сбыться, она способна на многое, несмотря ни на что.
Главное – верить. И с верой идти из дня вчерашнего в день завтрашний.
«…ёсць людзі, якія ў маладосці засвоілі нейкія думкі, формулы і не перараслі іх, ці што, нясуць іх праз усё жыцце... Не таму, што яны засталіся верныя тым думкам, формулам, а таму, што не перараслі, іначай ужо думаць не ўмеюць...»
Давайте читать вместе!Вот #такое_чытво.
Отыскать книгу поможет электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси.
Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.