ГлавнаяНовостиБлог профессионального читателя
30 апреля 1945 года. 9 дней до Победы
Краеведческие ресурсы библиотек Беларуси доступны на портале Национальной библиотеки

Мир как Театр: по страницам повести А. Горвата «Прэм’ера»

Мир как Театр: по страницам повести А. Горвата «Прэм’ера»
Другие новости

Иссушаемый любовью к Независимому Театру,
прикованный теперь к нему, как жук к пробке,

я вечерами ходил на спектакли…

М. Булгаков, «Театральный роман»

Колас, Купала, Танк. Мда. Харошыя грыбы.

А. Горват, «Прэм’ера»


Жанр «театральной» повести Андрея Горвата определяется автором как «трагікамедыя ў дзвюх частках з антрактам». Как трактовать трагическое и комическое в этом тексте, каковы взаимоотношения между персонажем и автором и что скрыто за картонными декорациями повседневной жизни человека – давайте разберемся.

И здесь есть в чем разбираться: текст расслаивается на несколько «измерений», которые перекрывают друг друга и сходятся в ключевых точках. Или – в точке, где «я» и «автор» (от третьего лица) стянуты в узел и присутствуют одновременно. Автор текста (с заглавной буквы) и Персонаж (тоже с заглавной) – как двуликий Янус. 

Текст играет с читателем. Автор может выказывать дань уважения булгаковскому тексту, вводя намек на достаточно известную сцену из процитированного в эпиграфе классического произведения. Автор может сравнивать себя с персонажем Андрея Федоренко. Автор может уничтожить текст – и сразу же пересобрать его заново в «сценическом» варианте, повторяя, переплетая, переставляя отдельные элементы. Как и на сцене, когда во время легкого затемнения двигаются, поднимаются и поворачиваются декорации, приобретая новые формы, необходимые для развития пьесы. 

Автор и сам становится Персонажем. И тогда, кажется, он исчезает, проваливаясь в «шматслойнасць існавання» – то заменяя актера на сцене, то путая себя с персонажем, который «исчез». 

И это проникновение реальностей (персонажа-Автора и персонажа-Персонажа) друг в друга, это постмодернистская фрагментация текста (даже, скорее,текстов, потому что у нас есть драматург, приехавший для постановки своей пьесы, а также условный «сценарий» и линия персонажа) дает удивительный эффект. Текст, словно луч света, рассеивающийся в призме на отдельные цвета, все же существует как единое целое. И – как единое целое – убедительно и эмоционально рассказывает об одной из самых загадочных сфер человеческой психики – творчестве. 

Литературное творчество как театр. Как внутреннее (для себя) актерство, игра, когда вторичная реальность сливается с первичной, настолько, что они становятся неразличимы. Примеряя не только личину, но и слова персонажа, его чувства. Его жизнь.
Je vis. Tu vis. Nous vivre. 

Такой внутренний спектакль формирует поистине фантасмагорическую атмосферу вокруг Автора. В этой линии трагикомедии, которая со временем набирает обороты, все возможно. И события, действия и «…людзі – кіно. Ці тэатр». Как тут не потерять равновесие: «Я падаю, падаю, падаю. І адчуваю пах мокрай травы і гнілых яблыкаў...»

 Жизнь – как театр. Или театр – как жизнь? Проникновение различных слоев реальности друг в друга, «слои бытия» и постмодернистская игра с текстами в результате дают эффект «ненадежного рассказчика». Мы не можем с уверенностью сказать, что из сказанного на самом деле реально – и, в общем и целом, какой из персонажей является главным героем, Автор или Персонаж. Мы не уверены до конца во многом. Например, существует ли для Автора абсолютно реальная для Персонажа «картонная фигурка Оля», у которой «работа и кошка». «Усяго адно слова магло спрасціць нашыя стасункі, але гэтае слова не было напісана» демиургом-сценаристом, и потому отношения Оли и Персонажа, как тот кот Шрёдингера, существуют и не существуют одновременно. Как и она сама, как и многое другое в художественной реальности, которая разворачивается перед читателем. И если различие между «фантазией и жизнью» для Автора еще достаточно важно в начале рассказа, то финал («не конец» в терминологии автора) разрушает эту шаткую границу и ставит вопрос перед Автором и читателем: 

– Кто я, кто я, кто я, кто я? 

Вопрос, касающийся как жизни в театре, так и «театральности» человеческой жизни в целом. Роли, которые мы играем. Реквизит и декорации наших отношений, когда «акцёры часта паўтараюць тыя ж рэплікі». Рутина: «спынішся – засмокча балота, і ўсё». Череда будней как всеголишь подготовка к чему-то важному, чему-то единственно важному. Премьере. «Гэта не жыццё, а спектакль… Як іначай? Усе так жывуць, і ніхто не скардзіцца. Трэба цярпець». 

Вопросы поисков самости, вопросы «масковости» и двуличности возвращают нас к главному локусу произведения, настоящему центру художественной Вселенной – Театру, где, как во вселенском Яйце, вызревает долгожданная Премьера. Здесь в белом освещении лифта является, «нібы добры айцец з белага воблака», будто deus ex machine, художественный руководитель Купаловского – «высокі рэжысёр Пінігін». Здесь Света Аникей становится теткой Дуней – «адзін слой, другі, трэці, пяты». Но где все-таки настоящее? И почему Миша Зуй разговаривает как Миша, а не как Персонаж, пока не открывает портал в Прудок? И почему в Венеции Марио всегда слишком много солнечного света, а руки Фелиции натружены стиркой? 

Пожалуйста, выключите свои мобильные телефоны. Осталось пять минут до начала спектакля. 

«Калі ніякага Сержа няма? Калі я проста ўсё прыдумаў? Можа, я і ёсць Серж». 

А может, ты и есть Автор, читатель? 

 «Я буду жыць пад гэтым небам секунду і буду любіць». 

Ведь не любить то, что живет внутри тебя, теряется и снова находится, прорастает сквозь слои, глыбы и пласты, – невозможно.

Вот #такое_чытво. 

Отыскать книгу поможет электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси. 

Давайте читать вместе!

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

Новости

Информацию о Героях Советского союза изучали девятиклассники гимназии № 6 г. Минска

17 Апр 2024

13 апреля для учащихся 9-х классов ГУО «Гимназия № 6 г. Минска» состоялись библиографический урок «Герои Советского Союза, освобождавшие Беларусь: по страницам печатных документов и электронных ресурсов» и информационный час «Биографическая и библиографическая информация о Герое Советского Союза Мамадали Топвалдыеве» из цикла занятий  «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Библиографию поэзии Брестской крепости изучали семиклассники СШ № 24 г. Минска

16 Апр 2024

12 апреля для учащихся 7 класса ГУО «Средняя школа № 24 г. Минска» состоялся библиографический урок «Брестская крепость-герой» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Союзное государство – единство через культуру

17 Апр 2024

17 апреля в Национальной библиотеке Беларуси состоялась торжественная церемония открытия выставочного проекта ведущих художников Беларуси и России «Союзное государство – единство через культуру».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

В библиотеке состоялся семинар «Имена Героев бессмертны»

17 Апр 2024

16 апреля в день 90-летия со дня учреждения звания «Герой Советского Союза» в Национальной библиотеке Беларуси состоялся семинар «Имена Героев бессмертны», посвященный 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Реставрация документа: консерватизм и инновации – 2024

17 Апр 2024

8-12 апреля в Российской государственной библиотеке состоялся VII Международный научно-практический семинар «Реставрация документа: консерватизм и инновации – 2024». Это крупнейший профессиональный форум, основной задачей которого является обмен опытом и повышение квалификации реставраторов и хранителей музейных, библиотечных и архивных фондов из разных стран.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям