ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Исторические романы: достоверны ли они?
Курьезные случаи, которые случились с писателями на отдыхе

15 великих детективов

15 великих детективов
Другие новости

В хороших детективах у любого злодейства есть объяснение, а на каждое преступление найдется свой Пуаро или Холмс. Литературный критик Анна Наринская выбрала книги, которые лучше всего раскрывают секреты самого востребованного жанра литературы.

В основе самой концепции детектива лежит великий обман: этот жанр пред­полагает, что правду узнать можно, что нам расскажут, ктó совершил престу­пление и, главное, почему. Эта установка, противостоящая беспричинности мирового зла, приводящей в отчаянье, создает ощущение уюта, который не может разрушить никакая кровавость и жестокость. Скорее даже наоборот: они этому уюту способствуют. Именно поэтому детективы и их авторы – предмет самой нежной читательской любви. Замечательный русский интел­лектуал Евгений Левитин, занимавшийся Рембрандтом и русским авангар­дом, друживший с Николаем Харджиевым и Надеждой Яковлевной Ман­дельштам, незадолго до своей смерти говорил, что одно из первых мест в списке тех, кому он в жизни благодарен, принадлежит Агате Кристи. Это чувство, без сомнения, понятно многим.

Приведенный ниже список – не попытка исторического исследования (неко­торые авторитеты относят к первым примерам детективного жанра софокловского «Царя Эдипа», а другие – даже библейскую историю о Сусанне и старцах) или объективного рейтинга. И если отсутствие некоторых очевидных авторов можно объяснить «формальным» подходом (лучшие детективные тексты Честертона и По – это рассказы, а здесь только романы и повести), то предпочтения – только душевной склонностью. Почему Дафна дю Морье, а не Дороти Сэйерс? А потому что любовь – вещь таинственная и непредсказуемая. И в детективах именно из-за нее все часто и случается.

1. Э. Т. А. Гофман. «Мадемуазель де Скюдери» (1818)

Гофман «Мадемуазель де Скюдери»

Обложка издания, где впервые была опубликована повесть. Франкфурт, 1819 год
Biblioctopus Rare Books

Многие произведения Гофмана так или иначе построены вокруг загадки, которая с великолепным «а оказывается» взрывается с треском и искрами в самом конце, – взять хотя бы знаменитого «Песочного человека». И вообще, напряженная таинственность, свойственная практически всем его текстам, даже хулиганским вроде «Принцессы Брамбиллы», – идеальная атмосфера для детективной истории. Но именно новелла «Мадемуазель де Скюдери» соединяет это настроение со ставшей впоследствии классической цепочкой «преступление – несправедливое обвинение – поиск истины» – так что то самое конечное «а оказывается» совпадает с читательским вздохом облегчения.

«Мадемуазель де Скюдери» и сегодня ощущается чем-то свежим. Автор смело задействует реальные исторические лица (включая заглавную героиню – знаменитую писательницу и держательницу салона времен Людовика XIV), помещает одну историю внутрь другой и, прокладывая дорогу мисс Марпл, заставляет докапываться до правды старую деву. Единственное, чего здесь может не хватить любителям жанра – дедуктивного метода: мадемуазель де Скюдери стремится к истине, слушает свидетелей, инстинктивно верит невинному, но не анализирует, не сопоставляет. До того как Огюст Дюпен, персонаж Эдгара По, применит этот метод в «Убийстве на улице Морг», остается еще двадцать три года.

2. Уилки Коллинз. «Лунный камень» (1868)

Коллинз «Лунный камень»

Титульная страница первого издания. Лондон, 1868 год
University of Illinois Urbana-Champaign

Первый (сошлемся на авторитетное мнение Т. С. Элиота) полноценный детективный роман. Интрига с пропажей алмаза здесь одновременно сюжет­ный крючок и механизм, заставляющий проявляться характеры. Готовность, с которой многие из персонажей соглашаются объявить удобную кандидатуру виновной, – это психологический лакмус, проверка на вши­вость, ну и пример того, «как не нужно», для читателя (без этого Коллинз, ученик моралиста Диккенса, само собой, обойтись не мог).

И хотя главное здесь не конечное откровение и даже не ход расследования, а выверенная многоголосица героев-рассказчиков и незабываемые второсте­пенные персонажи вроде гадающего на «Робинзоне Крузо» дворецкого Беттереджа, то, как точно детали и оговорки складываются в единственно возможное решение головоломки, не может не вызывать восхищения.

Среди авторов детективов Коллинз, похоже, главный перфекционист. Возможно, поэтому Борхес в своем знаменитом восхвалении жанра детектива, «который сохраняет порядок в эпоху беспорядка, упоминает в первую очередь именно его.

3. Чарльз Диккенс. «Тайна Эдвина Друда» (1870)

Диккенс «Тайна Эдвина Друда»

Обложка серийного выпуска романа. Лондон, 1870 год
University of South Carolina

Диккенс, всегда прятавший в своих романах одну, а то и пару детективных историй (вроде тайны происхождения леди Дэдлок и загадки убийства стряп­чего Талкингхорна в «Холодном доме» или причины затворничества мисс Хэвишем в «Больших надеждах») и заразивший этим Достоевского, решил наконец написать роман, полностью посвященный преступлению и его рас­следованию, – и умер, успев только загадать загадку, не оставив к тому же черновиков и планов. Литературный и жизненный сюжет сошлись в одной точке, составив в некотором роде идеальный, замкнутый на себя детектив.

Наиболее достоверной попыткой восстановить концовку считается работа Дж. Каминга Уолтерса «Ключи к “Тайне Эдвина Друда”», но тщательные литературоведческие построения никого не удовлетворяют – продолжения пишутся и оспариваются вот уже сто пятьдесят лет. Известно, что один аме­риканский медиум вызывал дух Диккенса, чтоб он вкратце надиктовал заду­манное продолжение. Эта запись существует (Елена Блаватская даже перевела ее на русский). Но ей тоже почему-то никто не верит.

4. Антон Чехов. «Драма на охоте» (1884)

Антон Чехов «Драма на охоте»

Обложка отдельного издания повести. Москва, 1955 год
Гослитиздат

Великий текст об убийстве и любви, в котором чеховская тонкость и прони­цательность работают на романтически надрывном материале вроде пьес, которые пародирует в «Ионыче» четырнадцатилетний Пава, картинно восклицая «Умри, несчастная!». Нас же здесь интересует вот что: этот текст написан за сорок лет до «Убийства Роджера Экройда», знаменитого и считающегося новаторским детектива Агаты Кристи, построенного на том же самом приеме – ненадежный рассказчик, играющий нашим доверием. Только у Чехова этот блестящий фокус не становится центральным, остается на периферии читательского сознания. Потому что главное в «Драме» – общая декларация экзистенциальной несправедливости жизни, в которой знание правды не меняет вообще ничего.

5. Артур Конан Дойл. «Собака Баскервилей» (1901)

Дойл «Собака Баскервилей»

Обложка первого издания. Лондон, 1902 год
University of California Libraries

Разумеется, никакой – даже самый ангажированный – список детективов не может обойтись без Шерлока Холмса. А «Собака» прекрасна не только слож­ностью построения, демонстрирующего, кaк поверхностный человеческий взгляд («доклады» доктора Уотсона) оказывается пищей для взгляда аналити­ческого (объяснения Холмса), но и искусным нагнетанием той самой атмо­сферы тревоги, которая составляет поэтику детектива как жанра.

6. Гастон Леру. «Тайна желтой комнаты» (1907)

Леру «Тайна желтой комнаты»

Обложка первого издания. Париж, 1908 год
Wikimedia Commons

Тут непонятно за что хвататься: собственно за этот текст или за биографию самого Леру – дрейфусара, путешественника, репортера, описавшего события Первой русской революции, автора «Призрака оперы».

Но если все-таки о тексте, то следует сказать вот что. Трудно назвать произведение, больше повлиявшее на развитие жанра. Идея возможности преступления в замкнутом и вроде бы никому не доступном пространстве родственна концепции детектива как возможности невероятного в сохраняющем рациональность мире, о которой позже говорил писатель Джон Диксон Карр (он, кстати, считал «Тайну желтой комнаты» лучшей детективной историей на свете). Агата Кристи писала в автобиографии, что решила сочинять детективы, прочитав именно эту книгу. Строки из «Комнаты» цитировал в своих стихах Жак Превер. К переизданию романа написал предисловие Жан Кокто. Будем считать, что этих рекомендаций достаточно.

7. Дэшил Хэммет. «Стеклянный ключ» (1931)

Хэммет «Стеклянный ключ»

Обложка первого издания. Нью-Йорк – Лондон, 1931 год
Издательство Alfred A. Knopf, Inc.

Хэммет, без преувеличения, великий писатель, и в этом смысле неважно, что его тексты сконструированы как детективы. Но все-таки эти потрясающие тексты – детективы, так что в этом списке они обязательны. «Стеклянный ключ», с его разочарованным и даже отчасти коррумпированным следовате­лем поневоле Недом Бомоном, сам писатель любил больше всего. Впрочем, ни «Проклятие Дэйнов», ни «Мальтийский сокол» – романы Хэммета 1929–1930 годов – ему практически не уступают.

8. Джон Диксон Карр. «Убийство в музее восковых фигур» (1932)

Карр «Убийство в музее восковых фигур»

Обложка первого американского издания. Нью-Йорк, 1932 год
Издательство Harper & Brothers

Карра, при всей его известности, можно считать недооцененным автором. Он всегда немного в тени своего кумира Конан Дойла, всегда рассматривается как «биограф», «продолжатель» и «развиватель», а не как самостоятельная фигура. Это несправедливо.

В принципе, именно Карр окончательно помещает преступление на грань между маловероятным и совершенно невозможным. У его героев-расследова­телей Генри Мерривейла, доктора Фелла и особенно Анри Бенколена нет на­стойчивого христианского антимистицизма отца Брауна и уверенности во всеобщей объяснимости, присущей Холмсу. Они – прямо как герои первого сезона сериала «True Detective» – вот-вот готовы поверить, что в реальности появилась щель, что потустороннее проникло в повседневность. Вполне «те­лесный» преступник, правда, всегда находится, но странная дрожь потрево­женной реальности остается.

Читать именно «Убийство в музее восковых фигур» стоит в первую очередь из-за отрицательного героя – мефистофелеобразного красавца со сломанным носом, явно наследующего антагонисту Холмса профессору Мориарти. И из-за перекличек с вышедшей шестью годами раньше «Новеллой о снах» Артура Шницлера, экранизированной Стэнли Кубриком под названием «С широко закрытыми глазами».

9. Агата Кристи. «Убийство в “Восточном экспрессе”» (1934)

Кристи «Убийство в “Восточном экспрессе”»

Обложка первого издания. Лондон, 1934 год
Издательство Collins Crime Club

Так как спойлеров тут можно не бояться (если все же боитесь, этот пункт лучше пропустить), следует сказать следующее: здесь одним махом пере­вернута привычная система, когда преступник по определению на стороне зла, а сыщик должен отдать его в руки закона. В клаустрофобическом помещении поезда, куда нас отправляет Кристи, чуть ли не все – преступники, и при этом они по большому счету невинны. И сыщик понимает и принимает эту невинность.

Попробуйте отбросить привычность – забыть экранизации, пересказы и ал­люзии на этот сюжет в других произведениях – и увидеть свежим взглядом, насколько это круто.

10. Дафна дю Морье. «Ребекка» (1938)

Морье «Ребекка»

Обложка первого издания. Лондон, 1938 год
Издательство Victor Gollancz Ltd

Идеально выверенная концепция прошлого, подстерегающего настоящее. Дю Морье тут наследует Диккенсу, Достоевскому, сестрам Бронте (и даже вполне конкретно «Грозовому перевалу»), но при этом подпитывается рас­пространяющимися идеями феминизма. Это удивительный эксперимент над читателями и особенно над читательницами, чьи симпатии беспрерывно мечутся между нежной и женственной рассказчицей и грозной тенью таинственной Ребекки. По-настоящему сильная женщина еще не может выжить в современном дю Морье мире, но она уже может отомстить.

11. Джозефина Тэй. «Дочь времени» (1951)

Тэй «Дочь времени»

Обложка первого издания. Лондон, 1951 год
Издательство Peter Davies

Изящный пастиш и в то же время достоверное историческое исследование. Немного легкомысленный, но при этом поучительный текст, ставящий под сомнение культурные и исторические репутации. Название цитирует старин­ную английскую поговорку «Правда – дочь времени». Она подразумевает, что современники легко обманываются и истина часто объявляет себя только последующим поколениям.

Герой многих детективов Тэй инспектор Алан Грант мается от скуки в боль­нице со сломанной ногой. Чтобы развлечься, он решает расследовать преступления Ричарда III, в том числе знаменитое убийство маленьких наследных принцев – сыновей Эдуарда IV, описанное в пьесе Шекспира. И даже вроде бы докапывается до правды. Но от Шекспира просто так не отмахнешься.

12. Рэймонд Чандлер. «Долгое прощание» (1953)

Чандлер «Долгое прощание»

Обложка первого издания. Лондон, 1953 год
Издательство Hamish Hamilton

Романы Чандлера воплощают собой ту сторону детективного жанра, которая, слившись с кинематографом, стала поразительным явлением культуры под на званием film noir.

Чандлер понимал что-то главное о том, что происходит в тени, в неопределенности, на территории между жестокостью закона и жестокостью беззакония, отчаяньем преступления и отчаяньем страсти. Придуманный им частный детектив Филип Марлоу – один из главных образов хорошего плохого парня в мировой культуре. Точнее всего его играл Хамфри Богарт, но все-таки лучший фильм по Чандлеру – «Долгое прощание» Роберта Олтмана. Там Марлоу играет Эллиотт Гулд, действие перенесено в хипповски-гангстерскую Калифорнию семидесятых, а в воздухе висит фирменная чандлеровская безысходность.

13. Умберто Эко. «Имя розы» (1980)

Эко «Имя розы»

Обложка первого издания. Милан, 1980 год
Издательство Bompiani

Сам Эко говорил, что постмодернистская позиция напоминает положение человека, влюбленного в очень образованную женщину, которой невозможно сказать «люблю тебя безумно», так как она понимает, что подобные фразы – прерогатива бульварных романов, и приходится говорить: «Как говорится в бульварных романах, “люблю тебя безумно”». И если воспринимать это серьезно, то выходит, что фетиш доступного, массового постмодернизма – роман «Имя Розы» – создан не совсем с постмодернистской позиции. Потому что эта деконструкция детектива складывается в детектив, который можно в том числе воспринимать прямолинейно, не считывая намеки и аллюзии, не погружаясь в исторические экскурсы, а просто ожидая разгадку. И вот как раз это дает нам возможность любить эту книгу безумно. Не «как говорится», а просто – очень-очень.

14. Мартин Круз Смит. «Парк Горького» (1981)

Смит «Парк Горького»

Обложка первого издания. Нью-Йорк, 1981 год
Random House Publishing Group

Памятник западной заинтригованности Советским Союзом – холодной таин­ственной пустыней, где творятся страшные вещи и живут самые красивые в мире девушки. Невероятный успех этого романа породил целую серию книг о московском следователе Аркадии Ренко (в экранизации 1983 года его сыграл Уильям Херт). Персонаж Ренко пережил крушение СССР, а последний роман о нем (отчасти основанный на событиях вокруг гибели Анны Политковской) вышел в 2013-м. Но никакого сравнения с первой книжкой последующие не выдерживают.

В стаявших по весне сугробах парка Горького обнаружены три трупа – лица и кончики пальцев срезаны, чтоб их нельзя было идентифицировать. Ниточки от преступления ведут на самый верх советского истеблишмента, следователь сталкивается с системой.

Особый интерес представляет то, как воспринимался этот текст в Москве начала восьмидесятых. Это была настоящая лихорадка. Несколько оказавшихся в Москве экземпляров те, кто знал английский, брали друг у друга на ночь. А потом пересказывали этот роман группам жаждущих, скинувшихся в пользу рассказчика по рублю.

Ностальгический для многих текст, важный для понимания «кем мы когда-то были для них и кто они были нам».

15. Пи Ди Джеймс. «Первородный грех» (1994)

Джеймс «Первородный грех»

Обложка первого издания. Лондон, 1994 год
Издательство Faber & Faber

Филлис Дороти Джеймс, конечно, наследует Агате Кристи, но в ее текстах куда больше социального, критики современной Англии и современного мира в принципе (она, кстати, автор знаменитого романа-антиутопии «Дитя человеческое»).

«Первородный грех» – подробное описание пейзажа благопристойного Лон­дона с дотошным перечислением всех скелетов во всех шкафах буржуазной богемы. Убийство здесь не отклонение, а симптом. Инспектор Адам Далглиш непременно найдет виновного – но это ничего не поменяет. Современная система подпитывается преступлениями, и новое непременно совершится. А это, кроме прочего, значит, что новый детектив будет написан.

Источник: Arzamas


Новости

Взгляд в вечность

23 Апр 2024

Юбилейная книжная выставка «Взгляд в вечность», посвящённая 90-летию со дня рождения белорусского ученого и литературоведа Владимира Михайловича Конана (1934–2011), проходит с 23 апреля по 20 мая в зале белорусской литературы (пом. 205).

Книжные выставки

Разведывательная операция «Библиотека»

23 Апр 2024

16–18 апреля состоялось 10 библиографических уроков по патриотическому воспитанию для учащихся 7-11-х классов средних школ №№ 24, 53, 62. 114. 153 и гимназия № 11 г. Минска из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемого Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Узнавайте Беларусь вместе с нами: Пинск и тюльпановые поля

22 Апр 2024

Работники Национальной библиотеки Беларуси 21 апреля посетили один из древнейших городов Беларуси – Пинск. Он является вторым городом по числу сохранившихся памятников архитектуры в Беларуси.      

Новости Национальной библиотеки Беларуси

22–28 апреля 1944 года. 19 недель до Освобождения

23 Апр 2024

Великой Отечественной войне посвящается новый проект Национальной библиотеки Беларуси – «Газетные строки читая сердцем. К 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков». Еженедельно с января по август 2024 года на портале Национальной библиотеки публикуются материалы из газет Советской Беларуси 1944 года, отражающие хронику новостей и событий того времени.

Проект «Газетные строки читая сердцем. К 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков»


Библиотекарям