ГлавнаяНовостиБиблиографические занятия
В День белорусской письменности фонды Ивацевичской библиотеки пополнились электронными и печатными изданиями
Ивацевичская центральная районная библиотека им. П. Пестрака подключилась к электронной библиотеке Национальной библиотеки Беларуси

Дети – наследники исторической памяти

Дети – наследники исторической памяти
Другие Новости

2 сентября 2024 г. для учащихся 6–7-х классов ГУО «Гимназия № 1 имени Ф. Скорины г.Минска» прошли новые библиографические уроки «Дети – наследники исторической памяти» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемого Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

В основу нового библиографического урока положена роль исторической памяти как компонетнта общественного сознания в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь с учетом информационно-психологических аспектов формирования памяти о прошлом у детей среднего школьного возраста. Информационная часть урока разработана посредством использования через призму информационно-библиографического знания таких основных теоретико-методологических подходов к конструированию исторической памяти и идентичности как: «причины мысли» (Д. де Траси), теория архетипов (К. Юнг), изобретения традиций (Э. Гелнер), «места памяти» (П. Нора), социальная рамка памяти (М. Хальбвакс), школа «Анналов» (Л. Февр, М. Блок), воображенное (воображаемое) сообщество (Б. Андерсон).

Занятие направлено на формирование посредством библиотечно-библиографического знания чувства сопричастности маленьких граждан к национальной истории в трех компонентах: на индивидуальном (личное отношение к историческим событиям), предметном (формирование информационной грамотности в процессе освоения алгоритмов поиска информации) и социальном (посредством «эмоционального отклика» на образовательный коллективный вид деятельности и участие в библиографическом поиске) уровнях.

Методические приемы: беседа в формате «вопрос – ответ», экскурсия, информационное сообщение, презентация, библиографический практикум, обзор литературы, осмотр и анализ экспозиций – «Язык военной иллюстрации», «Баллады о мужестве», «Art Minsk 2024».

Справочно-библиографические станции исторической памяти: топографическая и систематическая картотеки статей, электронный каталог, подсобный книжный фонд отдела справочно-информационного обслуживания, каталоги рукописных партизанских журналов, библиографические указатели.

Информационные блоки библиографического урока: роль детей в истории Беларуси, информационный потенциал Национальной библиотеки Беларуси, правила пользования библиотекой, поиск и заказ литературы по электронному и карточным каталогам, разные виды документов в изучении исторических событий, история Беларуси, искусство, культура и религия, Великая Отечественная война, Брестская крепость-герой.

Историческая память наравне с патриотизмом является важнейшим нравственным ориентиром и фактором консолидации белорусского общества и государства в условиях современных вызовов и угроз. В ходе урока школьники рассуждали о таких понятиях как: «память», «история», «историческая память», «индивидуальная память», «групповая память», «культурная память», «наследство», «наследники», «наследники исторической памяти», «исторический фейк», «текстовый интернет-мем», «графический интернет-мем», «геймификация истории», «социальные медиа», «конструирование исторической медиапамяти».

В отделе справочно-информационного обслуживания школьники ознакомились с богатым перечнем справочной литературы по теме библиографического урока с тематическими книжными остановками: «История Беларуси», «Белорусский фольклор», «Праздники и обряды белорусов», «Религия Беларуси», «Культура Беларуси», «Искусство Беларуси», «Брестская крепость-герой», «Беларусь в годы Великой Отечественной войны».

Практическая часть по изучению структуры книги включала работу со справочными изданиями: «Беларускі фальклор» (2005), «Дзяржаўныя святы Рэспублікі Беларусь» (2024), «Жыровічы: пад святым пакровам» (2020), «Святы Беларусі» (А.Ю. Лозка, 2018), «Прыказкі і прымаўкі, жарты і каламбуры, прыгаворкі і языкаломкі, вясельныя прыгаворкі пры дзяльбе каравая, вітанні і зычэнні, ветлівыя і ласкавыя выразы, засцярогі і прысяганні, праклёны і адкляцці, жартоўныя праклёны і дражнілкі-кепікі, зневажанні і параўнанні, прыкметы народнага календара з Косаўшчыны» (А. Зайка, 2015), «Еўфрасіння – Офрасіння – Афрасіння Полацкая. Яе час, яе крыж» (С. Тарасаў, 2021), «Танки победы: исторический путеводитель : (танки-памятники и памятники танкистам в Минске и Минской области)» (А.И. Овчинников, И.Г. Чибисов, 2021), «Брестская крепость. Война и мир» (А. Суворов, 2015), «Нельзя забыть. Нельзя понять. Нельзя оправдать» (2019) и др.

Сравнительный анализ экспозиций «Язык военной иллюстрации», «Баллады о мужестве» и «Art Minsk 2024» акцентировал внимание на экспонатах-атрибутах исторической памяти (каски, бинокли, фотоаппарат, печатная машинка, партизанские рукописные журналы), материалах отражающих историческую память через призму восприятия событий писателями и художниками (проза, поэзия, книжная иллюстрация, репродукции, картины художников в технике масло, эстампы), современных изобразительных экспериментах выставки «Art Minsk 2024» которым в будущем предстоит перейти в категории культурной и исторической памяти.

На выставке «Язык военной иллюстрации» школьники выполняли задание по выявлению экспонатов-участников исторических событий из общего числа представленных экспонатов. Наибольшее число экспонатов-участников установили Варвара Шульгина и Анастасия Бриленок ученицы 7 «Г» класса ГУО «Гимназия № 1 имени Ф. Скорины г. Минска».

Детям среднего школьного возраста была представлена деятельность главной книжной сокровищницы Беларуси по сохранению мирового документального историко-культурного наследия, национальной интеллектуальной памяти, в том числе памяти о героическом прошлом белорусского народа. Внимание школьников было акцентировано на роли и важности книги в сохранении и защите исторической памяти, самобытности и духовно-нравственных ценностей белорусского народа, преемственности поколений, развитии современного культурного пространства страны.


Цикл занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы» приуроченный к 80-летию Великой Победы, включает 14 библиографических уроков: «Дети – наследники исторической памяти», «Брестская крепость-герой», «Воины-интернационалисты в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков», «Справочная литература о Героях Великой Отечественной войны», «Неповторимая весна 1940», «Роль НКВД, милиции и пионерии в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков», «Ресурсы Национальной библиотеки Беларуси об узниках фашистских концлагерей», «Ресурсы Национальной библиотеки Беларуси по патриотическому воспитанию», «Ресурсы Национальной библиотеки Беларуси в помощь разработке экспозиций школьных музеев», библиографические разведывательные операции для детей младшего и среднего школьного возраста – «Моя Родина Беларусь на волшебном параде в Книгограде», «По страницам судеб Гаврошей и девочки Вали из Брестской крепости», «Пионерские организации Беларуси и мира».

Заказать полный цикл либо отдельное занятие можно по телефонам: 8(017)293-27-40, +375(29)198-41-83.

E-mail: polunchenkoolga@yandex.by.

Национальная библиотека Беларуси открыта для сотрудничества и разработает новые библиографические уроки по запросу наших реальных и потенциальных пользователей.

Материал предоставлен отделом справочно-информационного обслуживания.


Новости

Властелин детской мечты

17 сен 2024

Юбилейная книжная выставка «Властелин детской мечты», посвященная 75-летию белорусского писателя Алексея Николаевича Якимовича, проходит с 17 сентября по 20 октября в зале белорусской литературы (пом. 205).

Книжные выставки

Навсегда вместе!

17 сен 2024

17 сентября 1939 года – важнейший день в истории белорусского народа. Именно тогда начался освободительный поход Красной армии, который помог трудящимся Западной Беларуси слиться с БССР. Осуществилась заветная мечта белорусского народа снова стать единым целым.

Выставочные мультипроекты

Документальное наследие Евгения Хлебцевича

15 сен 2024

С 15 сентября в музее книги проходит выставка «Документальное наследие Евгения Хлебцевича», приуроченная ко Дню библиотек Беларуси и 140-летию со дня рождения известного белорусского и российского библиотековеда, инициатора создания сети бесплатных публичных библиотек в Беларуси Евгения Хлебцевича.

Книжные выставки

1–14 сентября 1944 года. На пути к Великой Победе

16 сен 2024

Продолжение нового проекта Национальной библиотеки Беларуси «Газетные строки читая сердцем» посвящено 80-летию Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. С конца июля 2024 г. по май 2025 г. на портале Национальной библиотеки Беларуси публикуются материалы из газет Советской Беларуси 1944–1945 гг., отражающие хронику новостей и событий того времени.

Проект «Газетные строки читая сердцем. К 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне»


Библиотекарям