ГлавнаяНовости«Песняры»: молитва голосов и сердец
С доверием к жизни
«Интересно почитать»: книга «Волшебные сны Зузочки»

«Музыкальный четверг на Академической»: к 55-летию «Песняров»

«Музыкальный четверг на Академической»: к 55-летию «Песняров»
Другие Новости

Юбилейный для ансамбля «Песняры» год продолжается. Совсем скоро Национальная библиотека Беларуси с радостью презентует виртуальный проект «“Песняры”: молитва голосов и сердец».

21 ноября состоялось очередное мероприятие к 55-летию ансамбля в Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа в рамках цикла «Музыкальные четверги на Академической».

Условно встречу можно разделить на три отделения.

В первом правнучка сразу двух белорусских классиков – Якуба Коласа и Янки Мавра – Василина Мицкевич провела интересную и содержательную экскурсию по музею, экспозиция которого состоит из двух частей – литературно-документальной (1-й этаж) и мемориальной (2-й этаж).

Первая часть является поэтическим вступлением во вторую и знакомит посетителей с биографией и основными произведениями классика. Особое внимание уделяется поэмам «Новая зямля» и «Сымон-музыка», а также трилогии «На ростанях» и аллегорическим «Казкам жыцця». В прошлом году белорусы отметили 100-летие поэмы «Новая зямля» факсимильным изданием произведения.

Кроме того, экскурсовод подчеркнула, что Колас был не только писателем, но и очень хорошим учителем. Ему Беларусь обязана первой «Методыкай роднае мовы» (1926). Вслед за Тёткой, издавшей первое (1906), он является автором «Другога чытання для дзяцей беларусаў» (1909).

Связующим звеном между частями экспозиции стала лестница в доме, ведущая в личные комнаты писателя.

В мемориальной части воссоздан прижизненный интерьер дома на момент смерти Коласа (1956). Это и большая гостиная, и рабочий кабинет, и открытая терраса для осмотра двора и сада, которым с особым энтузиазмом занимался сам Колас.

Особый интерес неизменно вызывает личный кабинет писателя. На рабочем столе все предметы сохранились там же, где были в момент смерти Якуба Коласа. Среди прочего лежит недописанное письмо, во время работы над которым и оборвалась жизнь классика. Все часы в доме зафиксированы на времени, когда остановилось его сердце, – 13:20. Настольный календарь 1956 года развернут на дате последнего прожитого дня – 13 августа. Здесь же находится большая и ценная библиотека Коласа, многие книги  из которой с дарственными надписями.

В конце экскурсии Василина Мицкевич еще раз подчеркнула уникальность музея, который когда-то был домом, где жил писатель и почти все предметы помнят своего хозяина, а у посетителей есть возможность  прикоснуться к истории.

Второе отделение – лекция исследователя белорусской эстрады Ольги Брилон, которая сопровождалась фото- и видеоматериалами. Она автор книг «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное...» (2016) «Заповедный напев» (2020), «Белорусская эстрада. Ностальгический дивертисмент» (2021).

История ансамбля «Песняры» неохватная, поэтому остановились на самых интересных фактах.

В 1963 г. Владимир Мулявин приехал на работу в Белорусскую государственную филармонию вместе с женой Лидией Кармальской. Сначала он выступал в качестве аккомпаниатора разным певцам, в том числе и Лидии Кармальской, прославившейся в очень редком оригинальном жанре – художественный свист. Сохранилась одна совместная аудиозапись – белорусская народная песня «Ой, не кукуй, зязюленька рана». Позже она была наложена на подходящий видеоряд, который продемонстрировали присутствующим.

В 1964–1967 гг. В. Мулявин проходил военную службу. Сначала во 2-й роте самодеятельности, после – в ансамбле Белорусского военного округа. Армейским вокальным квартетом руководил Валерий Яшкин. В его составе Мулявин впервые запел и создал свои первые аранжировки.

Именно в армии состоялось судьбоносное знакомство будущих «Песняров» – Владимира Мулявина, Валерия Яшкина, Леонида Тышко, Владислава Мисевича и Александра Демешко.

В октябре 1967 г. после службы Мулявин был зачислен гитаристом-аккомпаниатором в ансамбль «Орбита-67», однако позволял себе на гастролях исполнять роль бэк-вокалиста, что положительно воспринималось публикой. Интересно, что музыканты принимались в филармонию соответственно специальности. Никто, кроме Мулявина, не рисковал совмещать игру с пением.

В 1968 г. был сделан первый шаг: армейские товарищи и братья Мулявины (Владимир и Валерий) вошли в состав эстрадного ревю «Лявоніха» и, недолго думая, назвали себя «Лявонами». Репертуар ансамбля состоял из самых разных произведений, но уже появились собственные и обработки белорусских народных песен.

В 1970 г. филармония начала готовиться к участию в IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. «Лявоны» ехали туда как аккомпаниаторы Лидии Кармальской. Однако В. Мулявину очень хотелось участвовать, и руководство, лишь бы отцепиться, дало согласие. Тогда никто не воспринимал молодых музыкантов всерьез. Накануне отъезда министр культуры Михаил Минкович предложил изменить название, так как слово «лявоны» воспринималось как синоним деревенских простачков. Приметный вариант нужно было придумать в очень сжатые сроки. На поиски Мулявин отправил музыкантов в библиотеку. Проведя там не один час, Леонид Тышко отыскал красивый образ-символ «пясняр» в сборнике стихов не Янки Купалы, как принято считать, а как раз-таки Якуба Коласа (по крайней мере, так утверждает сам Тышко). С этого момента ансамбль меняет название на «Песняры» и едет в Москву не только как аккомпаниатор, но и как конкурсант в номинации «вокал». Лидию Кармальскую «срезали» после 1-го тура (по возрасту). «Песняры» достойно выдержали 1-й и прошли во 2-й тур. Результат оказался триумфальным. Первое место жюри во главе с Эдуардом Хилем не присудило никому, а второе разделили между «Песнярами», Львом Лещенко и грузинским ансамблем «Диэло».

После конкурса ансамбль «Песняры» пригласили выступить на Дне советской милиции. Этот день считался одним из самых главных, и поэтому концерт транслировался из Колонного зала Дома Союзов по всему СССР. Прозвучали песни «Тёмная ночь» и «Рушнікі». Фрагмент концерта с исполнением последней был показан зрителям. На видео на лацкане пиджака Мулявина хорошо виден памятный знак лауреата конкурса. Также здесь можно наблюдать привычную манеру Мулявина и Мисевича петь в один микрофон, чтобы лучше слышать друг друга.

Таким образом, в 1970 г. после двух всесоюзных телеэфиров о «Песнярах» узнала вся страна. Во всем Союзе зазвучал белорусский язык. Не зная его, люди подпевали музыкантам, скупали словари, чтобы понять, о чем поет белорусский ансамбль. По популярности равных «Песнярам» не было, разве что Муслим Магомаев.

В 1971 г. режиссер Владимир Орлов, почувствовав уникальность ансамбля, снял музыкальный телефильм «Песняры». Лента напоминает батлейку, которая является одной из особенностей белорусской культуры. С удовольствием зал посмотрел один из самых запоминающихся юмористических номеров фильма – белорусскую народную песню «Як я ехаў да яе».

Следующий предложенный зрителям видеоматериал – недавно созданный клип на самую сильную и известную рок-балладу Владимира Мулявина на слова Юрия Рыбчинского «Крик птицы». Ольга Брилон убеждена, что она стала знаком беды для Мулявина. Однако в его исполнении песня обладала такой мощью, что некоторые, по воспоминаниям очевидцев, теряли сознание на концертах. Это первая композиция, в которой наметилась тенденция к усложнению традиционных песенных форм.

Последний видеоряд был озвучен песней«Белая Русь ты мая» (муз. В. Мулявина, сл. В. Скоринкина) и, как оказалось, в исполнении Петра Елфимова (в 2003–2004 гг. был участником «Песняров» под руководством В. Шарапова). Здесь Ольга Брилон отметила, что и сейчас есть достойные исполнители наследия «Песняров». А также отметила, что те, чьи запоминающиеся и узнаваемые голоса прославили ансамбль, не имели никакого вокального образования (сам Владимир Мулявин, Леонид Борткевич, Анатолий Кашепаров, Игорь Пеня). Внутреннее ощущение помогало Мулявину отбирать для своего коллектива уникальные и неповторимые голоса.

В третьем отделении Государственный камерный хор Республики Беларусь исполнил некоторые песни из репертуара «Песняров» а капелла в своей интерпретации.

В 1994 г. на «Славянском базаре» в Витебске «Песняры» презентовали программу «Голос души». Впервые прозвучали «Чырвоная ружа»«Малітва», «Христос воскрес». В постановке были задействованы хореографический ансамбль «Хорошки» и камерный хор. Конечно, мало кто остался в составе хора с тех пор. Но его нынешний художественный руководитель и дирижер Наталья Михайлова выступала как хорист в тот памятный день.

Этот музыкальный четверг хор начал песней «Мой родны кут» на стихи Якуба Коласа и музыку Игоря Лученка.

После прозвучала «Купалінка», ее загадку раскрыла Ольга Брилон. Песня долгое время считалась народной. Часто авторство стихов приписывалось Янке Купале. Даже сейчас не все знают, что у нее на самом деле есть авторы – музыка Владимира Теравского, слова Михася Чарота. Оба были репрессированы (в 1937 и 1938 гг. соответственно), а песня была чрезвычайно популярной, поэтому миф о ее народности специально поддерживался.

Песня «Ой, рана на Івана» – одна из тех, которая была исполнена «Песнярами» на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Аранжировка В. Мулявина очень сильно впечатлила и жюри, и слушателей. И сегодня это один из лучших образцов исполнения народных песен.

Не мог обойти вниманием хор и песню «Рушнікі», также сыгравшую важную роль в судьбе «Песняров». Создана она была в 1959 г. Вера Верба (Гертруда Соколова) написала стихотворение в возрасте 17 лет во время учебы на филологическом факультете БГУ. На музыку слова положил учитель белорусского языка Николай Петренко. На первой грампластинке песню ошибочно указали «народной». Исправление ошибки результата не принесло, песня получила мировую славу как народная.

Песни «Лявоніха» у белорусов целых две! С ними тоже существует определенная путаница. Одна действительно народная, а вот у второй есть авторы. Мулявин положил на музыку стихотворение Максима Богдановича, работая над программой «Вянок» (1991), приуроченной к 100-летию поэта. Хор предложил слушателям народную песню.

После прозвучало попурри на темы песен «Песняров» авторства Елены Атрашкевич.

Песня «Бывайце здаровы» не просто считается народной. Она стала всемирно известной и была переведена на несколько языков. Однако авторы ее белорусы – поэт Адам Русак и композитор Исаак Любан. Как и «Песняры» на концертах, этой песней хор прощался со слушателями и под аплодисменты покидал зал.

30.11.2024.jpg 13.01.2025.jpg

В конце Ольга Брилон поблагодарила всех неравнодушных к наследию «Песняров». Отметила огромный вклад в популяризацию их музыки Национального академического народного оркестра Республики Беларусь им. И.И. Жиновича, который ежегодно проводит концерты ко дню рождения Владимира Мулявина. 84-летие музыканта будем отмечать дважды: поскольку на 12 января все билеты уже раскуплены, поэтому возникла необходимость организовать дополнительный концерт 13 января. Также 30 ноября БГА «Песняры» совместно с Президентским оркестром Республики Беларусь презентует программу «Песнярам 55».

Музыковед подарила музею и хору книги «Белорусская эстрада. Ностальгический дивертисмент», а также диски ансамбля: 1. «Календарно-обрядовые песни» и «Гусляр» (поэма Я. Купалы «Курган») / 2023. 2. «Победы свет! Концерт 1984» / 2024. Их издание стало возможным благодаря любителям, которые продолжают находить в своих архивах ценные редкие записи.

Piesniary-23.jpg Piesniary-24.png

Почетным гостем вечера была внучка Якуба Коласа и Янки Мавра Мария Мицкевич.

Следите за новостями проекта, слушайте «Песняров» (ссылка доступна только из библиотеки) и празднуйте 55-летие основания ансамбля вместе с нами!

Материал подготовлен главным библиотекарем отдела сопровождения интернет-портала Анной Со́лушко.

Новости

Историческое краеведение Беларуси: опыт, проблемы и перспективы развития

9 дек 2024

5–6 декабря в Национальной академии наук Беларуси состоялась научно-практическая конференция «Историческое краеведение Беларуси: опыт, проблемы и перспективы развития (к 100-летию Центрального бюро краеведения)».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Ансамбль «Песняры» в сокровищнице Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства

9 дек 2024

Завершается работа над виртуальным проектом «“Песняры”»: молитва голосов и сердец», инициированном к 55-летию ансамбля Национальной библиотекой. Остались последние штрихи. Буквально через несколько дней ресурс будет представлен широкой аудитории.

«Песняры»: молитва голосов и сердец

Соревнования по игре в дартс и пулевой стрельбе среди работников «алмаза знаний»

7 дек 2024

5 декабря на базе физкультурно-оздоровительного комплекса Национальной Библиотеки Беларуси состоялись соревнования по игре в дартс и пулевой стрельбе среди сотрудников.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Магистранты-искусствоведы в китайском центре книги

6 дек 2024

5 декабря, в рамках ознакомления с информационными ресурсами Национальной библиотеки, магистранты из Китайской Народной Республики, обучающиеся в Белорусском государственном университете на факультете социокультурных коммуникаций посетили Китайский центр книги (пом. 207g).

Новости Национальной библиотеки Беларуси

VI Международная научная конференция «Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий»

6 дек 2024

5–6 декабря в государственном учреждении «Белорусская сельскохозяйственная библиотека им. И.С. Лупиновича» Национальной академии наук Беларуси проходит VI Международная научная конференция «Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Зал документов по искусству представляет цикл лекций «Путешествие во времени: История костюма»

8 дек 2024

Уважаемые друзья! Мы открываем увлекательный цикл лекций, посвященный истории костюма, и приглашаем вас присоединиться к этому путешествию сквозь века!

Зал документов по искусству представляет...


Библиотекарям