ГлавнаяНовостиПо страницам белорусского календаря
Умер архитектор Михаил Виноградов – один из авторов зданий Национальной библиотеки и железнодорожного вокзала
Новое издание Национальной библиотеки Беларуси

30 октября – 115 лет со дня рождения народного художника Беларуси, выдающегося скульптора Андрея Онуфриевича Бембеля (1905–1986)

30 октября – 115 лет со дня рождения народного художника Беларуси, выдающегося скульптора Андрея Онуфриевича Бембеля (1905–1986)
Другие новости

Имя художника хорошо известно не только знатокам белорусского искусства ХХ века, но и многочисленным гостям нашей страны. Ведь среди наиболее известных туристических объектов мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», Курган Славы, монумент Победы в Минске и многое другое, автором или соавтором создания которых являлся Андрей Онуфриевич Бембель.

Родился художник в г. Велиж Витебской губернии (ныне – Смоленская область, Россия) в многодетной семье. Отец его, Онуфрий Емельянович Бембель, служил в уездном казначействе бухгалтером. Мать, Стефанида Дмитриевна, занималась домашним хозяйством. В Велиже А. Бембель получил начальное образование в мужской гимназии, где и обратили внимание на его рисунки. Очень важной в выборе жизненного пути Бембеля явилась встреча с известным скульптором М.А. Керзиным, который преподавал в Велижской художественной школе, а затем в Витебском художественном техникуме, где учился будущий художник. С 1927 по 1930 год А. Бембель, студент Ленинградского Высшего художественно-технического института (ныне – Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств), постигает  мастерство у известных скульпторов и преподавателей Р.Р. Баха, В.Л. Симонова и М.Г. Манизера.  Андрей Онуфриевич Бембель относится к числу редких художников, талант которых был оценен в самом начале творческого пути. Еще в студенческие годы он избрал один из самых сложных видов скульптуры – барельеф.

В 1931 году А. Бембель вернулся в Беларусь и уже на первых выставках в Минске, в которых он принимал участие, продемонстрировал высокий профессионализм.
В 1932 году по проекту известного архитектора И. Лангбарда в Минске началось строительство Дома правительства – грандиозного архитектурно-скульптурного комплекса с разнообразными формами скульптуры и живописи. Над оформлением помещений работала большая группа белорусских скульпторов под руководством М. Керзина: З. Азгур, Г. Измайлов, А. Орлов, А. Глебов и А. Бембель. Именно Бембелю принадлежит самая сложная часть работы: сорокачетырехметровый барельефный фриз, украшающий коридоры Конгресс-холла (вместе со скульптором В. Риттером). Продолжая совершенствовать технику барельефа, А. Бембель в последующие годы работал в основном над оформлением интерьеров общественных зданий: несколько композиций в зале Президиума Верховного Совета республики (не сохранились), ряд рельефных фигур в зрительном зале Дома офицеров в Минске, исполнил барельефы для павильона Беларуси на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, а также портретные медальоны для театра оперы и балета в Минске. В 1938 г. скульптор был удостоен звания заслуженный деятель искусств БССР.

С первых дней Великой Отечественной войны Андрей Онуфриевич Бембель был в рядах действующей Красной Армии. После окончания краткосрочной  военно-инженерной школы Бембель служил в инженерных войсках, а в начале 1943 г. вместе с другими художниками был отозван в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Здесь он создал свое первое и главное произведение военных лет – композиционный портрет Н.Ф. Гастелло (бронза, 1943 г.). Ни один из скульпторов, впоследствии обратившихся к этому образу и других героев войны, не избежал гипнотического воздействия творчества А. Бембеля.

Biembiel-1.jpg
А. Бембель во время создания бюста Н. Гастелло. 1943 г.

В это время художник также работает над проектом памятника героям Сталинграда, барельефа «Белорусские партизаны», портретов Героев Советского Союза – Ф.И. Павловского,  Д.Т. Гуляева, П.З. Калинина.

7 июля 1944 г. вместе со штабом А. Бембель вернулся в освобожденный Минск. Одним из первых значительных произведений художника после демобилизации был портрет А.М. Матросова (1946).1950-е годы – время расцвета портретного творчества мастера. Его модели – люди разных профессий, возрастов, интересов, социального положения. К наиболее значительным произведениям А. Бембеля, посвященным историческим личностям прошлого, можно отнести памятник русскому ученому Д.И. Менделееву, установленный в 1952 году перед зданием химического факультета Московского государственного университета, станковая композиция «Адам Мицкевич» (1979), портреты Я. Купалы (1978), А. Блока (1980), И. Шамякина, Л. Щемелева и другие. Большинство портретных работ скульптора хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь.

В послевоенные годы Андрей Ануфриевич, продолжая активно работать в монументальной и монументально-декоративной скульптуре, занимается также реставрацией больших скульптурных ансамблей, поврежденных войной. И, конечно, одной из важнейших работ этого времени является горельеф «9 мая 1945 года» – композиция главного фасада монумента Победы в Минске (1954 г.). 

Biembiel-2.jpg
А. Бембель. Композиция главного фасада монумента Победы в Минске (1954 г.).

В 1955 году А.О. Бембель был удостоен почетного звания народного художника БССР.

С его именем связано также создание мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» (в составе творческой группы во главе с народным художником СССР, скульптором А.П. Кибальниковым), а знаменитый памятник «Курган Славы» стал настоящим шедевром мастера (архитектор О.А. Стахович, 1969). За его создание скульптору была присуждена Государственная премия Беларуси (1970).

Biembiel-3.jpg.png
А. Бембель. Мемориальный комплекс «Курган Славы» (архитектор О.А. Стахович, 1969).

Андрей Онуфриевич Бембель принадлежал к славной плеяде художников-воспитателей, для которых педагогика стала делом жизни. Он был одним из организаторов и первых преподавателей Минского художественного училища (1948–1950) и Белорусского театрально-художественного института (ныне – Белорусская государственная академия искусств), в котором многие годы заведовал кафедрой скульптуры (1953–1978). Педагогический талант, методическое мастерство, широта эрудиции позволяли ему успешно формировать у молодых художников необходимые профессиональные качества, высокую гражданственность и активную жизненную позицию.

Он дал путевку в жизнь нескольким поколениям белорусских скульпторов. Среди его учеников – известные деятели белорусского искусства Анатолий Аникейчик, Лев Гумилевский, Валентин Занкович, Иван Миско и другие. Это был один из тех мастеров белорусского искусства, чьё творчество почти лишено неудач, которым удавалось все, за что бы они ни брались. Бембель был не только мастером, произведения которого неизменно приобретали широкую известность и долгую жизнь, но и фаворитом времени.

Из воспоминаний народного художника Беларуси Л.Д. Щемелева: «Андрей Онуфриевич Бембель – одна из интереснейших творческих личностей в советском изобразительном искусстве. Оригинален, масштабен, привлекателен эмоционально. Конечно, он – продукт системы. Политичен? Да, но не протокольно! И вообще, это не мешало ему быть интересным человеком. А какой оратор, как держал зал... Он был заворожителем молодых сердец! В нем не было возрастной занудливости. Он с людьми никогда не соблюдал никакой дистанции, кроме товарищеской, человеческой. Да, непредсказуем был во всем...».

Наряду с творческой и педагогической работой Андрей Онуфриевич Бембель вел активную общественную деятельность. Он избирался членом ЦК КПБ, был депутатом Верховного Совета, председателем правления Союза художников Беларуси.

Умер Андрей Онуфриевич Бембель в 1986 году. В 1995 году в Минске, в его доме-мастерской, открыт Музей современной белорусской скульптуры имени А.О. Бембеля. Заслуги А.О. Бембеля в развитии изобразительного искусства отмечены орденами Ленина, Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями и Почетными грамотами, серебряной медалью имени Митрофана Грекова. В 2005 году Министерство связи и информатизации Республики Беларусь ввело в почтовое обращение художественный конверт с оригинальной маркой «100 лет со дня рождения А.О. Бембеля».

Biembiel-4.jpg

Больше информации о жизни и творческой деятельности культового белорусского скульптора ХХ века можно узнать из изданий, хранящихся в фондах Национальной библиотеки Беларуси, заказав их через электронный каталог.

Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.

Новости

Итоги онлайн-конкурса чтецов «О, Беларусь, мая шыпшына»

2 Дек 2020

В рамках проекта «На хвалі часу, у плыні жыцця» Национальная библиотека Беларуси совместно с информационными партнерами – журналами «Маладосць» и «Бярозка» с 1 октября по 15 ноября провели онлайн-конкурс чтецов «О, Беларусь, мая шыпшына», который был приурочен к 120-летию Владимира Дубовки.

К 100-летию литобъединения «Маладняк»

Как сберечь книги?

2 Дек 2020

Все мы любим читать в долгие зимние вечера. Тома Тургенева, Пушкина и Достоевского наверняка ютятся на полках домашних библиотек, дожидаясь своего часа. И вот, шероховатая обложка, запах старой бумаги и… осевшая пыль, которая портит всё настроение.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Ресурсы виртуального читального зала НББ – для инклюзивного образования

1 Дек 2020

1 декабря в рамках мероприятий виртуального читального зала Национальной библиотеки Беларуси состоялась презентация лицензионных электронных информационных ресурсов (ЭИР) и специальных разработок для обеспечения информационных потребностей слабовидящих и незрячих людей.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Почему книги такой формы (нет, не поэтому)

1 Дек 2020

Признаемся честно: мы без ума от книг. Но задумывались ли вы хоть раз, почему они выглядят именно так? И карманные книжки размером с кленовый лист, и огромные словари, которые вы едва удержите в руках, почти всегда имеют одну и ту же форму – прямоугольник, причём почти одних и тех же пропорций. Так в чём же дело? В современной печати или же в нас самих? Начинаем расследование!

Авторский взгляд


111