11 июля исполняется 90 лет со дня рождения известного белорусского скульптора Анатолия Александровича Аникейчика (1932–1989). Его творчество является важной вехой в истории белорусской монументальной и станковой скульптуры.
Анатолий Аникейчик родился в Борисове в семье служащих: отец был врачом, мать – учительницей. В тринадцать лет мальчик увлекся лепкой, участвовал во всех детских выставках города, а затем и Минска. Талант юноши открыл перед ним двери Белорусского государственного театрально-художественного института (сейчас – Белорусская государственная академия искусств), где он учился у известных белорусских скульпторов А. Бембеля и А. Глебова. Дипломная работа А. Аникейчика «Монтажники» свидетельствовала о большом потенциале автора, что было отмечено экзаменационной комиссией.
Окончив институт, молодой скульптор сразу включился в творческую деятельность. Его первые работы – портреты В. Маяковского, П. Чайковского, М. Богдановича, М. Фрунзе, Л. ван Бетховена, композиция «1905 год» показали стремление художника к созданию возвышенных образов, выражению духовной силы и человеческой красоты. Одновременно с образцами станковой скульптуры Анатолий Александрович работал над монументальными произведениями.
Особое место в творчестве А. Аникейчика занимала тема Великой Отечественной войны. В своих произведениях он мастерски, правдиво изображал не только образы героического времени, но и смог донести их идейно-пластическую ясность будущим поколениям. Среди его известных работ – «Весна Победы», «Память», портреты героев войны, памятники М. Гастелло и его экипажу под Радошковичами, А. Матросову в Пскове, памятные знаки на Центральной площади и площади Независимости в Минске.
Вместе с архитекторами Ю. Градовым и Л. Левиным скульптор работал над созданием памятника в мемориальном комплексе «Прорыв», установленном в 1974 г. в Ушачском районе Витебской области в честь прорыва вражеской блокады партизанами в ходе Полоцко-Лепельского сражения. Поражает трагичностью скульптурный комплекс «Проклятие фашизму», созданный в память о жителях Докшицкого района Витебской области, уничтоженных вместе с селами немецко-фашистскими захватчиками.
Органично вошла в творческую жизнь А. Аникейчика купаловская тема. Мастер создал ряд памятников поэту, очень разных по замыслу и настроению, масштабу и композиционному решению. В 1971 г. создан надгробный памятник Янке Купале на Военном кладбище в Минске (совместно с А. Заспицким). В 1973 г. в городе Монро, недалеко от Нью-Йорка, открыт памятник поэту, автором которого также является А. Аникейчик. Белорусскому песняру были посвящены и другие работы скульптора: бюст для литературного музея, скульптурная композиция «Осень поэта» в деревне Левки Оршанского района.
Вершиной купаловской темы в творчестве А. Аникейчика стал монументальный комплекс в Минске, над которым он работал совместно со скульпторами Л. Гумилевским и А. Заспицким, архитекторами Ю. Градовым и Л. Левиным. Этот мемориал, ставший одной из достопримечательностей белорусской столицы, включает памятник Янке Купале и фонтан «Вянок» с фигурами девушек, бросающих в воду купальские венки.
В разные годы А. Аникейчик работал над скульптурными портретами многих писателей и поэтов: памятником М. Лынькову в поселке Лиозно Витебской области, скульптурной композицией «Сны о Родине. М. Богданович» и др. Любовь к литературе воплотилась в ряде произведений, посвященных А. Пушкину: портреты, скульптуры «Пушкин и Ванькович», «А. Пушкин и А. Мицкевич», «Мир Михайловского».
Произведения А. Аникейчика отличаются эпохальностью, возвышенностью образов, выражением духовной силы и красоты человека. Народный артист БССР (1972), лауреат премии Ленинского комсомола Беларуси (1967) и Государственной премии БССР (1974), он считал долгом художника «…создавать произведения, мобилизующие высокие мысли, чувства и волю народа на строительство нового мира».
На протяжении всей своей творческой жизни Анатолий Александрович Аникейчик работал на полную мощь подаренного ему судьбой таланта, оставив после себя большое наследие. Его произведения находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников, Музее современного изобразительного искусства в Минске, музейных собраниях зарубежных стран.
Информацию о жизни и деятельности известного скульптора также можно найти в онлайн-энциклопедии «Беларусь в лицах и событиях», сведения о публикациях о нем – в электронном каталоге Национальной библиотеки Беларуси.
Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.