ГлавнаяНовостиПо страницам белорусского календаря
«Интересно почитать»: книга «Эвристические сказки. Обучение через открытие. Приключения Лисенка и его друзей»
Поздравляем с 85-летием Светлану Владимировну Федулову!

Ее называли белорусским Третьяковым

Ее называли белорусским Третьяковым
Другие новости

22 мая исполняется 115 лет со дня рождения Елены Васильевны Аладовой (1907–1986), заслуженного деятеля искусств БССР, исследователя, собирателя, хранителя и пропагандиста высоких духовных ценностей, треть века возглавлявшей главный художественный музей нашей страны.

Елена Аладова (в девичестве Пук) родилась в Пружанах в семье учителей. Ее мама умерла в 1925 г. Отец Василий Исаевич одно время работал инспектором Паричского уезда Бобруйского округа, позже в Жлобине – заместителем заведующего железнодорожной школой-девятилеткой.

Вопрос о профессии перед молодой девушкой не стоял: она выбрала педагогику и стала одной из первых студенток открытого в 1921 г. Белорусского государственного университета. С 1922 по 1928 г. училась на естественно-историческом отделении педагогического факультета и одновременно подрабатывала в Белорусском государственном музее в качестве иллюстратора. В то время в университете преподавали замечательные искусствоведы М.Г. Сыркин и Н.Н. Щекотихин. В одной из своих автобиографий она писала, что в те годы систематически посещала вечернюю рабочую изостудию при Доме художника по улице Интернациональной в Минске. С этих посещений и началось знакомство с художниками и серьезное увлечение изобразительным искусством.

В 1925 г. Елена попробовала себя в качестве экскурсовода и консультанта на первой Всебелорусской художественной выставке. В 1927 г. стала членом «Литературно-художественной коммуны», а затем и творческого объединения «Прамень» (1929–1932), в который входили такие художники, как А. Ахола-Вало, В. Тиханович, П. Гутковский, О. Марикс и др. В это время она начала работать и как искусствовед.

После окончания университета в 1928 г. Елена вышла замуж за композитора Николая Аладова, потомка старого петербургского дворянского рода, которого привлек яркий и сильный характер девушки. В 1924 г. Н. Аладов был приглашен в Беларусь и стал одним из организаторов и первых преподавателей Белорусской консерватории.

2-Aladavy-1928.jpg
Молодые Аладовы. 1928 г.

В 1937 г. Елена Васильевна стала научным сотрудником группы по созданию первой в Беларуси Государственной картинной галереи, которая открылась в 1939 г. Директором был назначен художник-керамист Н.П. Михолап (1886–1979). К этому времени Аладова уже училась на заочном отделении искусствоведения Института философии, литературы и искусства им. Н.Г. Чернышевского в Москве, но окончить его не успела. Началась война...

В годы Великой Отечественной войны Аладовы оказались в Саратове, где Елена Васильевна работала заместителем директора по научной работе и одновременно была главным хранителем Государственного художественного музея имени А.Н. Радищева. В 1944 г. приняла участие в работе Комиссии по убыткам, нанесенным немецко-фашистскими захватчиками музеям БССР. Тогда же она получила предложение возглавить новый перспективный Музей истории Великой Отечественной войны. Но, как ни уговаривали друзья и коллеги, она вернулась в картинную галерею.

В разрушенном Минске оба музея теснились в одном здании – бывшем Доме профсоюзов на площади Свободы. Здесь жили и их сотрудники, в том числе семья Аладовых с двумя детьми. Тогда сложно было представить, что на этом скромном пятачке вырастет крупнейший после московского, ленинградского и киевского художественный музей Советского Союза.

Коллекционирование стало смыслом жизни Аладовой, сделало ее известной и уважаемой в музейном мире. Постепенно и среди коллекционеров она снискала хорошую репутацию. Иногда, прежде чем предлагать шедевры «Третьяковке», ленинградские и московские коллекционеры звали к себе минскую гостью. Известна ее дружба с певицей Лидией Руслановой, имевшей богатую коллекцию произведений изобразительного искусства. Вскоре из дома знаменитости в минский музей отправились работы Матвея Виельгорского, Фёдора Толстого, Марии Тенишевой. У вдовы Владимира Дурова, знаменитого циркового артиста, Аладова купила знаменитую картину Василия Пукирева «Неравный брак». Сохранность шедевра оставляла желать лучшего: в пыли, грязи изображение едва проступало. Быть может, поэтому картину и не заметили. Многие посчитали то полотно подделкой, ведь оригинал, как известно, висит в Третьяковской галерее. Однако экспертиза подтвердила, что привезенная картина – позднейшее авторское повторение. «Что ж у вас за методика такая?» – удивлялись многие потрясающему чутью Аладовой на шедевры. «Смотрю – смотрю – и вижу», – отвечала она.

3-Pukirau-Niarouny-shliub.jpg
Картина «Неравный брак», 1875. Авторское повторение В. Пукирева.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, зал русского искусства. Приобретена у А. Дуровой в 1949 г.

Благодаря неутомимым поискам Елены Васильевны главный художественный музей страны фактически восстановил разграбленную в 1941 г. коллекцию. Кроме уникального собрания русской живописи, среди экспонатов которого – картины всемирно известных мастеров В. Боровиковского, К. Брюлова, В. Тропинина, И. Айвазовского, И. Репина, В. Сурикова, М. Врубеля, музей имеет богатую коллекцию западноевропейского и восточного искусства. Также удалось собрать превосходную коллекцию современного и древнебелорусского искусства. Еще в 1948 г. Елена Васильевна вернула из Саратова картины Ю. Пэна. Среди ценных приобретений – картины известных белорусских художников: И. Олешкевича, А. Горавского, И. Хруцкого, С. Жуковского и др. Именно Аладовой музей обязан богатейшим наследием В. Белыницкого-Бирули.

При ней музеем было проведено 30 экспедиций, обследовано более 700 костелов и церквей западных районов Беларуси. Из подземелья гродненского бригитского монастыря директор сама вытаскивала полусгнившие, источенные жуками иконы XVII в., в Дрисвятах нашла чудом уцелевшие слуцкие пояса, в Пружанском районе – соломенные царские врата и резной иконостас. Теперь все это – национальное историко-культурное наследие.

В начале 50-х Аладова добилась строительства для художественной галереи отдельного помещения по улице Ленина. Это было первое здание в СССР, построенное специально для музея (архитектор М. Бакланов). В 1957 г. на базе картинной галереи был создан Государственный художественный музей БССР, который она возглавляла до 1977 г., а затем некоторое время была его научным руководителем. Фонд музея, восстановленный усилиями искусствоведа, в 1977 г. насчитывал более 15 000 экспонатов. 

4-Budaunictva-MM.jpg
Строительство здания для художественного музея по ул. Ленина, 20. 1956 г.

Судьба Елены Васильевны Аладовой – абсолютно уникальный случай. Во-первых, потому что практически в одиночку ей удалось восстановить разграбленную в годы войны картинную галерею БССР, собрать столько шедевров, что еще при ее жизни о белорусской музейной коллекции живописи заговорили как о богатейшей в Европе. Аладова находила уникальные полотна в самых неожиданных местах; часто тратила на картины свою зарплату, на глаз безошибочно определяя их подлинность; заводила дружбу с потомками бывших аристократов и знаменитостями, увлеченными изобразительным искусством. Во-вторых, уникальной является и личная жизнь Елены Аладовой, которую судьба связала с таким талантливым композитором, как Николай Аладов.

Об этом и о многом другом можно подробнее узнать из публикаций, отдельных изданий и документов, которые хранятся в фондах Национальной библиотеки Беларуси. Информация о них представлена в электронном каталоге библиотеки. Здесь же представлено и печатное наследие Аладовой: каталоги музейных экспозиций и выставок, статьи, книги о художниках, альбомы «Государственный художественный музей БССР» (1958) и «Белорусская советская живопись» (1978).

Особое внимание советуем обратить на замечательную книгу, посвященную творческой и человеческой судьбе Е.В. Аладовой, «Елена Аладова. Музей – ее судьба» (изд-во «Мастацкая лiтаратура», 2006), увидевшую свет накануне 100-летнего юбилея со дня ее рождения. Воспоминаниями и размышлениями о феномене ее таланта делятся художники, искусствоведы и, конечно же, коллеги, музейные работники, а также дети.

5-Aladova-Muzey-yeyo-sudba.jpg
Обложка юбилейного издания «Елена Аладова. Музей – ее судьба» (изд-во «Мастацкая лiтаратура», 2006)

А еще рекомендуем посмотреть элегантный и душевный фильм «Свет далекой звезды. Заслуженный деятель искусств БССР Елена Аладова», созданный в рамках авторского проекта А. Домарацкого и доступный в сети интернет.

В целях увековечения памяти Елены Васильевны Аладовой Совет Министров Республики Беларусь постановил установить мемориальную доску на здании Национального художественного музея Республики Беларусь по ул. Ленина, 20 в Минске. Торжественная церемония установки бронзовой доски с барельефным портретом Е.В. Аладовой (автор – скульптор Иван Миско) произошла 26 июня 1998 г.

К 100-летию со дня рождения Е.В. Аладовой были выпущены памятный художественный почтовый конверт с изображением здания Национального художественного музея Беларуси и маркой с портретом юбиляра, памятные серебряные монеты Национального банка Республики Беларусь достоинством 1 рубль и 10 рублей.

6-Kanviert-Aladava-MM.jpg

7-Manieta-Aladava-MM.jpg
Введены в обращение 25 июля 2007г. Дизайн: С. Заскевич

Уже стали традиционными проводимые Национальным художественным музеем Республики Беларусь Аладовские чтения, где музейные работники и искусствоведы делятся опытом работы и достижениями, обсуждают актуальные проблемы.

В честь Е.В. Аладовой и ее супруга названа улица Аладовых в Минске.

Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.

Новости

Гимназистам и школьникам о маленьких и больших солдатах Великой Отечественной войны

18 Апр 2024

15 апреля для учащихся 5-6-х и 9-х классов средних школ №№ 24, 153 и гимназии № 11 г. Минска прошли библиографические уроки «Справочная литература о Героях Великой Отечественной войны» (9 кл.), «Брестская крепость-герой» (5–6 кл.) из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемого Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Зал документов по искусству представляет:  рубрика «Лица. Даты. События»

18 Апр 2024

Для посетителей зала искусств (пом. 306) в рамках постоянной рубрики «Лица. Даты. События» подготовлена новая книжная экспозиция «В сказочном круговороте Валентины Шобы», приуроченная к 60-летию гродненской художницы.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям