22 мая исполняется 115 лет со дня рождения Елены Васильевны Аладовой (1907–1986), заслуженного деятеля искусств БССР, исследователя, собирателя, хранителя и пропагандиста высоких духовных ценностей, треть века возглавлявшей главный художественный музей нашей страны.
Елена Аладова (в девичестве Пук) родилась в Пружанах в семье учителей. Ее мама умерла в 1925 г. Отец Василий Исаевич одно время работал инспектором Паричского уезда Бобруйского округа, позже в Жлобине – заместителем заведующего железнодорожной школой-девятилеткой.
Вопрос о профессии перед молодой девушкой не стоял: она выбрала педагогику и стала одной из первых студенток открытого в 1921 г. Белорусского государственного университета. С 1922 по 1928 г. училась на естественно-историческом отделении педагогического факультета и одновременно подрабатывала в Белорусском государственном музее в качестве иллюстратора. В то время в университете преподавали замечательные искусствоведы М.Г. Сыркин и Н.Н. Щекотихин. В одной из своих автобиографий она писала, что в те годы систематически посещала вечернюю рабочую изостудию при Доме художника по улице Интернациональной в Минске. С этих посещений и началось знакомство с художниками и серьезное увлечение изобразительным искусством.
В 1925 г. Елена попробовала себя в качестве экскурсовода и консультанта на первой Всебелорусской художественной выставке. В 1927 г. стала членом «Литературно-художественной коммуны», а затем и творческого объединения «Прамень» (1929–1932), в который входили такие художники, как А. Ахола-Вало, В. Тиханович, П. Гутковский, О. Марикс и др. В это время она начала работать и как искусствовед.
После окончания университета в 1928 г. Елена вышла замуж за композитора Николая Аладова, потомка старого петербургского дворянского рода, которого привлек яркий и сильный характер девушки. В 1924 г. Н. Аладов был приглашен в Беларусь и стал одним из организаторов и первых преподавателей Белорусской консерватории.
Молодые Аладовы. 1928 г.
В 1937 г. Елена Васильевна стала научным сотрудником группы по созданию первой в Беларуси Государственной картинной галереи, которая открылась в 1939 г. Директором был назначен художник-керамист Н.П. Михолап (1886–1979). К этому времени Аладова уже училась на заочном отделении искусствоведения Института философии, литературы и искусства им. Н.Г. Чернышевского в Москве, но окончить его не успела. Началась война...
В годы Великой Отечественной войны Аладовы оказались в Саратове, где Елена Васильевна работала заместителем директора по научной работе и одновременно была главным хранителем Государственного художественного музея имени А.Н. Радищева. В 1944 г. приняла участие в работе Комиссии по убыткам, нанесенным немецко-фашистскими захватчиками музеям БССР. Тогда же она получила предложение возглавить новый перспективный Музей истории Великой Отечественной войны. Но, как ни уговаривали друзья и коллеги, она вернулась в картинную галерею.
В разрушенном Минске оба музея теснились в одном здании – бывшем Доме профсоюзов на площади Свободы. Здесь жили и их сотрудники, в том числе семья Аладовых с двумя детьми. Тогда сложно было представить, что на этом скромном пятачке вырастет крупнейший после московского, ленинградского и киевского художественный музей Советского Союза.
Коллекционирование стало смыслом жизни Аладовой, сделало ее известной и уважаемой в музейном мире. Постепенно и среди коллекционеров она снискала хорошую репутацию. Иногда, прежде чем предлагать шедевры «Третьяковке», ленинградские и московские коллекционеры звали к себе минскую гостью. Известна ее дружба с певицей Лидией Руслановой, имевшей богатую коллекцию произведений изобразительного искусства. Вскоре из дома знаменитости в минский музей отправились работы Матвея Виельгорского, Фёдора Толстого, Марии Тенишевой. У вдовы Владимира Дурова, знаменитого циркового артиста, Аладова купила знаменитую картину Василия Пукирева «Неравный брак». Сохранность шедевра оставляла желать лучшего: в пыли, грязи изображение едва проступало. Быть может, поэтому картину и не заметили. Многие посчитали то полотно подделкой, ведь оригинал, как известно, висит в Третьяковской галерее. Однако экспертиза подтвердила, что привезенная картина – позднейшее авторское повторение. «Что ж у вас за методика такая?» – удивлялись многие потрясающему чутью Аладовой на шедевры. «Смотрю – смотрю – и вижу», – отвечала она.
Картина «Неравный брак», 1875. Авторское повторение В. Пукирева.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, зал русского искусства. Приобретена у А. Дуровой в 1949 г.
Благодаря неутомимым поискам Елены Васильевны главный художественный музей страны фактически восстановил разграбленную в 1941 г. коллекцию. Кроме уникального собрания русской живописи, среди экспонатов которого – картины всемирно известных мастеров В. Боровиковского, К. Брюлова, В. Тропинина, И. Айвазовского, И. Репина, В. Сурикова, М. Врубеля, музей имеет богатую коллекцию западноевропейского и восточного искусства. Также удалось собрать превосходную коллекцию современного и древнебелорусского искусства. Еще в 1948 г. Елена Васильевна вернула из Саратова картины Ю. Пэна. Среди ценных приобретений – картины известных белорусских художников: И. Олешкевича, А. Горавского, И. Хруцкого, С. Жуковского и др. Именно Аладовой музей обязан богатейшим наследием В. Белыницкого-Бирули.
При ней музеем было проведено 30 экспедиций, обследовано более 700 костелов и церквей западных районов Беларуси. Из подземелья гродненского бригитского монастыря директор сама вытаскивала полусгнившие, источенные жуками иконы XVII в., в Дрисвятах нашла чудом уцелевшие слуцкие пояса, в Пружанском районе – соломенные царские врата и резной иконостас. Теперь все это – национальное историко-культурное наследие.
В начале 50-х Аладова добилась строительства для художественной галереи отдельного помещения по улице Ленина. Это было первое здание в СССР, построенное специально для музея (архитектор М. Бакланов). В 1957 г. на базе картинной галереи был создан Государственный художественный музей БССР, который она возглавляла до 1977 г., а затем некоторое время была его научным руководителем. Фонд музея, восстановленный усилиями искусствоведа, в 1977 г. насчитывал более 15 000 экспонатов.
Строительство здания для художественного музея по ул. Ленина, 20. 1956 г.
Судьба Елены Васильевны Аладовой – абсолютно уникальный случай. Во-первых, потому что практически в одиночку ей удалось восстановить разграбленную в годы войны картинную галерею БССР, собрать столько шедевров, что еще при ее жизни о белорусской музейной коллекции живописи заговорили как о богатейшей в Европе. Аладова находила уникальные полотна в самых неожиданных местах; часто тратила на картины свою зарплату, на глаз безошибочно определяя их подлинность; заводила дружбу с потомками бывших аристократов и знаменитостями, увлеченными изобразительным искусством. Во-вторых, уникальной является и личная жизнь Елены Аладовой, которую судьба связала с таким талантливым композитором, как Николай Аладов.
Об этом и о многом другом можно подробнее узнать из публикаций, отдельных изданий и документов, которые хранятся в фондах Национальной библиотеки Беларуси. Информация о них представлена в электронном каталоге библиотеки. Здесь же представлено и печатное наследие Аладовой: каталоги музейных экспозиций и выставок, статьи, книги о художниках, альбомы «Государственный художественный музей БССР» (1958) и «Белорусская советская живопись» (1978).
Особое внимание советуем обратить на замечательную книгу, посвященную творческой и человеческой судьбе Е.В. Аладовой, «Елена Аладова. Музей – ее судьба» (изд-во «Мастацкая лiтаратура», 2006), увидевшую свет накануне 100-летнего юбилея со дня ее рождения. Воспоминаниями и размышлениями о феномене ее таланта делятся художники, искусствоведы и, конечно же, коллеги, музейные работники, а также дети.
Обложка юбилейного издания «Елена Аладова. Музей – ее судьба» (изд-во «Мастацкая лiтаратура», 2006)
А еще рекомендуем посмотреть элегантный и душевный фильм «Свет далекой звезды. Заслуженный деятель искусств БССР Елена Аладова», созданный в рамках авторского проекта А. Домарацкого и доступный в сети интернет.
В целях увековечения памяти Елены Васильевны Аладовой Совет Министров Республики Беларусь постановил установить мемориальную доску на здании Национального художественного музея Республики Беларусь по ул. Ленина, 20 в Минске. Торжественная церемония установки бронзовой доски с барельефным портретом Е.В. Аладовой (автор – скульптор Иван Миско) произошла 26 июня 1998 г.
К 100-летию со дня рождения Е.В. Аладовой были выпущены памятный художественный почтовый конверт с изображением здания Национального художественного музея Беларуси и маркой с портретом юбиляра, памятные серебряные монеты Национального банка Республики Беларусь достоинством 1 рубль и 10 рублей.
Введены в обращение 25 июля 2007г. Дизайн: С. Заскевич
Уже стали традиционными проводимые Национальным художественным музеем Республики Беларусь Аладовские чтения, где музейные работники и искусствоведы делятся опытом работы и достижениями, обсуждают актуальные проблемы.
В честь Е.В. Аладовой и ее супруга названа улица Аладовых в Минске.
Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.