22 января исполняется 90 лет со дня рождения известной белорусской художницы Елены Георгиевны Лось, творчество которой является яркой страницей белорусской книжной графики, отличается гармоничным сочетанием народных традиций и авторских пластических воплощений.
Я да гэтага часу ўдзячная лёсу за тое,
што з першых дзён свядомага жыцця
была сярод цудоўнай беларускай прыроды,
сярод простых людзей. Напэўна,
яны і абудзілі ўва мне мастака.
Е. Лось
Елена Георгиевна Лось родилась 22 января 1933 года в Вильне (с 1939 года – Вильнюс). Ее раннее детство прошло на Пружанщине среди живописной природы. Именно в это время девочка увлеклась рисованием. Ее увлечению способствовало и то, что отец, уважаемый во всей округе врач, любил в свободное время брать в руки карандаш и краски. Он выписывал французский художественный журнал, и Елена внимательно рассматривала репродукции известных картин. Так, без специальных занятий, ведь в школе не было учителя рисования, она училась понимать искусство, чувствовать тонкости и особенности этого мастерства.
В 1948 году Елена вместе с матерью и бабушкой переехала из Белоруссии на постоянное жительства в Вильнюс. В 1955 году она окончила отделение графики и иллюстрации Государственного художественного института Литовской ССР. Благодаря талантливым преподавателям, а также своему трудолюбию и неутомимости в студенческие годы Елена получила необходимую профессиональную подготовку: владение навыками рисунка и композиции, приемами работы с живой натурой. Молодая художница мечтала реализоваться как успешный иллюстратор и постоянно искала свой стиль, тему и технику в оформлении книг. В период поисков своего художественного «я» значительное влияние на творческое мировоззрение Елены Лось оказали художники Татьяна Маврина и Гарри Якубени. Общение с ними укрепило ее стремление широко использовать в своем творчестве национальные традиции.
Глубоко интересуясь народным творчеством, Е. Лось изучала узоры белорусской вышивки и ткачества, их орнаментику. Вместе с Гарри Якубени, ставшим ее мужем, она начала путешествовать по республике. Первым местом целенаправленных поездок стала Туровщина, а затем и все Полесье, откуда художница привозила образцы орнамента рушников, женских национальных костюмов, передников, салфеток, скатертей. Позже она отмечала: «Мне пашчасціла: я заспела ў маладосці жывое Палессе, дзе ўсюды адчуваўся подых старадаўняга побыту і мясцовых традыцый». Увиденное Е. Лось творчески использовала в своих работах. На протяжении 1959–1963 годов совместно с Г. Якубени она оформила сказки «Маша і мядзведзь», «Пшанічны каласок», книгу В. Витки «Дударык».
В 1963 году художница вступила в Белорусский союз художников. 1960-е годы считаются периодом больших успехов Е. Лось в книжной иллюстрации. Она наконец подошла к теме издавна любимой ею народной сказки и начала активно сотрудничать с белорусскими издательствами по оформлению как отдельных сказок, так и их сборников. Широкому кругу читателей известны оформленные художницей издания белорусских народных сказок «З рога ўсяго многа», «Залатая яблынька», «Іван Світаннік», «Разумная дачка», «Два маразы», а также книги для детей «Вераб’ёвы госці» А. Якимовича, «Скарб» З. Бядули, «Кую-кую ножку» и «Азбукі» А. Деружинского, «За ельнічкам, за бярэзнічкам» Л. Януковича, «Ладачкі-ладкі» В. Витки, «Савось-проказник» Я. Коласа, «Грыбок, грыбок, выстаў лабок» В. Яговдика и др. Художница на протяжении многих лет сотрудничала с журналом «Вясёлка».
Иллюстрации Е. Лось очень близки детскому восприятию, они дают юным читателям широкое представление о самом главном – о стране, о своих корнях. В рисунках можно найти и архитектурные мотивы, и множество бытовых деталей, и красивые пейзажи, и интересные образные характеристики героев. Во всем одновременно чувствуется сказочность и жизненность, стремление к обобщению, желание показать окружающий мир ярким и радостным, донести до каждого сердца любовь к родному краю, традициям народного творчества. За десятилетия творческой деятельности Е. Лось проиллюстрировала ряд различных изданий, отмеченных почетными дипломами республиканских и международных конкурсов.
Наряду с оформлением детских книг и журналов она активно работала в области станковой графики. Блестяще владея техникой линорита, она адаптировала ее к своим творческим замыслам. Среди станковых работ Е. Лось – серия «Ляўкі» на стихи Я. Купалы, цикл рисунков «Казкі жыцця» к произведениям Я. Коласа, серии листов «Дзеці Белавежы», «Песні заходніх славян», «Партрэты беларускіх пісьменнікаў», «Пад палескімі дубамі», «Ружанскія паданні», «Народныя беларускія калыханкі» и др.
В последние годы жизни художница с увлечением работала над натюрмортами.
Цветы для Веры
Елена Георгиевна принимала участие более чем в 50 международных, всесоюзных и республиканских выставках книжной графики, тематических выставках, посвященных иллюстрации детских книг. Работа мастера высоко оценена государством и профессиональным сообществом. Она была награждена медалями имени Василия Витки журнала «Вясёлка» (1988), «За заслугі ў выяўленчым мастацтве» Белорусского союза художников (2000), Франциска Скорины (2003). Произведения художницы находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, музее-усадьбе «Пружанскі палацык» (Брестская область), Государственной Третьяковской галерее и мемориальном музее А.С. Пушкина в Москве, фондах Министерства культуры Российской Федерации и Белорусского союза художников, других музеях и галереях.
Музыка берез
Больше информации о жизни и творческой деятельности Елены Георгиевны Лось можно найти в электронном каталоге Национальной библиотеки Беларуси, онлайн-энциклопедии «Беларусь в лицах и событиях».
Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.
К юбилею Елены Георгиевны Лось в Национальной библиотеке (кольцевая галерея 3-го этажа) организована книжно-художественная выставка «Со сказкой по жизни».