ГлавнаяНовостиПроект «Свидетели эпохи: Беларусь на страницах газет 100-летней давности»
Семинары виртуального читального зала в Республиканской научной медицинской библиотеке и Белорусском государственном технологическом университете
В поле зрения экономиста: по страницам периодических изданий

Эпизоды художественной жизни Витебска на страницах газет

Другие новости

Af-Vitebsk.jpg

Витебск. Гоголевская улица, [между 1890 и 1918].

При всех неоднозначных процессах, происходивших на территории Беларуси в политической, духовной и культурной сферах в 1917–1922 гг., шли становление белорусского национального изобразительного искусства и формирование многонациональной группы художников.

Эти годы стали периодом борьбы различных художественных течений, группировок и направлений, в частности, «революционного» реалистического искусства и авангардистских течений, наиболее сильно проявившихся в художественной жизни Витебска и творчестве его выдающихся, всемирно известных представителей. Многочисленные статьи, объявления, заметки даже самого М. Шагала, печатавшиеся на страницах газет “Советская правда”, “Вольная Беларусь”, “Дзянніца”, “Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов”, “Витебский листок”, “Звезда” позволяют составить впечатление о художественной жизни Минска, Витебска, других городов в послереволюционное время.

События, происходившие в тот прогрессивный период в Витебске, ежедневно освещались в печати: почти в каждой газете (особенно витебского региона, в частности «Витебский листок») писали о новостях, выставках, лекциях, экскурсиях и новых мероприятиях изобразительного искусства, связанных с городом.

Например, «Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов» еще 22 ноября 1918 года поместили статью об открытии художественного училища в Витебске, задачах учебного заведения, принципах обучения.

Izvestija_Vitebskogo.jpg

«Открываемая в скором времени художественная школа удовлетворит давно назревшую в Витебске потребность в художественном культурно-просветительном центре, существование которого даст возможность направлять по истинному пути начинающего художника из народа.

Художественная школа прежде всего ставит своей задачей проводить в жизнь начала подлинного, революционного искусства, порывающего со старой рутиной академии. Вместе с тем в строении училища будет последовательно проведен принцип трудовой школы – при классе прикладных искусств будет существовать мастерская. Для исполнения тех разнообразных декоративных работ – живописных, лепных, деревянных и т.д. Писания вывесок, плакатов и др., которые до сих пор исполнялись безграмотно ремесленниками.

В скором времени начинаются занятия. Временно, впредь до приезда всех приглашенных преподавателей и открытия намеченных классов, будут вестись занятия в 2-х группах: старшей (живопись с натуры) и младшей (мертвая натура), а также откроются вечерние курсы рисования.

Запись желающих поступить в школу ежедневно от 11 – 3 ч. и от 5 – 7 ч. в помещении школы, Бухаринская, бывшая Воскресенская, 10.

Обучение – бесплатное».

Народное художественное училище // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1918. – 22 нояб. – С. 3.

Zdanie_Vit_hud_uchil.jpg

Здание Витебского народного художественного училища

Распоряжением властей дом теперь уже по Бухаринской улице был передан в ведение Марка Шагала (1887–1985), только что вступившего в должность уполномоченного Наркомпроса по делам искусств в Витебской губернии. Новоиспеченный комиссар немедленно взялся устраивать здесь художественное училище.

Марк Шагал так описывал этот период в своей книге «Моя жизнь»:

«В косоворотке, с кожаным портфелем под мышкой, я выглядел типичным советским служащим.

Только длинные волосы да пунцовые щеки (точно сошел с собственной картины) выдавали во мне художника.

Глаза азартно блестели – я поглощен организаторской деятельностью. Вокруг – туча учеников, юнцов, из которых я намерен делать гениев за двадцать четыре часа.

Всеми правдами и неправдами ищу средства, выбиваю деньги, краски, кисти и прочее. Лезу из кожи вон, чтобы освободить учеников от военного набора.

Весь день в бегах. На подхвате – жена».

Открытие выставки состоялось 28 января 1919 года. А накануне этого торжественного события газета «Витебский листок» поместила следующую статью Марка Шагала:

Наконец мы опять на своей убогой родине.

Пусть мы как «не прикрепленные» нигде и ни в коем случае пообедать права не имели и в какой-либо общественной столовой тщетно домогались утолить свой голод, а к вечеру возвращались в свой «номер», оставаясь в темноте…

Но почему все же столичного полуголодного человека с таким трудом удается заманить сюда для культурной работы?

– Да, я их понимаю…

Но что же делать? Какими калачами нам все же заманить тех левых деятелей, новаторов в области Искусства, которые так необходимы нам в настоящее время для местной художественной и культурной жизни масс в городе и губернии?

Вот на какое именно обстоятельство за время нашего пребывания в столицах мы обратили особое внимание. Нельзя было не заметить того, что в то время как политически агитационные силы щедро рассылаются по военно-политическим фронтам, область культурная и, в частности, область искусства – в загоне, и почему-то считается излишним рассылка наиболее энергичных и левых деятелей в области искусства во всех его видах по провинциальным городам и весям.

Между тем, создание таких революционных отрядов искусства являлось бы вполне целесообразным.

С этим со мной вполне согласились.

Но… «Меньшинство в искусстве» – слишком обидное меньшинство.

Пока все же не могу нарадоваться и этим достижениям – заманив таких деятелей и художников, как Добужинский, Радлов, Анненков* и др. и с удовольствием предложив директорство Добужинскому.

Только теперь мы смело откроем двери художественного училища, школы губернской, долженствующей служить образцом школ нового типа для нужд нашей области. Откроем, однако, без традиционной помпы, без торжества и «речей».

Придете ли вы, рабочие, люди народа, обострять свои художественно-культурные наклонности, вкусы свои? Приходите прилежно и скромно учиться, и работать, и вы увидите, что украшение города к следующей октябрьской годовщине революции – вы поймете с большей легкостью, чем ныне.

Достаточно вам будет ознакомиться слегка с элементарной работой в мастерских школы, и вы поймете, что мы не шутили в эти дни октября, когда искусство мы приобщали к народу.

Несмотря на некоторые гнетущие условия – жизнь искусства в столицах не замирает. Ставятся один за другим агитационные памятники, открывается грандиозная выставка в Зимнем дворце, революционные театральные студии («Красный петух» и другие) усердно творят, а неутомимый нарком Луначарский вдохновенно носится от комиссариата в Зимний дворец, от Зимнего к художникам, от последних к музыкантам и артистам и от них всех в Смольный.

«Воюют» Мария Федоровна с Мейерхольдом, а Мейерхольд – с Каменевой.

Повоюем же и мы. Помогайте же и вы нам, кто может, иль что говорю я! – не мешайте же, в крайнем случае, нам работать, если не всегда сочувствие ваше на нашей стороне.

Сделаем кое-что для нашей грустной родины…

Марк Шагал

*)Андреева-Горькая, нарком театров. [Примечание редакции «Витебского листка» – В.Ш.]

*Ю.П. Аннеков в Витебск не приехал.

Шагал, М. Художественные заметки / М. Шагал // Витебский листок. – 1919. – 8 янв. – С. 1.

А само открытие освещалось следующим образом:

28 января состоялось торжественное открытие 1-ой Витебской народной художественной школы.

Открыл школу тов. Шагал, указавший в своем слове на громадное значение художественного развития пролетариата и на необходимость дать широкую возможность процветать левому искусству.

Тов. Шагал отметил разницу, существовавшую в деле художественного развития масс при старом режиме и теперь, при установлении диктатуры пролетариата.

Тогда искусство существовало только для отдельных счастливчиков, для “сильных мира сего”, для рабочей же массы, среди которой, бессомненно, имеется много талантов, двери в храм науки были крепко закрыты, и если кто-нибудь из них и попадал, то это являлось вообще каким-то чудом, Теперь же двери святое святых науки и искусства открыты для всех рабочих, и эти пасынки жизни теперь могут свободно пользоваться теми преимуществами , которые принадлежат им по праву испокон веков.

Оратор надеется, что пролетариат г. Витебска и всего края живо отзовется на призыв школы и докажет, что он, жадно воспринимая все, что дает ему жизнь, не пройдет мимо искусства.

Последующие ораторы в своих речах высказывали аналогичные же мысли, при чем было отдано должное тов. Шагалу, организатору школы, положившему много трудов по созданию открытой школы.

<…>темные стороны торжества. Невольно появляется вопрос – для кого, для чего все это?

Ведь пресса широко оповещала о том, что на открытие приглашаются представители рабочих организаций. К большому удивлению и сожалению приходится отметить еще раз печальный факт отсутствия на открытии пролетарского учреждения рабочих. Чем объяснить подобное явление? Недоразумение это, снова ли абсентеизм рабочих или что-нибудь другое, скрывающееся за кулисами, быть может, даже самой школы?

Товарищи! Поле деятельности для творчества открывается самое широкое. Сумейте только оправдать те надежды, которые на вас возлагаются.

К<онопли>н Н. Открытие 1-й Витебской народной художественной школы // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1919. – № 22. – 30 янв. – С. 3.

Masterskaja_Shagala.jpg

Мастерская Шагала: Слева направо сидят: Л. Хидкель, М. Шагал, М. Кунин, И. Чашник, Х. Зельдин, внизу – Л. Зевин. Стоят: М. Векслер, Л. Циперсон. 1919. Фото из Музея истории Витебского народного художественного училища.

В начале 1920 года начала готовиться уже 2-я отчетная выставка Витебского народного художественного училища

«Годовщина Витебского народного художественного училища и 2-я отчетная выставка

В начале февраля открывается 2-я отчетная выставка Витебского народного художественного училища.

В городском театре состоится празднование годовщины Художественного училища.

В этот вечер состоится художественный митинг, будут поставлены живые художественные картины и спектакль. Будет также поставлена пьеса «Победа над солнцем» в исполнении, декорациях и костюмах исключительно учащихся Художественного училища.

Премирование работ учащихся Художественного училища.

Комиссией в составе уполномоченного и заведующего Художественным училищем тов. Шагала, профессоров-руководителей т.т. Малевича, Пэна, Лисицкого, Якерсона и представителя от общего собрания учащихся Кунина присуждены 17 премий.

К организации губернского музея

По докладу т. Марка Шагала Коллегия отделов изобразительного искусства музейного постановили отпустить серии картин русских художников.

Организация склада художматериалов и учебных пособий

Художественно-промышленным подотделом Наркомпроса утвержден проект открытия В Витебске губернского склада художественных материалов для правильного распределения и снабжения ими художественных учреждений, трудовых школ и художников Витебской губернии».

Художественная жизнь // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1920. – № 18. – 27 янв. – С. 2.


При подготовке материала использовались следующие источники:

Изобразительное искусство Витебска, 1918–1923 гг. в местной периодической печати : библиогр. указ. и тексты публикаций / Учреждение культуры "Витеб. обл. краевед. музей" ; сост. В. А. Шишанов. – Минск, 2010. – С. 29–30, 43–44, 49–51, 126–127.

Шагал, М. Моя жизнь : [автобиографический роман] / Марк Шагал ; [пер. с фр. Н. Мавлевич ; послесл. и коммент. Н. Апчинской]. – СПб, 2017. – С. 162.

Познакомиться с первоисточниками можно при посещении Национальной библиотеки Беларуси или при приобретении электронного издания «Становление белорусской государственности: по страницам белорусских газет 1917–1922 г.», в котором на двух дисках размещены электронные копии 2 400 номеров газет (почти 80 наименований), издававшихся в 1917–1922 гг. на территории современной Беларуси и за ее пределами, но имевших отношение к Беларуси.

Комплект дисков «Становление белорусской государственности: по страницам белорусских газет 1917–1922 гг.» можно приобрести по подписке или купить в киоске, расположенном на 1-м этаже возле главного входа. Режим работы киоска соответствует режиму работы библиотеки.

Материал предоставлен информационно-аналитическим отделом.

Новости

Услуги по реставрации бумажных документов в Национальной библиотеке Беларуси

19 Апр 2024

У каждой семьи есть своя история, воспоминания и рассказы старшего поколения о предках. А порой до нашего времени доходят и документальные свидетельства истории семьи, бережно хранимые и передаваемые из рук в руки. Время не щадит их, и далеко не всегда бумажные носители столь важной информации сохранены в неизменном виде. Бумага ветшает, окисляется, разрушается…

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Неповторимая предвоенная весна фельдшера Саши Трояновой и студента Петра Шапетовича

19 Апр 2024

16 апреля для учащихся 9-10 классов ГУО «Средняя школа № 53 г. Минска» состоялся новый библиографический урок «Неповторимая весна 1940» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

«Библионочь-2024» состоялась!

19 Апр 2024

Учились, шумели, веселились и креативили! Ежегодная акция в поддержку чтения «Библионочь» состоялась! Библионочь превратила пространство Национальной библиотеки Беларуси в Планету знаний, где тысячи любителей книги нашли для себя занятия по душе, получили массу позитивных эмоций и узнали много нового и интересного.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям