Национальная библиотека Беларуси представляет материалы, опубликованные в белорусских газетах 1917–1922 гг., о разных направлениях художественной жизни Беларуси.
Вокруг – туча учеников, юнцов,
из которых я намерен делать гениев
за двадцать четыре часа.
Марк Шагал
Моя жизнь, М., 2010, с. 187
Февральская и Октябрьская революции 1917 г.всколыхнули общественное сознание людей. Проявился огромный интерес к искусству: зрители шли в музеи, театры, на выставки, художники стремились стать участниками процесса трансформации общества.
В это время появлялись творческие товарищества, которые не только объединяли профессионалов, но и ставили перед собой цель – распространение знаний, установление диалога между «новым зрителем» и теми, кто проповедовал «новое искусство». Учреждались государственные органы, курирующие искусство; проводились выставки, лекции об искусстве, конкурсы; открывались студии, где обучали будущих художников и просто любителей живописи, скульптуры. Искусство стали использовать в агитационной работе – для создания плакатов, вывесок и т.д.
Многие деятели культуры Беларуси плодотворно работали на ниве национального искусства, другие же проявили себя за рубежом – в России, Европе и других странах.
Выделим несколько направлений, отмеченных в статьях и заметках белорусских газет периода 1917–1922 гг.
- Открывались образовательные учреждения, студии, мастерские для обучения желающих
В газете «Советская правда» за 5 января 1918г. сообщалось о предстоящем открытии при театральном подотделе училища живописи, рисования, скульптуры и всех видов прикладного искусства.
По инициативе Марка Шагала в Витебске 28 января 1919 г. было открыто Народное художественное училище, которое просуществовало до 1941 г. под разными названиями.
Марк Шагал (1887–1985) – художник мирового уровня, один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. В 1917 г. художник с семьей возвратился из Петрограда в Витебск. После революции был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. В 1920 г. переехал в Москву.
М. Шагал. Мечта, 1920 г.
Перед открытием училища в декабре 1918 г. в газетном объявлении желающих приглашали в качестве натурщиков для позирования в мастерские художественного училища.
В начале 1919 г. было опубликовано Постановление № 2 «О концентрации декоративных и живописно-малярных работ в коммунальной мастерской при Витебском Народном Художественном училище» и объявление о собрании записавшихся в художественную мастерскую художественного училища, руководителем которого был М. Шагал.
Мастерская была реорганизована Постановлением губернской Коллегии по делам искусств, подписанным губернским уполномоченным по делам искусств М. Шагалом:
<…> коммунальная мастерская, состоящая в ведении подотдела изобразительных искусств, реорганизуется в государственную художественно-декоративную мастерскую согласно положениям, выработанным подотделом изобразительных искусств.
Шагал М. Государственная художественная мастерская.
Витебский листок, 1919, 7 марта, с. 3
Учеников училища старались финансово поддержать:
Комиссия социального обеспечения Худож[ественного] училища извещает учащихся, что комиссией получены кредиты на социальное обеспечение.
В связи с этим комиссия созывает сегодня, 12 ноября, в 7 ч. веч[ера] чрезвычайное общее собрание.
Общее собрание учащихся Художественн[ого] училища.
Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов, 1919, 12 нояб., с. 4
В Витебском училище, кроме Марка Шагала, преподавали Казимир Малевич, Эль Лисицкий и многие известные белорусские художники.
К. Малевич. Принцип росписи стены, 1919 г.
Казимир Малевич (1879–1935) – художник-авангардист, педагог, теоретик искусства, философ, основоположник супрематизма – одного из крупнейших направлений абстракционизма. В ноябре 1919 г. переехал в Витебск, где начал руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца». К 1920 г. вокруг художника сложилась группа преданных учеников – УНОВИС (Утвердители нового искусства). В июне 1922 г. переехал в Петроград.
К. Малевич. Обложка книги
Эль (Эл) Лисицкий – Лазарь Маркович(Мордухович) Лисицкий (1890–1941) – советский художник и архитектор, один из выдающихся представителей русского авангарда, способствовал развитию супрематизма в архитектуре. В 1919–1921 гг. – один из активных деятелей витебского УНОВИСа. В 1919 г. по приглашению М. Шагала преподавал в Народном художественном училище Витебска (1919–1920).
Э. Лисицкий. Обложка книги
Было создано образовательное учреждение и в Велиже (ныне в Смоленской области): на 20 февраля 1919 г. было запланировано открытие народной художественной школы (начального народного художественного училища).
Среди художников Смоленска в ноябре 1918 г. поднимался вопрос об открытии при их Обществе декоративной мастерской.
В Бобруйске Отдел изобраз[ительных] искусств открыл «портретную мастерскую для писания портретов революционных деятелей».
В Минске в 1921 г. одновременно с открытием 1-й художественной выставки п[од]отдел изобразительного искусства планировал открыть «1-ю художественную студию, работы по оборудованию которой до сих пор тормозились различными техническими причинами».
Художник М. Филиппович, участник этой выставки, в 1922 г. открыл свою студию.
- Создавались профессиональные и общественные организации
В декабре 1917 г. в газете «Голос народа» была опубликована новость:
26 декабря в г. Гомеле сорганизовалось общество изящных искусств, куда вошли известные художественные[,] литературные и музыкальные силы. Почин в этом деле взял на себя известный художественный кружок. В ближайшем будущем предложено устраивать целый ряд художественных вечеров <…>. Надо полагать, что вечера эти будут представлять собою не банальные любительские концерты и спектакли, а вечера истинного искусства. <…> Запись в члены о[бщест]ва производится в редакции «Голос народа»[,] комната № 3.
Общество изящных искусств.
Голос народа, 1917, 29 дек., с. 4
В обществе художников Смоленска в ноябре 1918 г. обсуждался вопрос о создании профессионального союза.
Газета «Красное знамя» (орган Центрального и Виленского Комитета Коммунистической партии Литвы и Белоруссии) сообщала:
<…> секция изобразительных искусств при внешкольном подотделе Отдела народного образования извещает, что 28-го июля сего года состоялось собрание всех местных художников в числе 18-ти человек, которые организовались в союз и выбрали временную комиссию из 5-ти человек для профессиональных и культурных работ. <…>
Галович. [Секция изобразительных искусств].
Красное знамя, 1920, 4 авг., с. 4
В декабре 1922 г. в Минске обсуждался вопрос о дальнейшей работе профессионального союза работников искусств, недавно разъединенного с Союзом работников образования (об этом сообщала газета «Савецкая Беларусь»). В союзе в Минске насчитывалось более 500 членов, на ближайшее время «намечан план барацьбы з прафэсыянальнай несьвядомасьцю. Таксама намечан шэраг публічных дыспутаў па пытаньнях мастацтва», запланирована конференция, «якая павінна канчаткова замацаваць самастойнае арганізаванае істнаваньне працаўнікоў мастацтва і адзначыць шлях далейшага будаўніцтва саюзу».
- Организация и проведение выставок, конкурсов
Новое искусство не просто входило в повседневную жизнь через выставки, но ярко заявляло о себе на вывесках и плакатах. Это направление становилось активно-агитационным.
В конце 1918 г. проводился конкурс на «худож[ественные] вывески для школ, Пролет[арского] университета и библиотек-читален», но «ввиду малочисленности представленных работ» жюри продлило «сроки подачи эскизов до 13 декабря».
В феврале 1921 г. был объявлен конкурс на плакаты.
В Бобруйске Отдел изобразительных искусств Литбела (Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики) сообщил в газете «Звезда» о своей успешной деятельности:
<…> на первом плане поставлено обслуживание фронта. Выпускается серия плакатов агитационного характера. Подготовляются эскизы для украшения инструкторских поездов и декораций для подвижных фронтовых театров. В отделе работает коллегия Петроградских и Московских художников, во главе с тов[арищем]. Цехановским. Привлечены также к работе все местные художественные силы.
Бобруйские письма. Отдел изобразительных искусств.
Звезда, 1919, 15 июня, с. 4
Михаил Михайлович Цехановский (1889–1965) – советский художник и режиссёр мультипликации. С 1918 по 1923 г. был мобилизован в Красную армию и «прикомандирован к политотделу 16-й армии. Он работал в Минске, Смоленске, Могилеве. <…> Уже тогда проявилась редкая разносторонность художника и многообразие его дарований». Он делал плакаты, декорации к театральным постановкам, «оформлял агитпоезда, расписывал помещения кинотеатров и клубов». Впоследствии, уже в Петрограде, художник создавал иллюстрации для детских книг, воплощая новаторские идеи Э. Лисицкого. «Почта» С. Маршака с рисунками М. Цехановского стала основой одного из первых советских мультфильмов (1929).
М. Цехановский. Иллюстрации в книге С. Маршака «Почта»
На афише представлен коллаж обложки этой книги
Список источников
- Общество изящных искусств // Голос народа. – 1917. – 29 дек. – С. 4.
- Театральный подотдел : [объявление] // Советская правда. – 1918. – 5 янв. – С. 2. – (Приложение).
- Местная хроника. В Смоленском обществе художников // Звезда. – 1918. – 27 нояб. – С. 4.
- От подотдела искусств // Витебский листок. – 1918. – 9 дек. – С. 2.
- К открытию художеств<енного> училища // Витебский листок. – 1918. – 18 дек. – С. 3.
- К открытию живописной мастерской // Витебский листок. – 1919. – 12 янв. – С. 4.
- Обязательное Постановление № 2 (О концентрации декоративных и живописно-малярных работ в коммунальной мастерской при Витебском Народном Художественном училище) // Витебский листок. – 1919. – 12 янв. – С. 4.
- Художеств<енное> училище в Велиже // Витебский листок. – 1919. – 18 февр. – С. 4.
- Художествен<ная> школа в Велиже // Витебский листок. – 1919. – 22 февр. – С. 3.
- Шагал, М. Государственная художественная мастерская / М. Шагал // Витебский листок. – 1919. – 7 марта. – С. 3.
- Отдел изобразительных искусств // Звезда. – 1919. – 5 июня. – С. 3.
- Бобруйские письма. Отдел изобразительных искусств // Звезда. – 1919. – 15 июня. – С. 4.
- Общее собрание учащихся Художественн[ого] училища // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1919. – 12 нояб. – С. 4.
- Галович. [Секция изобразительных искусств] / Галович // Красное знамя. – 1920. – 4 авг. – С. 4.
- Конкурс на плакаты // Звезда. – 1921. – 3 февр. – С. 4.
- Художественная выставка // Звезда. – 1921. – 5 апр. – С. 4.
- Тэатр і мастацтва. Мастацка-малярская студыя // Савецкая Беларусь. – 1922. – 23 лістап. – С. 3.
- У саюзе працаўнікоў мастацтва. Агульнае становішча працаўнікоў мастацтва // Савецкая Беларусь. – 1922. – 1 снеж. – С. 3.
- У саюзе працаўнікоў мастацтва. Культурна-асьветная праца // Савецкая Беларусь. – 1922. – 1 снеж. – С. 3.
- У саюзе працаўнікоў мастацтва. Канферэнцыя // Савецкая Беларусь. – 1922. – 1 снеж. – С. 3.
Дополнительные источники
- Пунин, Н. Н. Первый цикл лекций, читанных на краткосрочных курсах для учителей рисования : соврем. искусство / Н. Н. Пунин ; обл. К. Малевича. – Петроград, 1920. – 84 с.
- Иванов-Разумник, Р. В. Владимир Маяковский : («Мистерия» или «Буфф») / Р. В. Иванов-Разумник ; обл. Эл Лисицкого. – Берлин : Скифы, 1922. – 56 с.
- Кузнецова, В. А. Цехановский / В. А. Кузнецова, Э. Д. Кузнецов. – [Л. : Художник РСФСР, 1973]. – 115 с.
- Малевич, К. Малевич. Художник и теоретик : альбом / К. Малевич ; тексты: Е. Н. Петрова и др. – М. : Совет. худож., 1990. – 239 с. – (Авангард).
- Шагал, М. Моя жизнь / Марк Шагал ; [авт.-сост. В. Вестерман ; послесловие Н. Апчинской]. – М. : АСТ : Зебра Е, 2010. – 284, [1] с., [12] л. – (Личный архив : письма, мемуары, дневники).
- Сhagall – modern master [Выяўленчы матэрыял] : [published to accompany the exhibition, Kunsthaus Zürich, 8 February – 12 May 2013, Tate Liverpool, 7 June – 6 October 2013] / Simonetta Fraquelli with contributions by Angela Lampe [et al.]. – Zürich : Kunsthaus Zürich ; Ostfildern : Hatje Cantz, 2013. – 196 c.
Познакомиться с первоисточниками (газетой «Звезда» и другими изданиями) можно при посещении Национальной библиотеки Беларуси или приобретении электронного издания «Станаўленне беларускай дзяржаўнасці: па старонках беларускіх газет 1917–1922 гг.», в котором на двух дисках размещены электронные копии 2 400 номеров газет (почти 80 наименований), издававшихся в 1917–1922 гг. на территории современной Беларуси или за ее пределами, но имевшие отношение к Беларуси.
Комплект дисков «Станаўленне беларускай дзяржаўнасці: па старонках беларускіх газет 1917–1922 гг.» можно купить по подписке или в киоске, который находится на 1-м этаже возле главного входа. Режим работы киоска соответствует режиму работы библиотеки.
Материал предоставлен информационно-аналитическим отделом.