Национальная библиотека продолжает знакомить с материалами о художественной жизни Беларуси, опубликованными сто лет назад в белорусских газетах.
О «новом» и «старом» искусстве: диалоги со зрителем
Газеты того времени печатали полемические статьи об отношении к «старому» и «новому» искусству, объявления о предстоящих диспутах, лекциях, вечерах.
Своеобразный манифест футуристов опубликовал в февральском номере газеты «Звезда» за 1919 г. некий В.С. Дмитриев, провозгласив диктатуру пролетариата и в искусстве:
Сегодня годовщина Красной армии. <…> Это не мирный, но боевой праздник, праздник во время войны и для войны. <…> И мы, художники, взявшись за украшение города, совсем не собирались усладить и повеселить гуляющую публику. <…> Мы сами борцы, мы также зажигаем тот же мировой пожар[,] первой зарницей которого является наша Красная армия, – не только в области искусства. <…> Мы также переведем наших буржуев, наших правых и средних в искусстве, наших «патентованных» художников в четвертую категорию, в подмастерья к подлинным пролетарским мастерам. <…> Мы[,] художники[,] отказались от своих личностей, мы убиваем себя, мы только комбинируем простые линии, простые плоскости… И в этих схемах нас[,] отдельных художников[,] не различить, – ибо здесь уже начало массового творчества, ибо здесь уже стираются грани между ремесленником и «патентованным» художником.
Дмитриев В.С. Да здравствует коммунальное искусство.
Звезда, 1919, 23 февр., с. 2
В следующей статье автор радикально ответил на вопрос, зачем собирать художественные ценности:
Но разве для того, чтобы ценить и восхищаться ими, собираем мы вместе памятники искусства? Совсем напротив, чтобы их обезвредить, чтобы вытравить из них заразу, чтобы из денежной ценности превратить их в обыкновенный научный объект. Пусть эти памятники анализируют историки и ученые, – знать прошлое необходимо, если мы хотим твердой ногой стоять в настоящем[,] но изучать прошлое[,] – это далеко еще не значит поклоняться, или подражать ему. <…> Необходимо уяснить отчетливо, что сейчас – в социалистическом государстве – памятники художественной культуры совершенно не являются «добром» <…>. <…> нельзя украшать этим «добром» наши дворцы, залы и школы, <…> это «добро» нужно обезвредить – собрать и запереть в тюрьмы-музеи. Мы – не варвары; совесть культурного человека ХХ-го века не позволит нам оставить создания искусства на поток и разгромление; мы их поспешим собрать в подходящие здания, с достаточным светом, теплом и воздухом. <…> кому же нужен этот хлам, кроме ученых и историков? Так соберем же его для нашей будущей художественной науки! Сделаем это доброе дело!
Дмитриев В. Почему необходимы художественные хранилища.
Звезда, 1919, 26 февр., с. 1
Заметим, что автор, несмотря на свое отношение к художественным ценностям прошлого как к ненужному «хламу», тем не менее настойчиво убеждал читателей, что нужно его хранить – для науки. Согласимся, что это очень здравая мысль в вихре тех революционных событий.
В этом же ряду полемических выступлений на страницах газет – статья М. Шагала «Художественные заметки», напечатанная в «Витебском листке» [4].
Художники шли и на прямой контакт со зрителями, не оставляя на волю случая их отношение к своему «новому» искусству.
В Бобруйске был объявлен вечер «для ознакомления бобруйской публики с произведениями живописи, организованный местными художниками и художниками из Петербурга» [9]; в Витебске – «1-й художественный митинг-диспут об искусстве» с докладом М. Шагала [5].
Во время Государственной выставки Секция изобразительных искусств Губернского отдела Народного образования, «идя навстречу интересам широких масс к вопросам искусства, решила устроить ряд лекций» [11]: «Новейшие течения в живописи (импрессионизм, кубизм и футуризм)» К. Малевича [10]; объяснение картин выставки [13] и «Художник Греко» А. Г. Ромма [12].
Александр Георгиевич Ромм (1886–1952) – искусствовед, переводчик, художник. По приглашению М. Шагала переехал в Витебск (1918–1922), работал в подотделе изобразительных искусств губернского отдела народного образования, был председателем Комиссии по охране памятников старины и предметов искусства, преподавал историю искусств в Витебском Народном художественном училище.
Интерес к культуре и искусству Беларуси
Приведем еще несколько публикаций, свидетельствующих о подъеме национального самосознания, интереса к белорусской культуре и искусству.
В одной из газет 1918 г. сообщалось:
З інітыятывы часоваго маршалка Народнаго Сэкрэтарыята, п. Я. Варонкі, артыста-маляр С. Валансевіч малюе галлерэю портрэтаў беларускіх пісьменнікаў і вучоных: Багушэвіча, Ніслухоўскаго, Марцінкевіча, Я. Коласа, Я. Купалы, М. Багдановіча, Ф. Скарыны і інш. Гэта галерэя будзе цяпер ядынаю, бо быўшыя да гэтаго часу коллекцыі згінулі у 1915 г. у часі адступлення расійскаго войска.
[арфаграфія захавана]
Хроніка. Галерэя беларускіх пісьменнікаў і вучоных.
Вольная Беларусь, 1918, 9 чэрв., с. [6]
В газетах 1920-х гг. находим много интересной информации о белорусских художниках или картинах, посвященных Беларуси.
В одном из номеров газеты «Рунь беларускай літаратуры і мастацтва» в 1920 г. был опубликован пейзаж Я. Дроздовича [14].
Я. Дроздович. Пейзаж
В 1922 г. в другой газете размещена статья о рисунках художника:
<…> некалькі штук знаходзяцца ў Беларускім музэі, ў кнігарні і ў Грамадзянскім Сабраньні. Яз[эп]. Драздовіч, ня гледзячы на сваё вандроўнае жицьцё і цяжкае матэрыяльнае становішча ўсё-такі шмат творыць. Кожны год дае навінкі. Час было-б яму падумаць аб выстаўцы сваіх малюнкаў.
Автор статьи дал оценку произведениям художника:
<…> вельмі багатае ўражаньне робяць яго працы графікай. У партрэтах старых беларускіх князёў чуецца моц духовая нашых продкаў. Выкананьне закончанае. Відаць мастак доўга і старанна студ`яваў, каб стварыць воблік полацкага князя. Шмат мастацкага пачуцьця і фантазіі ўложана ў малюнкі, прадстаўлаючыя старыя гарадзішчі, паршабытныя хаты беларуса і інш. Тут Драздовіч здалеў ухапіць пачаткі архітэктурнага мастацтва, даў пачуць беларускі стыль, моц творчасьці на будаўніцтве ў нашых продкаў. Што да другіх малюнкаў робленых хварбамі, дык іх не зразумееш без тлумачэньня аўтара. Вельмі ўжо заплутаная сымволіка, шмат наіўнага, хворага і чужое для нашага духа.
Малюнкі Драздовіча.
Наша будучыня, 1922, 16 снеж., с. 4
Язэп Нарцизович Дроздович (1988–1954) – белорусский живописец и график, педагог и этнограф, известный своими графическими зарисовками природы и замков Беларуси, а также картинами фантастической тематики.
На странице газеты «Дзянніца» поднимался вопрос об одной из картин И. Е. Репина, имеющей отношение к Беларуси:
<…> несколько лет тому назад группой белорусских деятелей велись переговоры с знаменитым художником И.Е. Репиным, проживающем в “Пенатах” в Финляндии о предоставлении Белорусскому Национальному музею копии с картины этого художника “Белорус”, хранящейся в Русском музее императора Александра ІІІ в Петрограде. Как известно, И.Е. Репин предоставил белорусским организациям право репродукции этой картины. Ныне ввиду опасений за жизнь И.Е. Репина, учредителями Белорусского культурного просветительного общества “Отечество” возобновлена переписка со знаменитым художником по поводу той же картины, предоставление которой Белорусскому Национальному музею должно знаменовать собою событие большой важности.
Аб усім па троху. Картина И. Репина – “Белорус”.
Дзянніца, 1918, 30 кастр., с. 4
Илья Ефимович Репин (1844–1930) запечатлел на портрете зажиточного крестьянина Сидора Шаврова из деревни вблизи имения художника Здравнёво (ныне Витебская область). Картина хранится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.
Однако переговоры не увенчались успехом, копия не была создана.
И.Е. Репин. Белорус, 1892 г.
В приложении к газете «Новый вестник» было опубликовано несколько рисунков Мирского замка неизвестного автора [3].
Мирский замок, вид с озера (автор неизвестен)
Мирский замок (автор неизвестен)
Список цитированных источников:
- Хроніка. Галерэя беларускіх пісьменнікаў і вучоных // Вольная Беларусь. – 1918. – 9 чэрв. – С. [6].
- Аб усім па троху. Картина И. Репина – «Белорус» // Дзянніца. – 1918. – 30 кастр. – С. 4.
- Мирский Замок: [рисунки] // Новый вестник. – 1918. – 17 нояб. – (Прилож. № 28.). – С. 5–6. – (Автор неизвестен).
- Шагал, М. Художественные заметки / М. Шагал // Витебский листок. – 1919. – 8 янв. – С. 1.
- Художествен<ный> диспут // Витебский листок. – 1919. – 6 февр. – С. 3.
- Дмитриев, В. С. Да здравствует коммунальное искусство / В. С. Дмитриев // Звезда. – 1919. – 23 февр. – С. 2.
- Дмитриев, В. Почему необходимы художественные хранилища / Вс. Дмитриев // Звезда. – 1919. – 26 февр. – С. 1.
- Горецкий Народный дом // Луч Интернационала. – 1919. – 25 апр. – С. 4.
- Бобруйск. Вечер художников // Коммунист. – 1919. – 13 июля. – С. 3.
- Лекция художника Малевича // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1919. – 15 нояб. – С. 4.
- Художественная жизнь // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1919. – 16 нояб. – С. 4.
- Лекция А. Г. Ромма // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1919. – 22 нояб. – С. 4.
- Объяснение картин // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1919. – 22 нояб. – С. 4.
- Драздовіч, Я. [Пейзаж]: [малюнак] / рыс. Я. Драздовіч // Рунь беларускай літаратуры і мастацтва. – 1920. – 9 мая. – С. 5.
- Малюнкі Я. Драздовіча // Наша будучыня. – 1922. – 16 снеж. – С. 4.
Познакомиться с первоисточниками (газетой «Звезда» и другими) можно при посещении Национальной библиотеки Беларуси или при приобретении электронного издания «Станаўленне беларускай дзяржаўнасці : па старонках беларускіх газет 1917–1922 г.», в котором на двух дисках размещены электронные копии 2 400 номеров газет (почти 80 наименований), издававшихся в 1917–1922 гг. на территории современной Беларуси или за ее пределами, но имевшие отношение к Беларуси.
Комплект дисков «Станаўленне беларускай дзяржаўнасці: па старонках беларускіх газет 1917–1922 гг.» можно купить по подписке или в киоске, который находится на 1-м этаже возле главного входа. Режим работы киоска соответствует режиму работы библиотеки.
Материал предоставлен информационно-аналитическим отделом.