ГлавнаяНовостиПроект «Свидетели эпохи: Беларусь на страницах газет 100-летней давности»
Какую книгу вы прочли недавно?
Белорусские книги переданы в Молдову

Национальный театр имени Янки Купалы: первые шаги (20-е годы ХХ в.)

Национальный театр имени Янки Купалы: первые шаги (20-е годы ХХ в.)
Другие новости

100 лет назад, 14 сентября 1920 г., состоялось значимое событие в культурной жизни Беларуси – торжественное открытие в Минске Белорусского государственного театра. Именно с этого момента начал складываться белорусский профессиональный театр.

Kupalauskі_(1921-1938).jpg
Здание Государственного театра (1921–1938)

Создание первого Белорусского театра состоялось по решению правительства БССР.

akupalauski1.jpg
Романович Я. С. Першы тэатр : кароткі нарыс. – Мінск : Дзярж. выд-ва БССР, 1946. – C. 6.

Газета «Звезда» (1920, 16 сент.) написала об этом событии следующее:

«<…>Программа открытия была очень разнообразна. Прекрасно исполнил оркестр совместно с хором “Интернационал”. Со вкусом была поставлена живая картина. <…>

Представленные затем одноактные пьесы (“Рысь”, “Меншен”, “Свадьба”) на белорусском и еврейском языках показали, что секции театра деятельно работали над их постановкой.

Хорошее впечатление оставила в общем режиссерская работа, вдумчивая и серьезная.

В дальнейшем администрация театра намерена давать по 2 белорусских, еврейских и русских спектакля в неделю.

Пожелаем Белорусскому государственному театру долгой и плодотворной работы на благо пролетариата.»

Afisha.jpg

Otkrytiye-Bel-Gos-Teatra.jpg
Открытие Белорусского государственного театра // Звезда. – 1920. – 16 сент.

Белорусский государственный театр стал прямым преемником Первого общества белорусской драмы и комедии, обзор деятельности которого рассматривался на страницах газеты «Беларускі шлях» (1918, 30 мая) в статье «Да гісторыі Беларускага тэатра» и был приурочен к годовщине общества. В хронологическом порядке упоминались все основные постановки, осуществлявшиеся в этот период, перечислялись города и городки, которые посетили артисты на гастролях.

Da-historyi-Bielaruskaha-teatra.jpg

В журнале «Рунь беларускай літаратуры і мастацтва» (1920, 9 мая) было размещено фото участников Первого общества белорусской драмы и комедии.

Piershaje-Tavarystva-Bielaruskaj-Dramy-i-Kamiedyi.jpg
Першае Т-во Беларускай Драмы і Камедыі : [фото] // Рунь беларускай літаратуры і мастацтва. – 1920. – 9 мая. – С. 1.

Коллектив вновь созданного Белорусского государственного театра сложился из актеров Общества, возглавил его тот же художественный руководитель – Флориан Жданович (1884–1937). В своем творчестве Ф. Жданович много внимания уделял постановкам белорусских пьес. Подавляющая часть репертуара в сезоне 1920/1921 состояла из спектаклей, поставленных уже Первым обществом белорусской драмы и комедии. Это спектакли «Паўлінка» и «Раскіданае гняздо» Я. Купалы, «Антось Лата» Я. Коласа, «Сягодняшнія і даўнейшыя» К. Буйло, «Модны шляхцюк» К. Каганца, «Апошняе спатканне» В. Голубка и др. Как режиссер Ф. Жданович опирался на традиции белорусского народного театра, широко вводил в структуру сценических произведений музыку, песни и танцы.

Florian_Zhdanovich.jpg
Флориан Павлович Жданович (1884–1937)

Белорусский коллектив работал в очень сложных условиях. Имея доступ к сцене только два дня в неделю, он не мог реализовать свои амбиции. Часто приходилось выступать в минских клубах и на местах производства, а после ездить на гастроли – сначала в окрестные деревни и городки, а потом в такие города как Витебск, Полоцк, Бобруйск и Орша.

Интерес к театральным постановкам был большой.

tkupalauski12.jpg
Беларускі тэатр // Наша думка. – 1920. – 24 снеж. – C. 5

За период с 1920 по 1922 г. художественное руководство Белорусским государственным театром осуществляли: Флориан Павлович Жданович (1920–1921), Евстигней Афиногенович Мирович (1921–1925), а обязанности директора исполняли Алесь (Александр Францевич) Лежневич (1921–1922), М. Гурский (1922–1926).

Змитрок Бядуля писал, што «...Міровіч прыняўся кіраваць мастацкай часьцю нашага тэатру ў канцы 1920 году. У цяжкім становішчы знаходзіўся тады наш тэатр як з боку рэпертуару, таксама і з боку матар’яльнага. Сцэнічныя сілы былі, але таксама яшчэ ў неапрацаваным выглядзе. Беларускі тэатр трэба было будаваць з самага фундаманту».

Praca-E.-A.-Mirovicha.jpg
Бядуля, З. Праца Е. А. Міровіча ў Бел. Дзярж. Тэатры. Да 25-гадовага юбілею / З. Бядуля // Савецкая Беларусь. – 1925. – 26 кастр. – С. 4.

«Сценичные силы», о которых пишет З. Бядуля, также нужно было укреплять:

tkupalauski13.jpg
Романович Я. С. Першы тэатр : кароткі нарыс. – Мінск : Дзярж. выд-ва БССР, 1946. – C. 9

В свое время поэт Павел Каравайчик (он же критик Павел Любецкий) на страницах «Савецкай Беларусі» (1922, 10 снеж.) написал разносную рецензию: 

«8-га сьнежня г.г. давялося мне ўбачыць “Паўлінку” ў пастаноўцы Беларускага Дзяржаўнага Тэатру. Рэжысура і артысты Б.Д.Т. перарабілі гэтую п’есу на свой густ, выкідаючы рэплікі і цэлыя дыалёгі, а дадаючы трохі адсябяціны. Да пераробленага тэксту п’есы далучыліся грым і касьцюмы (асабліва няўдачны і ўтрыраваны ў Адольфа – Ждановіча), жэсты, міміка і ўсё іншае. Замест грыму і твару ў сялян (бацька Паўлінкі і сусед Пранцысь) – нейкія плямы, боты-лякеркі, утрыраванабалаганская жэстыкуляцыя (і нават інтанацыя ў Адольфа – Ждановіча). Маса публікі была вельмі здаволена і шчыра рагатала, але на мяне ўсё гэта рабіла зусім адваротнае, прыкрае ўражаньне. Я ня ведаю, ці паважанаму аўтару “Паўлінкі” падабаўся той вясёленькі і пошленькі фарсік <...> Што належыцца да “Пінскай шляхты”, праведзенай па той жа мэтодзе, то тут пратэставаць ня прыходзіцца: якая п’еса, такая й мэтода. Але нават у фарсе нельга гаварыць: “Па ўказу яго імператарскага вялічаства ад 1919 г.” І бязбожна блутаць усіх вядомых артысту расейскіх цароў».

Paulinka-i-Pinskaja-shliachta.jpg
“Паўлінка” і “Пінская шляхта” / пад крыпт. П.Л. // Савецкая Беларусь. – 1922. – 10 снеж. – С. 3.

В 20-е годы в Белорусском государственном театре были поставлены следующие спектакли:

1920 г.

  • «Рысь» Ф. Ждановича по рассказу «У зімовы вечар» Э. Ожешко (реж. Ф. Жданович);
  • «Паўлінка», «Прымакі» Я. Купалы (реж. Ф. Жданович);
  • «Хлопчык у лесе» А. Гаруна (реж. Ф. Жданович);
  • «Міхалка» братьев Далецких (реж. Ф. Жданович);
  • «Калісь» Ф. Олехновича (реж. Ф. Жданович);
  • «На дне» М. Горького (реж. и худ. К. Елисеев).

1921 г.

  • «Раскіданае гняздо» Я. Купалы (реж. Ф. Жданович) («Раскіданае гняздо» / пад крыпт. Г. А-ч // Звезда. – 1921. – 16 апр. – С. 3);
  • «Залёты дзяка» В. Голубка (реж. Ф. Жданович);
  • «Хам» Ф. Ждановича по рассказу Э. Ожешко (реж. Ф. Жданович, К. Елисеев);
  • «Сягонняшнія і даўнешыя» К. Буйло (реж. Ф. Жданович);
  • «Модны шляхцюк» К. Каганца (реж. Ф. Жданович);
  • «Хата за вёскай» («Цыганка Аза») (реж. Ф. Жданович) (Белорусский театр // Звезда. – 1921. – 17 сент. – С. 4);
  • «Ганка» В. Голубка (реж. Ф. Жданович);
  • «Адвечная песня» и «Сон на кургане» Я. Купалы (реж. Ф. Жданович);
  • «Апошняе спатканне» и «Бязродны» В. Голубка (реж. Ф. Жданович);
  • «На Купалле» М. Чарота (реж. Е. Мирович);
  • «Дамы і гусары» А. Фредро (реж. Е. Мирович);
  • «Вяселле» В. Горбацевича (реж. Е. Мирович);
  • «Адам і Ева» («Птушка шчасця») и «Цені» Ф. Олехновича;
  • «Падласая красуня» Л. Родзевича;
  • «Муж з далікатнасцю».

1922 г.

  • «Лес шуміць» Ф. Олехновича по В. Короленко (реж. Ф. Жданович);
  • «Апостал сатаны» («Вучань д’ябла») Б. Шоу (реж. Е. Мирович);
  • «Іх чацвёра» Г. Запольской (реж. Е. Мирович);
  • «Жрэц Тарквіні» С. Поливанова (реж. Е. Мирович);
  • «Польскі жыд» Эркмана и Шатриана (реж. Е. Мирович);
  • «Пасланец» Л. Родзевича (реж. Е. Мирович);
  • «К бяздонню» В. Горбацевича (реж. Е. Мирович);
  • «Пінская шляхта» В. Дунина-Марцинкевича (реж. Ф. Жданович);
  • «Наталька» («Наталка Палтаўка») И. Котляревского;
  • «Збянтэжаны Саўка» и «У кавалёвай хаце» Л. Родзевича;
  • «Як яны жаніліся» А. Володьского;
  • «Гусар Саладуха»;
  • «У дарозе»;
  • «Вар’яты»;
  • «У штацкім»;
  • «Шчасце неспадзёўкі»;
  • «Павукі і мухі» А. Сиверса (реж. Е. Мирович).

Если вспомнить количество поставленных спектаклей по сезонам, получается, что в сезоне 1920/1921 гг. было поставлено 11 спектаклей (7 белорусских пьес, 3 польских, 1 русская); в 1921/1922 – 17 (11 белорусских, 3 украинских, 2 польских, 1 английская); в 1922/1923 – 10 (6 белорусских, 1 польская, 2 французских, 1 русская).

В газете «Наша будучыня» (1922, 8 снеж.) был напечатан репертуар Государственного белорусского театра в Минске:

«У рэпертуар дзяржаўнага тэатру на сёлетні сэзон увайшлі гэткія пьесы: “Жрэц Тарквіні” – Паліванова, “Павукі і Мухі” (“Кат і сын”) – Сэвэрса, “Машэка” – Міровіча, “Мешчанін у шляхоцтве” – Мальера, “Карэй” – Пахліна, “Бязродны” Галубка, “Няскончаная драма” Ф. Аляхновіча, “Залёты” – Дуніна-Марцінкевіча, “Сялянка” – Дуніна-Марцінкевіча, “Сталовыя багі” – Ліцьвінава, “Пакрыўджаныя” – Л. Родзевіча, “Люкрэцыя Борджыя” (дачка папы Рымскага) – В. Гюго».

З Савецкай Беларусі. Рэпертуар Дзяржаўнага беларускага тэатру ў Мінску / пад крыпт. Я. К. // Наша будучыня. – 1922. – 8 снеж. – С. 1.

Начало 1920-х годов было очень тяжелым для народного хозяйства белорусской республики и ее культурной жизни. Это также влияло и на деятельность театра. Многим актерам не хватало профессиональной подготовки, не было положенных средств на декорации и костюмы. Кроме того, выяснилось, что не все участники коллектива на соответствующем уровне владеют белорусским языком. Автор критической статьи в газете «Савецкая Беларусь» (1921, 31 жн.) обращает непосредственное внимание на язык артистов.

«Калі мы маем беларускі тэатр, то пэўне і мова ў ім павінна быць беларуская. Пытанне зусім не дзіцячае, каб не сказаць болей але сучаснае. У нашым тэатры амаль што ні ў кожным спектаклі ёсць чаму павучыцца з боку мовы. Зацікаўлены чалавек, што прыйшоў можа першы раз паслухаць, якая гэта беларуская мова, зусім шчыра пасля можа сказаць сваім знаёмым і іншым зацікаўленым асобам, што нічога асаблівага, характарызуючага мову ён не знайшоў… Віна за гэта ўскладаецца ўсёй сваёй адказнасцю на артыстаў, якія русыцызмы і полёнізмы у словах і акцэнне наліваюць адно на другое як з мяха.

Узяць хоць бы спектакль “Ганка” 21 жніўня у “Зорцы”. Русыцызмаў было сколькі хочаш; даходзіць нават да таго, што ўжо і сам выканаючы ролю неяк траціць арыентацыю на беларушчыну і пачынае гаварыць нейкім сярэднім дыялектам паміж беларускім і расейскім».

Ab-movie-teatry.jpg
Святляк, Я. Аб мове тэатры / Янка Святляк // Савецкая Беларусь. – 1921. – 31 жн. – С. 3.

Летом – осенью 1921 г. Наркомпрос БССР начал осуществление программы создания белорусского национального театра. В этом году Белорусский государственный театр был передан в подчинение Академического центра Наркомпроса и получил звание «академический». Это помогло поддерживать театр за счет государства, а его работникам – возможность получать льготные пайки и оплату.

Mirovich.jpg
Евстигней Афиногенович Мирович (1978–1952)

В том же 1921 году коллектив возглавил новый художественный руководитель Евстигней Мирович (1978–1952). В сфере репертуара Е. Мирович делал ставку на белорусскую драматургию. Под его руководством театр на практике воплощал идею национального культурного возрождения, очень популярную в начале 1920-х годов. Значительным событием в деятельности БГТ стали спектакли «На Купалле» М. Чарота и «Вяселле» В. Горбацевича, поставленные Е. Мировичем в 1921 г. Они уверенно засвидетельствовали, что в коллектив пришел талантливый способный руководитель и режиссер с оригинальным творческим стилем, тонким вкусом, хорошим знанием народных традиций белорусского народа, жизни его глубинки.

За 10 лет работы в театре Евстигней Мирович воплотил около 40 спектаклей, воспитал целое актерское поколение. Творческий успех и славу у широкого зрителя принесли его первые постановки «На Купалле» М. Чарота, «Машэка», «Кастусь Каліноўскі», «Каваль-ваявода» Е. Мировича. На волне белорусского возрождения одухотворенность и романтическая приподнятость этих спектаклей надежно возвели их в ранг белорусской театральной классики 1920-х годов.

Евстигней Мирович, приняв театральную эстафету от Ф. Ждановича, сформировал сильный театральный коллектив, создал белорусскую театральную школу. Мирович поднял сценическое искусство на такую высоту, которой не достигали белорусские театральные коллективы ни раньше, ни на то время, когда они работали рядом с ним. Одной из основных причин этого неповторимого феномена было то, что молодые актеры с энтузиазмом воспринимали и успешно овладевали школой Евстигнея Мировича.

З. Бядуля в статье газеты «Савецкая Беларусь» (1922, 29 кастр.) так охарактеризовал роль Е. Мировича в становлении театра:

«Наш дзяржаўны акадэмічны тэатр, які ў большасці складаецца з аматарскіх сіл, сталее з кожным годам. Толькі дзякуючы надмерным старанням і працы рэжысёра Міровіча ён пачынае пераступаць з мяжы аматарства і жывой практычнай студыі на поле сталай прафэсіянальнасці».

О спектакле «Жрэц Тарквіні» Змитрок Бядуля в статье, напечатанной в газете говорит следующее:

«Рэжысёр Міровіч, які мае вялікі густ, даў адпаведна эфектную дэкарацыю, шмат працаваў над масавым дзействам натоўпу пры набажэнстве. Усюды вытрымана надзвычайна рытміка адпаведна зместу.

Ігра артыстаў была вельмі шліфованая, вытрыманая, музыка адпаведная, ўрачыста-манатонная, пафасам і жадасцю была пранікнута ўся п’еса мастацтва ў цэлым была вытрымана стыльна. Словам тое, што можна вымагаць ад ігры і пастаноўкі, было дасягнута як найлепей, за што і выказваем тав. Міровічу і беларускім артыстам сваё шчырае дзякуй».

Бядуля, З. “Жрэц Тарквіні” : [водгук] / З. Бядуля // Савецкая Беларусь. – 1922. – 29 кастр. – С. 3.

Лябецкі, П. “Жрэц Тарквіні” : [водгук] / П. Лябецкі // Савецкая Беларусь. – 1922. – 29 кастр. – С. 3.

В периодической печати того времени сохранились отзывы других авторов на спектакли Белорусского государственного театра «Апостал сатаны», «Жрэц Тарквіні», «Іх чацвёра».

Тэатр і мастацтва. “Апостал Шатана” / пад крыпт. П. Л. // Савецкая Беларусь. – 1922. – 19 лістап. – С. 4.

Жорсткі, Л. Першая пярвінка Беларускага дзяржаўнага тэатра : уражанні ад “Жраца Тарквінію” / Л. Жорсткі // Савецкая Беларусь. – 1922. – 3 лістап. – С. 4.

Тэатр і мастацтва. “Іх чацвёра” : (трагікамедыя ў 3 актах) / пад крыпт. А-з. // Савецкая Беларусь. – 1922. – 5 лістап. – С. 3–4.

Вот какую оценку в периодической печати получил спектакль «Апостал сатаны» (“Савецкая Беларусь” 1922, 19 лістап.):

«Заглаўную ролю іграў Ф. Ждановіч і іграў добра. Што належыцца рэшты артыстаў і артыстак, то сыгранасць і дысцыплінаванасць трупы на фоне эфэктоўных дэкарацый і пры калёрытных касьцюмах рабіла як найлепшае ўражаньне. Аб Беларускім Дзяржаўным тэатры можна пачуць вельмі добрыя ацэнкі нават ад зусім староньніх людзей, не беларусаў і трэба сказаць, што БДТ іх заслугоўвае.

Публікі было даволі шмат. Гэта паказвае, што Беларускі Дзяржаўны Тэатр пачынае прыцягваць да сябе шырокія масы Менскага грамадзянства.»

Пьес для постановок в это время не хватало. В январе 1922 г. Академический центр Наркомпроса объявил конкурс на написание пьес для театра на историко-революционную и обрядово-бытовую тематику, обязательно связанную с жизнью Беларуси.

«Академический центр Наркомпроса Белоруссии объявил конкурс на написание пьес для постановки в академическом театре на темы: революционную, историческую и обрядово-бытовую. 1-ая премия – 10.000 000 р., 2-я – 7.000.000 р. и 3-я – 4.000.000 р. Пьесы могут быть написаны на белорусском и еврейском языках, но обязательно из жизни Белоруссии и доставлены в конкурсную комиссию при академическом центре в запечатанном пакете без фамилии автора под девизом, не позже 1 марта 1922 года».

Пьесы для Гостеатра // Звезда. – 1922. – 14 янв. – С. 4.

Весной 1922 г. вокруг театральной политики Наркомпроса развернулась дискуссия. Зав. Агитпропотдела ЦБ КП(б)Б Я.Б. Быкин и член коллегии Главполитпросвета Динерштейн в газете «Звезда» выступили с резкой критикой деятельности Академического центра Наркомпроса в области театра. Они считали, что театры необходимо перевести на самоокупаемость. Прекращение государственной поддержки в условиях НЭП неизбежно привело бы театр к банкротству и закрытию. Кроме того, авторы статей подчеркивали необходимость повышения руководящей роли Агитпропотдела ЦБ КП(б)Б в организации художественной жизни и превращения Главполитпросвета в его исполняющий орган.

Несмотря на эти выступления, президиум ЦИК БССР 24 марта 1922 г. утвердил мероприятия по укреплению академического театра, высказался за его государственное обеспечение. В постановлении были намечены меры по развитию театрального искусства.

Быкин, Я. Компрос Белоруссии на новые рельсы / Я. Быкин // Звезда. – 1922. – 9 февр. – С. 2.

Динерштейн. Наши театральные дела / Динерштейн // Звезда. – 1922. – 22 февр. – С. 3.

До 1922 г. в состав Белорусского государственного театра входили белорусская, русская и еврейская труппы. С марта 1922 г. Государственный театр был закреплен за белорусской труппой, ядро которой составляли участники Первого общества белорусской драмы и комедии (Постановление Президиума ЦИК БССР от 24.03.1922 г.).

В статье «Свята беларускага тэатра», напечатанной в газете «Савецкая Беларусь» (1922, 27 кастр. ), автор отмечает большие достижения труппы театра:

«Ой, горкім быў хлеб мінулага сэзону работнікам Беларускага Дзярж. Тэатру і шмат здароўя страчана артыстычнымі сіламі пры працы ў холадзе і голадзе, але ўсё гэта, папершым, засталося ззаду і так балюча, што й ня варта ўспамінаць, а падругім, і гэта самае галоўнае – дасягнутыя пасьпехі белар. Дзярж. трупы так вялікі і, шчыра кажучы, так нечаканы – бо яшчэ такі малы тэрмін Б. Дз. Тэатр стала працуе, – што хочацца радавацца, а не ўспамінаць благое».

Па Менску. Свята беларускага тэатра / пад крыпт. А. Г-ль // Савецкая Беларусь. – 1922. – 27 кастр. – С. 4.

Змитрок Бядуля в статье газеты «Савецкая Беларусь» (1922, 29 кастр.) так говорит о роли театра в обществе:

«Тэатр – гэта настаўнік масаў. Жывымі дзеямі, шчырымі словамі і вобразамі, у якіх злучаны ў адно ўсе мастацтвы, праз фільтар якіх праходзіць усё чалавечае жыццё тэатр дае масам пэўнае выхаванне, кіруе імі, варожыць іх думкі і пачуцьцё і выховае ў людзей тую, ці іншую пасыхіку.»

П. Лебецкий в статье этой же газеты, анализируя спектакля «Жрэц Тарквіні» и одновременно подытоживая деятельность театра за два года, говорит:

Зусім яшчэ нядаўна, усяго некалькі гадоў таму назад беларускае тэатральнае мастацтва існавала толькі, як аматарскае і народнае. Да гэтага трэба яшчэ дадаць беднасць, блізка што адсутнасць рэпертуару.

Гэты спектакль <“Жрэц Тарквіні”>, як і наогул праца Беларускага Дзяржаўнага Тэатру, з’яўляецца паказчыкам таго, што беларускае тэатральнае мастацтва ўступіла ў новую, вышэйшую стадыю свайго развіцця. Да працы Беларускага Дзяржаўнага Тэатра і да сучаснага беларускага мастацтва мы цяпер павінны падыходзіць з новай, зусім іншай меркай, чым гэта рабілася дагэтуль».

Лябецкі, П. “Жрэц Тарквіні” : [водгук] / П. Лябецкі // Савецкая Беларусь. – 1922. – 29 кастр. – С. 3.

Основу молодого театра в 20-30-х годах ХХ в. составили актеры: Флориан Жданович, Антук Криница, Константин Санников, Павлина Медёлка, Всеволод Фальский, Владимир Крылович, Генрих Григонис, Владимир Владомирский, Борис Платонов, Ирина Жданович, Стефания Станюта, Екатерина Миронова, Николай Мицкевич, Ромуальд Жаковский, Вера Полло, Ольга Галина, Лидия Ржецкая, Глеб Глебов, Леонид Рахленко, Степан Бирилло, Здислав Стома, Иван Шатило, Алексей Барановский, Галина Макарова, Владимир Дедюшко, Зинаида Броварская... Этому легендарному поколению было суждено стать первыми «звездами» отечественной сцены, основателями национальной актерской школы.

Trupa-1924.jpg
Труппа 1924 года. Нацыянальны акадэмічны тэатр імя Янкі Купалы : да 95-годдзя тэатра. – [Мінск : б. в.], 2015. – С. 9.

Вот такими были первые шаги Белорусского государственного театра, ныне Национального академического театра им. Я. Купалы, основанного на качественной отечественной драматургии.


Литература:

  • Городской театр // Утренняя Минская газета. – 2018. – 25 февр. – С. 2.
  • Беларускі дзяржаўны тэатр // Савецкая Беларусь. – 1920. – 7 верас. – С. 4.
  • Адкрыццё Беларускага Дзяржаўнага тэатра // Савецкая Беларусь. – 1920. – 11 верас. – С. 4.
  • Открытие Белорусского государственного театра // Звезда. – 1920. – 16 сент.
  • Тэатр і Мастацтва // Савецкая Беларусь. – 1920. – 25 верас. – С. 4.
  • Беларускі тэатр // Наша думка. – 1920. – 24 снеж. – С. 5.

Дополнительная литература:

  • Белорусский государственный драматический театр (БГДТ) : 18 лет существования, 1920―1938 : [программы и либретто]. – [Минск : б. и., 1938] (Типография Управления делами СНК БССР). – 31, [2] с., включая обложку : ил., портр.
  • Рамановіч, Я. С. Першы тэатр : [XXV год Беларускага дзяржаўнага драматычнага тэатра імя Янкі Купалы] : кароткі нарыс / Е. Рамановіч. – Мінск : Дзярж. выд-ва БССР, 1946. – 79, [1] с., [11] л. партр.
  • Першы Беларускі Дзяржаўны тэатр (1920–1941 гг.) // Беларусы : у 13 т. / Нац. акад. навук Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы. – Мінск, 1995–2012. – Т. 13 : Тэатр. мастацтва / [Р. Б. Смольскі і інш. ; навук. рэд. А. І. Лакотка]. – 2012. – С. 208–245.
  • Нацыянальны акадэмічны тэатр імя Янкі Купалы = The National academic Janka Kupala theatre : да 95-годдзя тэатра : [буклет / прымалі ўдзел: В. Бабкова і інш.]. – [Мінск : б. в.], 2015. – С. 8–10.
  • Як выглядае чалавек? // Купалаўскі. – 2019. – № 1. – С. 62–69.

Познакомиться с первоисточниками можно при посещении Национальной библиотеки Беларуси или приобретя электронное издание «Становление белорусской государственности: по страницам белорусских газет 1917–1922 гг.», в котором на двух дисках размещены электронные копии 2 400 номеров газет (почти 80 наименований), издававшихся в 1917–1922 гг. на территории современной Беларуси и за ее пределами, но имевших отношение к Беларуси.

Комплект дисков «Становление белорусской государственности: по страницам белорусских газет 1917–1922 гг.» можно приобрести по подписке или купить в киоске, расположенном на 1-м этаже возле главного входа. Режим работы киоска соответствует режиму работы библиотеки.

Материал подготовлен информационно-аналитическим отделом.

Новости

Сны о Беларуси в Национальной библиотеке

25 Апр 2024

25 апреля в библиотеке состоялось открытие выставки «Сны о Беларуси», приуроченной к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 85-летию со дня рождения народного художника Беларуси Василия Шаранговича.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Мастера белорусской культуры. Владимир Савчик

25 Апр 2024

Культурно-просветительская акция «Мастера белорусской культуры. Владимир Савчик», прошедшая 23 апреля, стала продолжением празднования Всемирного дня книги и авторского права в Национальной библиотеке Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Минская городская конференция «На фронте и в тылу:  женщины Великой Отечественной войны»

25 Апр 2024

Председатель первичной организации общественного объединения «Белорусский союз женщин» Национальной библиотеки Беларуси Наталья Есис приняла участие в Минской городской конференции «На фронте и в тылу: женщины Великой Отечественной войны» (19 апреля),  приуроченной к знаковой дате – 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Адам Шанявский и библиотечный фонд уездной школы Несвижа (последняя четверть XVIII в.)

25 Апр 2024

24 апреля на Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2024» в Москве главный библиограф отдела справочно-информационного обслуживания Ольга Полунченко представила доклад «Роль Адама Шанявского в организации библиотечного фонда Несвижской уездной школы (последняя четверть XVIII в.)».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Военно-патриотический клуб «Честь» изучал деятельность НКВД, милиции и пионерии в 1941–1945 гг.

25 Апр 2024

22 апреля для учащихся военно-патриотического клуба «Честь» ГУО «Средняя школа № 24 г. Минска» состоялся новый библиографический урок «Роль НКВД, милиции и пионерии в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Национальная библиотека Беларуси отметила Всемирный день книги и авторского права, Международный день интеллектуальной собственности

24 Апр 2024

23 апреля в библиотеке состоялся образовательный семинар «Авторское право в условиях цифровой трансформации».  Семинар организован совместно с Национальным центром интеллектуальной собственности при участии юридического факультета Белорусского государственного университета.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям