В преддверии Нового 2022 года в рамках проекта «Свидетели эпохи: Беларусь на страницах газет 100-летней давности» предлагаем читателям обзор газетных публикаций, связанных с рождественскими и новогодними праздниками, а также визуальный ряд поздравительных открыток из фонда Национальной библиотеки Беларуси.
В период становления Белорусской Республики ее территория стала ареной острой внутри- и внешнеполитической борьбы, драматических военных событий. Поэтому на страницах газет этого периода политическая информация занимала существенное место. Это прослеживалось даже в материалах, приуроченных к праздникам. Часто анонсы кино- и театральных премьер, приглашения на вечера и маскарады соседствовали с объявлениями о собраниях и митингах.
Тысяча девятьсот семнадцатый
1917 год, пережив две грандиозные революции, стал переломным для развития России, Беларуси, да и всего мира. А для обычных людей этот год завершался тревогами и надеждами.
Газета «Борьба» (орган социалистического блока Витебского городского самоуправления) 27 декабря 1917 г. объявляла:
Представители Временного революционного комитета обходят торгово-промышленные учреждения и гостиницы и взыскивают с владельцев установленный обязательным постановлением Временного революционного комитета налог на посылку праздничного подарка солдатам.
Красный подарок. Борьба, 1917, 27 дек., с. 4
Общества и учреждения планировали вечера и балы-маскарады. В «Оршанском вестнике» было опубликовано:
Оршанский вестник, 1917, 26 дек., с. 1
Оршанский вестник, 1917, 25 дек., с. 1
Члены Польского дома готовились сообща проводить старый год и встретить новый, причем отдельные столики и билеты необходимо было заказывать заранее в Польском доме с 6 до 9 вечера. А начало мероприятия было назначено на 9 вечера.
Оршанский вестник, 1917, 29 дек., с. 1; 31 дек., с. 1
Объявления о встрече Нового года опубликовал и «Голос народа»:
Встреча нового года. Голос народа, 1917, 29 дек., с. 4; 30 дек., с. 3
Встреча нового года. Р.С.Д.Р.П. (большевиков). Голос народа, 1917, 30 дек., с. 3
На первые январские дни нового года также были намечены праздничные вечера.
Оршанский вестник, 1917, 31 дек., с. 1
Менялась эпоха, менялся календарь, менялось время…
Вопрос о введении нового календаря будет решен на днях. Переход к грегорианскому календарю принципиально решен. Реформа будет произведена с таким расчетом, чтобы российский пролетариат мог праздновать 1-е мая одновременно с пролетариатом всего мира.
Новый календарь. Оршанский вестник, 1917, 27 дек., с. 1
Новый календарь был введен в феврале 1918 г. – после 31 января сразу наступило 14 февраля.
Сегодня в 12 часов ночи стрелки всех часов будут отодвинуты на один час назад.
Перевод стрелки часов. Борьба, 1917, 27 дек., с. 4
Переход на летнее время и обратно на зимнее осуществлялся в период 1917–1921 гг. Впервые в Российской империи перешли на летнее время 1 июля 1917 г. (по старому стилю). Но осенью из-за бурных событий перейти обратно «забыли». Лишь в ночь с 27 на 28 декабря 1917 г. (по старому стилю) вернулось прежнее исчисление времени.
После 1921 г. в СССР были введены часовые пояса и переход на летнее время не осуществлялся до 1981 г.
В 1930 г. было введено декретное время – стрелки часов были переведены на один час вперед.
Тысяча девятьсот восемнадцатый
Вся первая страница первого январского номера «Минской газеты» была посвящена краткому обзору и осмыслению грандиозных (как это покажет будущее) событий 1917 г. [10].
Новая эпоха – новые праздники
В конце 1918 г. произошли изменения в перечне праздников. До 1917 г. в праздничный календарь входили религиозные праздники и дни рождения некоторых членов царской семьи. В марте 1917 г. часть их была упразднена. В октябре 1917 г. были введены выходные дни по воскресеньям, сохранены выходные для некоторых гражданских и религиозных праздников. А в конце декабря 1918 г. в п. 7 «Узаконений...» сообщалось:
Производство работы воспрещается в следующие праздничные дни, посвященные воспоминаниям об исторических событиях:
а) 1-е января – Новый год; б) 22 января – день 9-го января 1905 г.; в) 12 марта – низвержение самодержавия; г) 10 марта – день Парижской Коммуны; д) 1 мая – день Интернационала; е) 7 ноября – день Пролетарской революции.
Известия Могилёвского губернского революционного комитета, 1918, 31 дек., с. 1
Тысяча девятьсот девятнадцатый
Рождественские колядки прозвучали на концерте 27 декабря 1919 г., о чем написала газета «Беларусь»:
27-га снежня у клубе Центрабелсаюзу Таварыствам працаўнікоў беларускага мастацтва была зроблена вечарынка. Спачатку выступіў хор з звяздою і прапеў калядные песьні. Абраз быў досіць прыгожы. Потым была пастаўлена камедыя-аднаактоўка М. Кудзелькі, у каторай аўтар з вялікім гумарам правеў роль дзяншчыка. Я. Святляк у ролі афіцера быў на сваім месцы. О. Верас у ролі каханкі і Л. Зарніца (пакаеўкі) іграла жвава. … Наогул, пьеска прайшла жыва і публіка шчыра рагатала. Декламацыі выйшлі няудачные. … Вечарынка закончылася танцамі.
Тэатр і мастацтва. Беларусь, 1919, 31 снеж., с. 4
Автор одноактной пьесы – Михась Чарот (Михаил Семёнович Кудзелька (1896–1937) – белорусский поэт и писатель. В 1923 г. он принял участие в создании литературного объединения «Маладняк» (именно ему был выдан членский билет № 1). Подробнее о «Маладняке» и маладняковцах можно узнать на страницах виртуального проекта «На хвалі часу, у плыні жыцця», который третий год реализуется в Национальной библиотеке Беларуси.
Тысяча девятьсот двадцатый
Минская газета «Беларусь» 1 января 1920 г. выпустила номер с поздравлением, обзорами итогов года, стихами и рассказами.
На первой странице размещено стихотворение «Новы год», написанное Янкой Купалой буквально накануне Нового года – 30 декабря 1919 г.
Беларусь, 1920, 1 студз., с. 1
На 2-й и 3-й страницах – бывальщина «У Панасавым сяле», подписанная «І. Жывіца» [21].
І. Жывіца – один из псевдонимов Алеся Гаруна (Александра Владимировича Прушинского (1887–1920)), белорусского поэта, писателя, публициста.
Тысяча девятьсот двадцать второй
«Красноармейская правда» подвела итоги 1921 года:
Минувший год был годом укрепления Советского строя и годом развала капитализма. На смену старому миру идет новый советский строй. Не далек тот момент, когда новый год будет не 1-го января, а 7 ноября, как начало новой эры человечества. 1-е января – начало нового года. Этот день мы не связываем ни с «сотворением мира, ни с рождением Христа или Магомета и вообще какого-нибудь божества». Для нас новый год есть измерение времени и только. <…>
О чем свидетельствует минувший год.
Красноармейская правда, 1922, 31 дек., с. 1
Об особенностях празднования – в небольшой заметке «Святкаванне Новага года» в газете «Савецкая Беларусь».
«Звезда» опубликовала объявление об открытии «Праздничного базара» [21].
В «Красноармейской правде» – обстоятельная статья об истории летоисчисления [18]. А в газете «Беларуская вёска» (приложении к «Звезде») – статья о возникновении колядок:
Откуда произошли рождественские святки? Уже само название показывает, что здесь мы имеем объединение древнего языческого праздника коляды с христианским праздником в честь рождения Христа. Откуда же произошел языческий праздник «Колядки», остатки которого в виде кутьи и «ряженых» сохранились до наших дней? Ответ будет ясен, если мы припомним, что наши предки славяне, главным образом, занимались земледелием, а отсюда и боги их были, главным образом, «земледельческими» богами. Это были те силы природы, которые или покровительствовали земледельцу или приносили ему вред, как например, гром (Перун), дождь (Дажбог), ветер (Стрибог), солнце, а также времена года.
«Коляда» скорее всего были празднованием смены времени года. В конце декабря начинается поворот от длинных темных ночей к увеличению дня, к приближению весны. Славянин в это время подсчитывает свои пожитки, рассчитывает, сколько у него остается до долгожданной весны, а вместе он задабривает божество, устраивает для него «жратву», при этом и сам вволю объедается. Отсюда-то и пошла кутья.
С принятием христианства к этим языческим праздникам было приурочено рождение Христа. Если мы проследим историю древних народов, то увидим, что и миф о рождении Христа позаимствован из древних языческих религий. Религия индусов на тысячелетие старше христианской религии. И вот, в священных книгах индусов мы находим описание непорочного зачатия и рождения Брамы от девы почти до подробностей похожее на легенду о непорочном зачатии Марии и рождении Христа. В то время, когда Христос рождается от девы Марии естественным порядком, индусский бог рождается из бока девы.
Таким образом, мы видим, что праздник Рождество-Колядки почти целиком взято из древних языческих религий. Такое же происхождение имеют и многие другие христианские праздники.
Рождественские колядки.
Беларуская вёска, 1922, 30 дек., с. 1
Завершают наш обзор шуточные пожелания К. Крапивы («Навагоднія пажаданні»): Антанте, Германии, Польше и, наконец, собственной газете [19], а также шуточное стихотворение М. Громыки братьям по перу («Пад новы рок») [17].
Кондрат Крапива (1896 1991) – белорусский советский писатель, поэт, драматург и переводчик, литературовед, сатирик, общественный деятель; доктор филологических наук, академик АН Белорусской ССР (1950), член ВКП(б) с 1941 г.
Громыко Михаил Александрович (1885–1969) – прозаик, поэт, ученый-геолог; член Союза писателей Беларуси с 1965 г.
С Новым годом, уважаемые читатели Национальной библиотеки Беларуси!
Список источников:
- Рождественский бал-маскарад // Оршанский вестник. – 1917. – 25 дек. – С. 1.
- Бал-маскарад // Оршанский вестник. – 1917. – 26 дек. – С. 1.
- Красный подарок // Борьба. – 1917. – 27 дек. – С. 4.
- Новый календарь // Оршанский вестник. – 1917. – 27 дек. – С. 1.
- Перевод стрелки часов // Борьба. – 1917. – 27 дек. – С. 4.
- Wieczór sylwestrowy // Оршанский вестник. – 1917. – 29 дек. – С. 1 ; 31 дек. – С. 1.
- Встреча нового года // Голос народа. – 1917. – 29 дек. – С. 4; 30 дек. – С. 3.
- Студенческий концерт-бал. Бал-маскарад. Благотворительный вечер // Оршанский вестник. – 1917. – 31 дек. – С. 1.
- Встреча нового года. Р.С.Д.Р.П. (большевиков) // Голос народа. – 1917. – 30 дек. – С. 3.
- С Новым годом! // Минская газета. – 1918. – 1 янв. – С. 1.
- Узаконения и распоряжения Правительства. Правила о еженедельном отдыхе и о праздничных днях // Известия Могилевского губернского революционного комитета. – 1918. – 31 дек. – С. 1.
- Тэатр і мастацтва // Беларусь. – 1919. – 31 снеж. – С. 4.
- Гарун, А. У Панасавым сяле: бывальшчына / І. Жывіца (А. Гарун) // Беларусь. – 1920. – 1 студз. – С. 2–3.
- Купала, Я. Новы год / Я. Купала // Беларусь. – 1920. – 1 студз. – С. 1.
- Па Менску. Святкаванне Новага года // Савецкая Беларусь. – 1922. – 26 снеж. – С. 2.
- Рождественские колядки / Под крипт. А.С. // Беларуская вёска. Белорусская деревня. – 1922. – 30 дек. – С. 1.
- Грамыка, М. Пад новы рок / М. Грамыка // Савецкая Беларусь. – 1922. – 31 снеж. – С. 2.
- История летосчисления / под крипт. Д. // Красноармейская правда. – 1922. – 31 дек. – С. 2.
- Навагоднія пажаданні // Савецкая Беларусь. – 1922. – 31 снеж. – С. 1.
- О чем свидетельствует минувший год // Красноармейская правда. – 1922. – 31 дек. – С. 1.
- Праздничный базар // Звезда. – 1922. – 31 дек. – С. 7.
Список дополнительных источников:
- [Раство Хрыстова] [Выяўленчы матэрыял]: Aus der Neapolitanischen Abteilung: Schmederer'sche Krippensammlung im Bayer. Nationalmuseum, München: [паштоўка]. – München : Meisenbach Riffarth &Co., [паміж 1900 і 1920]. – 1 л.
- С Рождеством Христовым! [Изоматериал]: [открытка]. – [Б. м. : б. и., между 1900 и 1918]. – 1 л.
- Шлем пожелание счастья! Добрые вести на Новый год. [Изоматериал]: [открытка] / художник Е. Бем. – СПб. : Ришар, [между 1900 и 1914]. – 1 л.
- Hauskaa Joulua! [Выяўленчы матэрыял]: [паштоўка]. – [Фінляндыя : б. в., паміж 1900 і 1920]. – 1 л.
- С Новым Годом! [Изоматериал]: [открытка]. – [Б. м. : б. и., между 1904 и 1914]. – 1 л.
- С Новым годом [Изоматериал]: [открытка]. – [Б. м. : б. и., между 1904 и 1917]. – 1 л.
- С Новым Годом! [Изоматериал]: [открытка]. – [Vienna : Oesterreichische Photographische Gesellschaft, между 1904 и 1918]. – 1 л.
- С Рождеством Христовым! [Изоматериал]: [открытка]. – [Берлин : Neue Photographische Gesellschaft, между 1904 и 1918]. – 1 л.
- I hope he will find me [Выяўленчы матэрыял]: [паштоўка]. – Berlin : Oilette, [1910-е гг.]. – 1 л. – (Weihnachtserie ; N 8227).
Познакомиться с первоисточниками (газетой «Звезда» и другими) можно при посещении Национальной библиотеки Беларуси или при приобретении электронного издания «Станаўленне беларускай дзяржаўнасці: па старонках беларускіх газет 1917–1922 г.», в котором на двух дисках размещены электронные копии 2 400 номеров газет (почти 80 наименований), издававшихся в 1917–1922 гг. на территории современной Беларуси или за ее пределами, но имевшие отношение к Беларуси. Комплект дисков «Станаўленне беларускай дзяржаўнасці: па старонках беларускіх газет 1917–1922 гг.» можно купить по подписке или в киоске, который находится на 1-м этаже возле главного входа. Режим работы киоска соответствует режиму работы библиотеки.
Материал предоставлен информационно-аналитическим отделом.