ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Акция дарения книг библиотекам минских колледжей
От бобра до сокола. Что из новинок почитать весной

Бродячие сюжеты и современная литература

Бродячие сюжеты и современная литература
Другие Новости

О сюжетах в литературе говорят на всех писательских форумах и во всех профессиональных чатах. Сюжеты не прекращают обсуждать и пересказывать; считается, что хороший сюжет – залог удачного произведения. Но современные авторы разрабатывают новые методики и приемы, придумывают изощренные истории, занимаются конструированиями сюжета или же – наоборот – пытаются доказать, что и бессюжетное произведение в состоянии сегодня занять свое место в истории мировой литературы.

Мы видим повсеместные эксперименты, где важнее не "что рассказывается", а "как", "каким образом". Одним из классических примеров бессюжетного романа считается "Улисс" Джойса, написанный в стиле потока сознания. Многие молодые авторы пытаются перенять у него этот прием – но, по сути, за рефлексиями и словами все равно вырисовывается сюжет. Не классический, а жизненный сюжет автора. Например, вышедшая в середине прошлого года книга Ильи Данишевского "Маннелиг в цепях" (издательство "Порядок слов"): поэтическо-прозаический текст, у которого есть сквозной сюжет: одна история любви, говорящая больше об авторе, чем о ситуации. И подобные книги сегодня переживают определенный расцвет.

Каждый, кто интересуется литературоведением, наверняка слышал о теории бродячих сюжетов (или миграционной теории, как ее еще называют) – о распространенных и кочующих из произведения в произведение историях. Исходя из этой теории бродячие сюжеты классифицируют, например, по типам:

  • героические, повествующие главным образом о славных подвигах героев, витязей, богатырей и пр.; примеры – бродячий сюжет “бой отца с сыном” и пр.;
  • мифологические или волшебно-сказочные, в основу которых легли предания, персонажи и предметы волшебных сказок; примеры – бродячий сюжет в сказках и былинах;
  • сказочно-бытовые, повествующие о бытовых явлениях, нашедшие отражение в сказке; таковы бродячие сюжеты о мачехе и падчерице, о похищении жён и девушек как отголосок обычая “умыкания” и пр.;
  • новеллистически-бытовые (встречающиеся в ряде анекдотов о глупцах).

Но что мы видим сегодня у современных авторов? Думают ли они о теории? Чаще всего за произведением каждого известного автора стоит колоссальная работа и удивительный жизненный опыт, но заранее вписываться в заимствование мало кто хочет.

Сегодняшний тренд – отрыв от прошлого в поисках нового: героя, языка, стиля, приема, сюжета.

В чем заключался успех бестселлера издательства Корпус – "Маленькой жизни" Янагихары, повествующей о жизни четырех друзей в Нью-Йорке и охватывающей огромный временной пласт в десятилетия? Это сюжет, который пересказывали и обсуждали – на огромном временном пространстве развернулась целая жизнь. Все только и обсуждали манипулятивность приема автора, закрученный сюжет и оригинальные характеры персонажей. А почему пользуется популярностью мастер сюжетов Стивен Кинг – самый известный автор в мире, который работает с таким широким диапазоном тем, что диву даешься? Все просто – людям нравятся интересные истории.

А как удивительно задуман "Дом листьев" Марка Данилевского! Каждый, кто брал в руки роман, обращал внимание даже не на сюжет, а на форму и концепт эргодической литературы, требующей от читателя активного участия в создании текста. Привыкшие к линейной структуре текстов, удивляются нелинейной, изощренной: с шифровками, рисунками, схемами и отсылками.

И это не единственный пример необычных текстов. Буквально недавно на русском вышел детектив "Токийский зодиак" – его автор Содзи Симада тоже любит играть с читателями, именно он создал новое направление внутри детективного жанра: роман-хонкаку, в котором читатель может найти преступника раньше героя. По факту Симада ломает трехчастную сюжетную структуру, предлагая читателю великую игру.

Особый расцвет переживает и документальная проза. Мы видим, как часто архивные документы ложатся в основу произведений и формируют сюжет, и это происходит не только в исторической литературе, но и в поэзии. Например, удивительный сюжет рождается из протокольных хроник в поэзии – с подобным работает поэтесса Лида Юсупова. Как и полагается, в основе сюжета лежит конфликт – а что может быть острее, чем документ?

Без интересной истории, которая захватывает читателя, добиться успеха на литературном поприще непросто, даже если все остальное – стиль, герои, отдельные события – на высшем уровне. Но сегодня – время экспериментов. И даже с сюжетами можно экспериментировать – с их созданием или их отсутствием, с формой романа и его содержанием.

Мы решили ответить на один из самых сложных вопросов: как сделать хороший сюжет. Не будем лукавить, здесь нет однозначного ответа. Каждый писатель – это личность и индивидуальность, у каждого работа идет по-разному, и нельзя сказать наверняка, что, работая вот по такому плану, ты напишешь бестселлер. Говорить такое было бы очень нечестно. Но что можно сделать, так это собрать опыт других авторов, немного его систематизировать и обобщить. И тогда мы получим набор дельных советов, которые можно пробовать применять в собственной практике.

  1. План. Кто-то составляет подробнейшее описание всего того, что будет в книге, кому-то достаточно обозначить только самые ключевые моменты. Но иметь хоть какое-то представление о том, куда все идет и как – полезно.
  2. Структура. Есть разные приемы и способы развития сюжета, но классическая структура художественного произведения во многом может помочь справиться с вопросом “а что дальше?” Экспозиция-завязка-кульминация-развязка. Если события книги продуманы и являются частью одной истории, тогда за ними интересно и просто следить, тогда читатель сможет сконцентрироваться и оценить ваш стиль и оригинальную идею, ему не придется судорожно перелистывать страницы в попытках вспомнить, почему герой оказался в такой ситуации и кто был тому виной.
  3. Садовник или архитектор? Есть условное деление писателей на два типа: те, кто пишет, просто следуя за вдохновением, и те, кто не начинает работу, пока не подготовится к ней самым ответственным образом. Недостаток “садовничества”: садовники больше работают. У архитекторов проще с организацией рабочего процесса, но тоже есть свои слабые места. По мере повествования архитектор задается вопросом: что сюжету требуется от героя? Какие шаги он должен совершить, чтобы прийти к очередной “стыковочной станции” повествования. Поэтому иногда герои получаются как бы безвольными и действующими вопреки логике – особенно хорошо это заметно в работах начинающих авторов.
  4. Быть своим главным редактором. По ходу работы полезно пробежаться по написанному в поисках слабых мест, сюжетных дыр и каких-то недочетов. Как читается текст? Не перегружен ли он? Все ли понятно и гармонично?
  5. Детализируйте. Если плана произведения недостаточно, можно расписывать отдельные сюжетные линии, главы или сцены. Такой подход помогает заранее решить со всеми “формальностями” и сконцентрироваться именно на творческом процессе.

Советы приводит Джон Труби в книге “Анатомия истории”:

Формула такова: каждую удачную сцену объединяют желание, действие, конфликт и изменение. Вот шпаргалка, которая поможет написать идеальную сцену. Перед тем, как начать писать новую главу, попробуйте ответить на следующие вопросы.

  1. Позиция в развитии героя: способствует ли сцена развитию героя? Если нет, главу (сцену) можно смело вырезать.
  2. Проблемы героя: какие проблемы могут возникнуть в этой сцене? Что помешает герою достигнуть цели?
  3. Стратегия: какая стратегия поможет решить проблему, как герой будет решать возникшую проблему.
  4. Желание: какое желание – героя или чье-то еще – двигает сцену? Если никто ничего не хочет, выкидывайте сцену.
  5. Точка выхода: чем заканчивается сцена? Здесь важно последнее слово или последнее предложение – толчок к следующей сцене.
  6. Оппонент: кто противостоит желанию. Есть ли конфликт? Если нет конфликта – выкидывайте сцену.
  7. План (как герой хочет достичь цели): прямой (провоцирует конфликт) или косвенный (объединяет героев – оппонент одурачен тем, что герой якобы хочет – но позже может привести к большему конфликту)?
  8. Конфликт: что мешает герою достичь цели.
  9. Твист или откровение. Старайтесь удивить аудиторию и героя тем, что происходит в сцене.
  10. Ценности. Какой урок герой выносит из сцен?

Источник: Bookscriptor


Новости

Сформирована программа ХII Международной научно-практической конференции «Электронная культура»

7 июн 2024

Как библиотеки взаимодействуют со сферой образования и интегрируют свой цифровой контент в школьную или вузовскую программы, как решаются проблемы веб-архивирования ресурсов? Создание электронной библиотеки, особенности внедрения искусственного интеллекта, – эти и другие вопросы будут обсуждаться на этой встрече.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

В Национальной библиотеке встретили гостей из Азербайджанской Республики

6 июн 2024

6 июня белорусский «алмаз знаний» посетила делегация из Азербайджанской Республики во главе с заместителем премьер-министра Азербайджанской Республики Али Джавадовичем Ахмедовым.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Четвертая выставка цикла «Заря освобождения занимается над Беларусью»

7 июн 2024

Накануне празднования Дня Независимости Республики Беларусь (3 июля) и 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков экспонируется заключительная часть воспитательно-патриотического цикла «Заря освобождения занимается над Беларусью», который обращается к хронике событий и к увековечению памяти о героях-участниках.

Книжные выставки

Белорусская нотариальная палата и Национальная библиотека Беларуси: храним историю вместе

5 июн 2024

5 июня в зале образовательных технологий в рамках подписанного ранее соглашения о сотрудничестве в сфере информационной деятельности между Белорусской нотариальной палатой и Национальной библиотекой Беларуси состоялась торжественная передача в фонды «алмаза знаний» уникального издания, посвященного этапам становления института нотариата на белорусских землях.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Книжное наследие Дома Мамоничей

3 июн 2024

С 3 июня в музее книги организована выставка, приуроченная 450-летию с начала деятельности одного из самых выдающихся белорусских издательских центров XVI – начала XVII века – типографии Мамоничей.

Книжные выставки

Ученики СШ № 46 знакомились с гаврошами, читали стихи, оформляли книжную выставку и музицировали в Национальной библиотеке Беларуси

4 июн 2024

28 мая для 4-х разных групп учащихся ГУО «Средняя школа № 46 г. Минска» состоялись библиографические уроки «Моя Беларусь на волшебном параде в Книгограде» и «По страницам судеб Гаврошей и помощницы красноармейцев из Брестской крепости» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемого Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям