ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Самую большую книгу в мире впервые покажут публике
Большой талант, большая работа, большое сердце

Почему мы говорим и пишем неграмотно?

Другие Новости

"Комсомолка" попыталась выяснить, влияет ли компьютер на грамотность белорусов и нужно ли давать детям слушать аудиокниги.


Журналист газеты поговорила с деканом факультета русской филологии БГПУ им. М. Танка, доктором филологических наук, профессором В. Д. Стариченком. Вот его мнение:

– Да, с грамотностью сейчас у большинства молодежи есть проблемы. И с каждым годом они становятся все серьезнее. Но эта проблема возникла не в последние пять или, например, семь лет. Грамотность как в устной, так и в письменной речи стала резко падать именно после распада СССР. Отмена цензуры, неподготовленные публичные выступления, восторги публики при употреблении ораторами в своих речах просторечной и жаргонной лексики – всё это не пошло на пользу совершенствования грамотности и укрепления норм литературного языка. Да, отмена цензуры и возможность говорить без заранее утвержденного текста – это хорошо. Но многие оказались к этому просто не готовы: в публичных выступлениях заметно увеличилось количество грамматических и лексических ошибок, ненужных повторов, неказистых фраз, неправильно построенных конструкций и т.п.

Проблемы культуры речи и грамотности студентов часто обсуждаются в нашем университете. Второй год подряд среди студентов первого курса всех факультетов проводится диктант. Его цель – определить уровень грамотности, наметить пути по ее совершенствованию. Результаты диктанта поразили руководство университета, а также преподавателей филологических кафедр. На некоторых факультетах почти 90 % студентов получили неудовлетворительные отметки.

Мы готовим педагогов! Людей, которые будут учить наших детей в школах и университетах. Если они не знают правил, не умеют правильно говорить и писать, то о каком уровне образования может идти речь? Поэтому, проанализировав результаты диктанта, мы ввели практикум по русскому языку на всех факультетах. Безусловно, он окажет существенную помощь в повышении грамотности и культуры речи будущих выпускников нашего вуза. Диктант станет важным условием для повышения мотивации изучения языка. Ведь студенты уже с первого курса должны знать, что профессиональная речь является речевым имиджем любого специалиста (и филолога, и физика, и продюсера, и менеджера), и стремиться на протяжении учебы в вузе постоянно совершенствовать свою речевую культуру, искусство делового общения.

Проблема в том, что уроки русского языка в школе сейчас превратились исключительно в подготовку к централизованному тестированию. Уроки стали тренажерами по выполнению тестовых заданий, а диктант как форма контроля знаний фактически перестала существовать. К этому следует добавить и формальный подход отдельных учителей к преподаванию языка, несовершенство методики обучения языку и др.

сказать, что компьютер разительно влияет на грамотность, я не могу. Проблема в том, что молодые люди вообще мало пишут. Молодые люди, наверное, не помнят о некогда распространенном эпистолярном жанре, когда люди писали пространные письма (особенно, военнослужащие своим девушкам), слали поздравления на открытках. Сейчас письмо заменилось модными SMS-сообщениями, которые, как правило, состоят из обрывков слов: "чел", " я тя люблю", "пок", "скидывай на тел" и т.д. Никаких метафор, развернутых предложений! А для современной молодежи SMS-общение – это мода. Мода на мобильность. Быть всегда на связи, быть всегда в курсе событий – это стиль современной жизни. Некоторые слова при общении в чатах, на форумах принято писать с ошибками, это как внутреннее правило общения. Например, "ваще" вместо "вообще", "привед" вместо "привет" и т.д. К сожалению, ошибки откладываются в памяти. И потом, при написании того же диктанта, возможно их повторение.

Романы, чтение которых занимает около недели, сейчас можно прослушать за час-два, если купить аудиокнигу. И это очень плохо! Сюжет, конечно, человек узнает, имена главных героев, возможно, запомнит. Но есть ведь еще зрительная память. Когда читаешь, ты автоматически запоминаешь, как пишутся слова. А значит, и ошибок будешь делать меньше. Когда слушаешь произведение, никакой нагрузки зрительная память не получает, и отсюда – отсутствие орфографической зоркости.

Должна быть целенаправленная государственная политика по совершенствованию грамотности. Мы должны школьников и студентов приучить к тому, что, только зная русский язык, он сможет преуспевать по службе. За неправильную речь надо штрафовать, особенно если ошибки допускаются в публичных выступлениях, в газетах, на радио и телевидении. При приеме на работу учителя и даже обслуживающий персонал должны сдавать, например, зачет по русскому языку. В старших классах общеобразовательных школ на русский язык отводится час-полтора в неделю. Такая ситуация и с литературой. И что за это время можно изучить? Нужно вносить коррективы в программы. Мы хорошо осознаем, что современному школьнику нужно изучать и другие предметы. Но все-таки язык и литература воспитывают в человеке высокую гражданственность, моральную ответственность, а по многим героям произведений школьники учатся жить. Видимо, надо увеличить количество часов вдвое.

Методики надо пересматривать. Они рассчитаны на школьника, который много читает, много пишет и говорит. Но сегодня такой школьник – редкость. Это чувствуется даже по тестам для централизованного тестирования. Иногда туда включают слова, которые ученик и не слышал никогда. Он просто не использует их в своей речи. Ведь в русском языке свыше 100 тысяч слов. Современный школьник использует менее 10 тысяч. Нужно определить эти слова, сделать лексический минимум и уже в соответствии с ним составлять тесты, разрабатывать учебники.

Речь родителей должна быть образцом! Малышам обязательно надо читать сказки и детские произведения. За старшими необходимо следить, чтобы знакомились с классической литературой. Пока не прочтет "Войну и мир", вряд ли можно говорить, что у ребенка хорошее классическое образование. А ведь сделать это в наше время не так просто. Следует приучать детей писать: пусть это будут дневники, сочинения, письма родителям. Главное, чтобы ребенок понимал, как формулировать свои мысли и переживания, как правильно подбирать и употреблять слова, как правильно строить свою речь.

Подробнее

Источник: Комсомольская правда в Белоруссии

Новости

«На сцежках светлай вясны» Павлюка Труса

21 май 2024

16 мая участники проекта Национальной библиотеки Беларуси «На хвалі часу, у плыні жыцця» посетили Узденскую центральную районную библиотеку имени Павлюка Труса, где приняли участие в литературно-музыкальном празднике «На сцежках светлай вясны...», посвященном 120-летию со дня рождения поэта, участника литобъединения «Маладняк», уроженца Узденщины Павлюка Труса (1904–1929).

К 100-летию литобъединения «Маладняк»

20–26 мая 1944 года. 15 недель до Освобождения

21 май 2024

Великой Отечественной войне посвящается новый проект Национальной библиотеки Беларуси – «Газетные строки читая сердцем. К 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков». Еженедельно с января по август 2024 года на портале Национальной библиотеки публикуются материалы из газет Советской Беларуси 1944 года, отражающие хронику новостей и событий того времени.

Проект «Газетные строки читая сердцем. К 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков»

Дорогами подвига белорусского народа по фондам главной библиотеки страны

20 май 2024

15 мая для 4-х разных групп старшеклассников ГУО «Средняя школа № 121 г. Минска имени М. Ф. Егорова» состоялись библиографические уроки «Брестская крепость-герой» и «Ресурсы Национальной библиотеки Беларуси о героическом прошлом белорусского народа» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Поиск патентных документов в сети интернет

20 май 2024

17 мая в Национальной библиотеке Беларуси в рамках образовательного семинара «Поиск патентных документов в сети интернет» прошел практический тренинг по проведению патентного поиска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

К 95-летию талантливого библиографа Зои Антоновны Седой

20 май 2024

Зоя Антоновна родилась в г. Ново-Борисов Минской области в семье военнослужащего. К началу Великой Отечественной войны она окончила начальную школу и вместе с родителями эвакуировалась в село Оторма Земетчинского района Пензенской области.

Портреты: история библиотеки в лицах


Библиотекарям