ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Зачарованный исследователь белорусского слова
«Западные историки считали бои за Брестскую крепость незначительным инцидентом»

«Западные историки считали бои за Брестскую крепость незначительным инцидентом»

«Западные историки считали бои за Брестскую крепость незначительным инцидентом»
Другие новости

В Смоленске издан 720-страничный сборник документов и фотографий «Брест. Лето 1941 года».


Эта книга – плод пятилетней работы целого авторского коллектива. Руководил исследованиями историк из Германии, докторант Лейпцигского университета Кристиан Ганцер, которому помогали брестские ученые-историки, а одним из рецензентов выступил кандидат исторических наук, преподаватель Минского государственного лингвистического университета Сергей Новиков. В книге 188 советских, немецких и польских служебных и личных документов, авторы которых – генералы и простые солдаты, чиновники и жители Бреста, свидетели и жертвы...

– То, что я держу сейчас в руках, – сборник редчайших исторических документов и фотографий, – сказал на презентации книги в Минске директор Музея Великой Отечественной войны Николай Скобелев. – Часть из них ужасает – впечатлительным людям изучать книгу будет нелегко. Но главный факт неоспорим: войну развязала фашистская Германия. Тут задокументировано, что 45-я пехотная дивизия вермахта (именно она атаковала Брест. – Ред.) в установленный срок свои задачи не выполнила, а значит, подвиг защитников Брестской крепости неоспорим.

О том, как велась работа над книгой, «Комсомолка» поговорила с Кристианом Ганцером.

– Ваш сборник – достаточно эксклюзивное исследование фактов обороны Брестской крепости. Значит ли это, что западные историки раньше не очень обращали внимание на эти события?

– Действительно, западная историография в большей части проигнорировала бои за Брестскую крепость, считая их незначительным инцидентом на восточном фронте. Для военной историографии «действующие лица» – генералы, армии и группы армий. А в Бресте боролась всего лишь одна пехотная дивизия, в то время когда произошло масштабное Белостокско-Минское сражение. Если историки и упоминали Брестскую крепость, то лишь в том ключе, что не везде вермахт мог пройти без остановок и что советская пропаганда сильно преувеличивала продолжительность боев.

– В вашем сборнике описан достаточно короткий период времени в начале войны – меньше двух месяцев. Почему именно он?

– Мне кажется, именно первый месяц войны является особенно интересным для постсоветских читателей. Первый документ в сборнике датирован 16 июня 1941 года – это приказ по 45-й пехотной дивизии о наступлении через Буг. Мы решили начать именно с него: с одной стороны документ является результатом подготовки, а с другой – основой действий дивизии.

– Где вы находили документы, которые вошли в сборник?

– Самый большой массив документов хранится в Германском федеральном военном архиве во Фрайбурге. Это документы вермахта, приказы, донесения, отчеты. В госархиве Австрии я работал с наследием бывшего офицера 45-й дивизии Михаэля Вехтлера. Кроме текстовых источников там есть большая коллекция фотографий. В Госархиве Брестской области мы нашли документы по разным темам – кстати, там хранятся документы немецкой оккупационной администрации. В книгу вошли документы из архивов, музеев и личных коллекций из семи стран. Особенно интересные документы мы получили от родственников ветеранов вермахта и одного коллекционера: личные письма и дневники, фотографии.

3 июля 1941 года. Жители Бреста стоят в очереди. Фото: Альберт Дикманн

– В сборнике много фотографий, снятых немецкими солдатами, но практически нет снимков советских солдат. Почему так?

– Немецкое население было значительно более богатым, чем советское, поэтому у немцев очень часто были фотоаппараты. Нацистское руководство поняло пропагандистский потенциал этого факта и не только не запрещало фотографировать на войне, а наоборот, способствовало этому. А в Советском Союзе господствовала страшная шпиономания. Представьте себе, как рядовой красноармеец ходит по части с фотоаппаратом…

– Я знаю, что многие документы и снимки вы специально не включили в сборник. Например, официальные фотографии, снятые по заказу немецкого командования. С какой целью?

– Мы не публикуем немецкую пропаганду. Служащие роты пропаганды – профессиональные фотографы, операторы, журналисты – производили огромное количество материала. Но это не документация войны, не картины войны, а картины для войны. Эти кадры проходили двойную, тройную цензуру. Мне кажется, что их можно публиковать только вместе с анализом, с объяснением, как эти фотографии и их композиция действуют, для чего их снимали и публиковали. Понимаете, на этих снимках война выглядит просто привлекательно! К сожалению, по сей день музейщики, историки, публицисты часто соблазняются этой «красотой» – и публикуют их как документальные снимки.

– В своем сборнике вы затронули и тему уничтожения нацистами еврейского населения в первые месяцы войны…

– В тени Брестской крепости исчезло начало Холокоста на белорусских землях. Когда речь идет об июне–июле 1941 года, все думают только об обороне Брестской крепости, хотя на самом деле бои за крепость шли только до 29 июня. А в середине июля немецкая полиция с поддержкой частей 162-й пехотной дивизии вермахта арестовала тысячи брестских мужчин-евреев в их квартирах и на улицах города. Их вывезли за город и расстреляли. Кроме 4000 евреев убили приблизительно 400 советских государственных и партийных деятелей. В течение трех дней было убито почти 10% населения города!

Немецкие солдаты и жители Бреста на фоне поврежденных домов. Фото: личный архив К. Ганцера, из альбома Х. Мозера

Мы хотели публиковать первоисточники, относящиеся ко времени этих событий, но документов почти нет. Поэтому мы включили в сборник 13 протоколов допросов немецких полицейских из 1960-х годов. Участники массовых убийств рассказывают о том, как они все это видели, причем порой довольно искренне. Правда, большой промежуток времени между событиями и допросами повлиял на качество информации. Кроме того, немцы не знали Бреста и его окрестностей, поэтому их сведения о конкретных местах, где арестовали, куда увезли, где убивали, не очень конкретны. Но пока это самая точная информация, ведь других свидетелей убили в октябре 1942 года или репатриировали в Польшу после войны.

– Известно ли вам о судах после этих расстрелов?

– После войны немецкие прокуроры и судьи зачастую с сочувствием относились к нацистским убийцам. В случае убийства брестских евреев никого не наказали. Прокурор и суд единогласно решили, что те, кто отдавал приказы и убил четыре тысячи мужчин, всего лишь «содействовали в убийстве без отягчающих обстоятельств». По истечении срока давности дело закрыли.

– Есть еще одна тема, о которой не принято было говорить долгое время и которую вы подняли в сборнике, – тема военнопленных…

– Да, в СССР на тему плена было наложено табу, а бывших пленных воспринимали как предателей. Следы этого табу мы сегодня находим и в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», и в самом музее обороны Брестской крепости. Имена пленных не выбиты на памятниках или мемориальных плитах, а в музейной экспозиции все показано так, что посетитель оттуда уходит с впечатлением, что в плен попало лишь меньшинство. А было все иначе – около 75% всех защитников попали в плен! В немецких лагерях погибло около 3,3 миллиона советских военнопленных. А пленные из Брестской крепости стали первыми советскими жертвами нацизма. Поэтому я считаю, что их память надо чтить не меньше, чем память тех, кто погиб в бою…

Книга «Брест. Лето 1941 г. Документы. Материалы. Фотографии» вышла ограниченным тиражом в 1000 экземпляров. Часть тиража передали в минские библиотеки, оставшиеся экземпляры отправили в продажу в «Академкнигу» (проспект Независимости, 72), там сборник стоит 33 рубля. Также книгу можно заказать на сайте arche.by – цена 25 рублей (без доставки). Там же можно бесплатно скачать некоторые разделы: «От составителей», перечень публикуемых документов и карт, список используемых источников и именной указатель.

Автор публикации: Геннадий Можейко

Источник: газета «Комсомольская правда в Беларуси»

Новости

Зал документов по искусству представляет: рубрика «Лица. Даты. События»

18 Май 2024

Ежегодно 18 мая более чем в 150 странах мира отмечается Международный день музеев, широко празднуемый и в нашей стране в рамках акции «Ночь музеев». С помощью постоянной рубрики «Лица. Даты. События», реализуемой в зале искусств (пом. 306), приглашаем познакомиться с книжной выставкой «По маршрутам белорусских музеев», посвященной отечественному музейному делу.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Главные в Беларуси – дети!

17 Май 2024

8 мая на базе ГУО «Средняя школа № 178 г. Минска имени Т.А. Лукьяновича» для учащихся 6–8 классов прошли презентация «Ресурсы Национальной библиотеки Беларуси о Великой Отечественной войне» и информационный час «Роль Героя Советского Союза Мамадали Топвалдыева в развитии партизанского движения на территории Беларуси» в рамках проекта «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемого Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Пионерский Слет «БРПО – территория возможностей»

16 Май 2024

16 мая в Национальной библиотеке Беларуси накануне Дня пионерской дружбы состоялось праздничное открытие Республиканского пионерского Слета «БРПО – территория возможностей».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям