16 февраля исполняется 100 лет со дня рождения знаменитого белорусского скульптора Андрея Михайловича Заспицкого (1924–2019), автора многочисленных памятников выдающимся людям и монументов, посвященных важным событиям нашей страны.
Андрей Заспицкий родился на Белосточчине (г. Мазовец) в семье служащих, имевшей непосредственное отношение к искусству: мать была учительницей музыки, отец – художником-литографом. Детство будущего скульптора прошло в Варшаве. Именно в эти годы Андрей проявил свои творческие способности и был зачислен на курсы лепки и рисования. Благодаря им юный художник получил возможность посещать все музеи Варшавы. С тех пор он не представлял своей жизни без искусства.
В 1939 г. вместе с родителями пятнадцатилетний Андрей переехал в Минск, где продолжил обучение: ходил на занятия в Дом народного творчества, затем учился в художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина в Ленинграде (1940–1941).
Талантливого юношу быстро заметили и в 1940 г. его работы были представлены на выставке первой декады белорусского искусства и литературы в Москве: бюст Ф. Дзержинского, композиции «Беженцы» и «Тревога на корабле». За портрет Ф. Дзержинского молодой скульптор получил Грамоту Верховного Совета БССР.
После окончания школы он с легкостью поступил в академию, но учиться там не довелось: началась Великая Отечественная война. Семья Заспицких вместе с другими была эвакуирована в Сталинградскую область. В 1942 г. Андрею исполнилось 18 лет и он был призван в армию. Воевал в артиллерийских войсках, в освобожденной Беларуси помогал контрразведывательной организации Советского Союза «СМЕРШ» уничтожать немецкие банды, оставшиеся в лесах и местечках.
Лишь в 1947 г. А. Заспицкий вернулся к мирному труду. После демобилизации на протяжении 1948–1956 гг. учился в Минске и стажировался в мастерской ведущего белорусского скульптора А. Глебова. В эти годы А. Заспицкий начал активно участвовать в республиканских и союзных художественных выставках, стал членом Белорусского союза художников (1951). Он успешно работал как в станковой, так и в монументальной пластике. Диапазон творческой деятельности охватывал различные темы: Великая Отечественная война, мирное строительство, созидательный труд. Среди произведений художника – памятники, бюсты, барельефы, посвященные известным людям страны, ее защитникам и труженикам.
В галерее созданных А. Заспицким образов – поэтесса и революционер А. Пашкевич (Тётка), поэт А. Мицкевич, белорусские песняры Я. Купала и Я. Колас, герои Великой Отечественной войны Т. Бумажков, Р. Шершнева, М. Шмырёв, представители белорусского искусства З. Азгур, А. Глебов, В. Мулявин и др.
Памятник Янке Купале | Партизан-подрывник |
Памятник Адаму Мицкевичу
Рельеф «Гусляр» украшает Национальную библиотеку Беларуси, барельеф «Крепость» – святыню стойкости белорусов в Бресте.
Над крупными проектами А. Заспицкий работал в тандеме с другими скульпторами. Самые известные совместные работы – монумент в честь матери-патриотки А. Куприяновой в Жодине, памятники Ф. Скорине
в Полоцке, Я. Купале и А. Мицкевичу в Минске, монумент в честь освобождения Витебска. Ряд работ скульптора находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Музее современного изобразительного искусства, фонде Белорусского союза художников и др.
Мастерство скульптора высоко оценено государством. В 1977 г. А. Заспицкий удостоен звания заслуженного деятеля искусств БССР. Он стал лауреатом Государственной премии БССР (1974) и Государственной премии СССР (1977), награжден орденом Ф. Скорины (2010). На протяжении всей творческой жизни мастерская была для скульптора вторым домом. Созданное им наследие имеет большое культурное и общественное значение, прославляет мощь и величие белорусского народа.
Больше информации о жизни и творческой деятельности Андрея Михайловича Заспицкого можно найти в электронном каталоге Национальной библиотеки Беларуси, онлайн-энциклопедии «Беларусь в лицах и событиях».
Материал подготовлен научно-исследовательским отделом библиографии.