Елена Кисель – один из тех современных авторов, которые умеют не только писать талантливые книги, но и успешно, можно даже сказать, стратегически работать со своей читательской аудиторией.
Почти все книги Елены – и фантастические произведения, и циклы стихотворений – сегодня представлены в интернете, открыты публике, доступны для прочтения и обсуждения. Кроме того, как автор вдохновенный, Елена умеет сохранять в себе зачарованность определенной темой, чтобы после реализовать это в новом тексте. Чтобы снова активизировать читательскую аудиторию, привлечь ее внимание.
Так, например, произошло с романом «Аид, любимец Судьбы». Три его части, к слову, находятся в Сети в свободном доступе. Роман посвящен древнегреческой мифологии, и в нем Елена предлагает собственную, весьма интересную и глубокую трактовку как мифов Древней Греции, так и образов богов этого пантеона. Также в романе ярко выявился особый авторский стиль писательницы. Однако, помимо этого, за время упорной и скрупулезной работы с материалом Елена собрала довольно обширную коллекцию фактов по теме. Причем, поскольку материал изучался углубленно, факты эти, по большей части, совершенно не известны рядовому читателю – эдакие древнегреческие изюминки. А автор Елена, как уже было сказано выше, со стратегическим складом ума – и самой живой фантазией.
Вот, так сказать, и корни «Забавной мифологии».
Название, да и сам подход – изложение мифов в юмористическом ключе – натолкнет на ассоциацию с книгой Лео Таксиля «Забавная Библия». Однако, в отличие от Таксиля, Елена Кисель не ставит своей целью изобличение противоречий в религиозных верованиях. Напротив, эти самые противоречия автор излагает забавно и живо, с ироничными замечаниями. И одновременно – с большой любовью к источнику. Сама Елена так определяет свою авторскую мотивацию для написания этой книги: «Перечитав массу нуднейших изложений древнегреческих мифов, я возмечтала создать этакую “Мифологию для чайников”. Чтобы, стало быть, просто, без лишних “бла-бла” и на пальцах. И с юморком». То есть, как видим, первейшая задача, которую хотелось решить автору, – это приблизить мифы к современному читателю.
Задача одновременно простая, казалось бы, и вместе с тем – сложная. Поскольку структура мифа как такового во многом основана на эпической «высоте стиля». И потому автору довелось не только «поиграть со стилем» (который, к слову, в книге отточен и выверен), но и по-новому трактовать образы богов, осовременив так, чтобы мотивы их поступков стали очевиднее для читателя. Ну и не стоит забывать про колоссальную долю эксклюзивной информации, изученной Еленой и талантливо использованной в тексте. То есть книга не просто забавна – она еще и информативна и вполне может служить подспорьем для учителя, который хочет дать ученикам базовые знания о древнегреческих мифах. Без такой мифологической эрудиции в нашем мире непросто – ведь культура Древней Греции послужила одной из определяющих основ современной цивилизации, источником вдохновения в искусстве, в науке.
«Забавная мифология» позволяет современному читателю получить основы таких знаний, закидывает якорь интереса, побуждая к дальнейшим исследованиям, более глубокому изучению мифологии. И – к чтению, если уж на то пошло. Современного человека зачастую непросто заставить читать, но у «Забавной мифологии» такое выходит непринужденно. И это не пустые слова, поскольку Елена Кисель публиковала главы мифологического цикла на популярных интернет-ресурсах, и там тексты неизменно находили самый живой читательский отклик.
Следует отметить, что бумажное издание «Забавной мифологии» – так сказать, первая часть цикла, которая касается мифов о богах Древней Греции. Далее Елена Кисель весело рассказывает о подвигах древних героев, а также излагает «Иллиаду» и «Одиссею» в той же ироничной стилистике. Первая же часть начинается с первобытного Хаоса, из которого, по версии древних греков, было создано все сущее, и заканчивается печальной историей основателя Фив Кадма. Последняязавершается характерной цитатой: «Боги послушно не забыли. Чем доказали, что все-таки на просьбы смертных они откликались. И умели выполнять все досконально».
Несмотря на «осовременивание», образы богов древнего пантеона остались художественно верны и узнаваемы. В этом, несомненно, достижение автора: вкладывая в божественные уста актуальный сленг, Елена не меняет сути, не спорит с правдой мифа. Вместе с тем можно предположить, что подобный эффект был достигнут благодаря опыту работы писательницы с этими образами в ином (романном) контексте. Отсюда и способность даже в шутливой форме не отступать от содержания.
Истории «очередных детей Зевса», равно как и характеристики богов пантеона, действительно забавны (к примеру, Артемида «сначала девственница, а потом все остальное», а Афина «гордость своего папы и символ греческой эмансипации женщин») и перемежаются краткой информацией из «неподтвержденных источников» – собственно, шутливыми комментариями автора насчет своих божественных персонажей. Такая структура делает книгу, разделенную на короткие главы, еще более динамичной и приятной для чтения. Автор не только интерпретирует мифы и комментирует похождения богов, но и активно играет с читателем, включая в текст многочисленные отсылки, цитаты и аллюзии. Конечно, подобная постмодернистская игра с текстом более актуальна для искушенного читателя – но и читатель «без багажа» оценит такие стилистические ходы. Просто потому, что они украшают текст, создавая настроение. Давая возможность улыбнуться очередным божественным похождениям Кронидов.
У современного человека не так много поводов для улыбки.
А потому особенно ценны тексты, которые дарят ее легко и непринужденно.
Давайте читать вместе!Вот #такое_чытво.
Отыскать книгу поможет электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси.
Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.