Поэма «Адплата»
В апреле 1943 г. Якуб Колас начал работу над большой поэмой «Адплата» (PDF). Над этим произведением он работал долго, так как был занят общественными делами. Только в ноябре 1944 г. работа была окончена. Поэма «Адплата» – настоящая эпопея партизанской борьбы белорусского народа с фашистскими захватчиками. По широте охвата действительности, правдивости отображения жизни, идейной насыщенности, по глубине проникновения поэта в суть, содержание событий и ситуаций, полноте создания образов поэма занимает одно из первых мест среди белорусской поэзии военного времени. Она стала художественным обобщением всемирно-исторического значения опыта борьбы белорусского народа с врагом. Поэт удалось отобразить разнообразные формы партизанской борьбы, нарисовать неповторимые картины жизни и быта партизан. Одной из особенностей поэмы является глубоко правдивый показ характера партизанского движения. Во многих произведениях, посвященных партизанской войне, оно отображается как стихийное явление. В описании же Якуба Коласа партизанское движение имеет характер организованной народной мести. Показывая героическую борьбу белорусского народа, ее трудности и удачи, Якуб Колас не мог обойти вниманием и ежедневного быта партизан, того специфического быта, который сложился в условиях, когда «злучыла нячуткае гора народ наш пачуццем адным». Показу жизни партизан в поэме посвящено несколько эпизодов. Якуб Колас подробно описывает партизанское житье-бытье, внешний вид лагеря, где все «было зроблена з густам на ўцеху ваякам сваім». Как деталь партизанского быта поэт подчеркивает и то, что даже женщины «ўсе жылі ў згодзе, без сваркі, парушыўшы звычай старэчы». Реалистичный показ партизанского движения, источников силы и победы обусловили и правдивый показ образов партизан, как рядовых, так и руководства. В описании Якуба Коласа рядовые партизаны не только простые исполнители воли командира, но и серьезные, вдумчивые и рассудительные бойцы. Каждый из них, «распалены помстай гарачай», прикидывает, как «немца спрытней акалпачыць». Они объединены одной мыслью, одним чувством, служат одному делу, но каждый образ глубоко индивидуален, дифференцирован. Художник-реалист сумел увидеть в каждом человеке особые черты характера и нашел соответствующие факты, эмоции и интонации, чтобы передать этот характер. Все образы поэмы реалистичны по методу их создания и в высокой степени обобщены. Главным героем произведения является Кондрат Белоус – командир партизанского отряда. Это самый интересный образ поэмы. Первая и главная его черта – полнокровность, жизненность, правдивость. Перед читателем не схема, не рупор идей и не резонер, а художественно законченный, и потому словно живой образ партизанского лидера. В нем поэту удалось мастерски обобщить и отобразить лучшие черты, свойственные всему народу: беззаветную преданность своей родине, принципиальность и выдержку, героизм и бесстрашие, безграничную любовь к человеку и ненависть к врагу. Это не внешние атрибуты образа, и проявляются они не только через авторские ремарки и характеристики – они переданы в динамике, поведении, мыслях и чувствах героя. В поэме показаны мужчины и женщины разных возрастов, старики и дети. Никита, Куприян и Сёмка представляют старшее поколение. Каждая черта того или иного образа воплощает конкретную типичную народную черту. Дядька Никита – изобретатель, человек большой инициативы и усердия. Он не теряется в самых трудных обстоятельствах и испытаниях, горячо любит жизнь и при любой возможности стремится украсить ее. Вот он сделал себе землянку: утеплил ее мхом, поставил подпоры, отдушины вывел в поле, сам сложил печь, камелёк на жести подвесил к потолку:
А колькі ж ён вырабіў ходаў, Более подробно в поэме подан образ деда Сёмки – «мудреца-самородка», которому свойственны характерные народные черты – наблюдательность, сообразительность, рассудительность. Всю свою энергию, всю мудрость он отдал делу борьбы с врагом. Образ деда противопоставлен образу фон Крапа. В столкновении простого крестьянина с «чистокровным арийцем» поэт демонстративно подчеркнул нравственное и физическое превосходство простого белоруса над немцами. Образ деда Сёмки контрастирует не только с образом фон Крапа, но и с образом предателя Тимоха, ему свойственны тончайшие нюансы сложной человеческой психики. Он не только саркастически-язвителен, наделён тонким и находчивым умом. Вот дед Сёмка ведет к партизанскому штабу Приблуду-Жигуна. Он еще не знает точно, кого ведет, но чувство, здоровый инстинкт не подводят, он догадывается, что это враг. Особую настороженность – это внутреннее качество деда Сёмки – поэт подчеркивает и во внешних чертах, во внешнем облике деда: «І выгляд у дзеда такі, што іх партызанскаму стану нямецкія грозяць ваўкі». Не менее рельефно проявляется его характер в сцене допроса Приблуды-Жигуна. Дед Сёмка подмечает все мелочи и каждую из них берет во внимание, взвешивает, связывает с другими явлениями. Когда Жигун высокопарными словами проклинает немцев, дед Сёмка парализует его своим скептическим замечанием: «Аднак жа ёсць тут і загадка». Герой поэмы относится к людям, которые не могут успокоиться, пока не докопаются до «карэння рэчаў», пока не распутают клубок сомнений. Он все время в движении, в действии:
Натура ўжо ў Сёмкі такая:
Усё, што ні стрэнецца дзеду, Значительное место в поэме «Адплата» отведено молодому поколению. В суровых испытаниях Великой Отечественной войны молодёжь показала себя достойной своих отцов, оправдала надежды, возложенные на неё нашим народом. С отеческой теплотой и любовью создал поэт эти образы. На обращение командира партизанского отряда Кондрата Белоуса: «Ну, як: паваюем, Пятрок?» – юноша с уверенностью отвечает: «Чаму ж не? Абы загадалі» – «І вочы яго заблішчалі, як дзве незабудкі ў траве». Это же можно сказать и о Максиме Потороке, лесном соловье, который до «песень вялікі ахвотнік». К вышеупомянутым образам относятся и образы партизан Костика и Клима. Юные мстители «распалены помстай гарачай». Однажды парни получили боевое задание – уничтожить железнодорожный мост. Операция была сложной, они даже подумывали, что в отряд «пойдуць ні з чым», и очень «уніклі перад цяжкай задачай». Но они ведь должны выполнить приказ командира, иначе «лепш і не жыць тады ім». Общими усилиями молодые партизаны нашли подход к мосту и взорвали его. Якуб Колас подробно описывает сложную боевую операцию, мужество юных мстителей, их высокое осознание своей ответственности перед народом. Якуб Колас мастерски нарисовал в поэме и образы предателей народа: трусливого и слабохарактерного Тимоха, который раньше «быў у калгасе гультай», «калгасу заўжды чужаніца», а также немецкого прислужника Жигуна – в прошлом кулака. Оба они мечтали о собственных хозяйствах, служили гитлеровским убийцам. Но всему приходит конец. Предатели выдают сами себя. Тимох разоблачает в партизанском отряде Жигуна, на голову которого обрушивается грозный партизанский меч. Потом сам же признается, раскаивается в своих преступлениях перед партизанами. Они прощают «прадажнай душы» его преступления перед народом. Люди пожалели, но совесть не пожалела: он сходит с ума и также погибает. Поэма Якуба Коласа «Адплата» – высокохудожественное произведение белорусской поэзии, произведение мощной силы воздействия, одухотворённое высокой идеей. Во время войны она вдохновляла наш народ, умножала его силы в святой борьбе с врагом, прославляла благородные чувства патриотизма и героизма. Поэма отыгрывала мобилизующую роль и в условиях послевоенного строительства. Действенная сила произведения не уменьшилась от того, что человечество всё дальше и дальше отходит от ужасной войны. Источники информации:
|