У каждого две родины – его собственная и Париж.
Томас Джефферсон
Парижская школа – это уникальное созвездие великих художников, условное название для поколений творцов, живших и работавших в Париже с 1900 до 1960-х годов. Среди них – известные на весь мир имена: Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Пит Мондриан, Диего Ривера, Фернан Леже, Василий Кандинский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Марк Шагал, Хаим Сутин, Надя Леже... Искусствоведы давно пришли к выводу, что Парижская школа в изобразительном искусстве – это не направление, не стиль, а исторический факт.
В начале ХХ в. Париж считался столицей мирового искусства и привлекал творцов из разных стран, в том числе многих авторов из Беларуси, благодаря таланту которых наша страна упоминается в контексте мирового искусства. Именно для художников в 1902 году скульптор А. Буше построил здание под названием «Вилла Медичи», где были мастерские и жилые помещения. Исходя из образа дома, особенностей его внешней конструкции сами художники позже назвали его «Улей». С 1905 по 1930 год «Улей» стал центром артистической жизни не только Парижа, но и всей Европы. До сегодняшнего дня это уникальное здание остается местом притяжения художников и любителей искусства со всего мира.
«Улей» в начале ХХ в.
Жизнь разными путями приводила каждого из белорусских художников во французскую столицу, по-разному сложились их судьбы, но объединяла борьба за выживание, поддержка друг друга и уникальная атмосфера творческого состязания, царившая в «Улье». Преодолевая голод и болезни, материальные лишения и бытовые трудности, любовные драмы и творческие кризисы, они смогли стать в один ряд с коренными французами, а знаменитая Парижская школа обогатилась национальными оттенками. Сегодня, кроме известных Марка Шагала, Хаима Сутина, Нади Леже, миру открылись имена Осипа Цадкина, Михаила Кикоина, Пинхуса Кременя, Осипа Любича, Шраги Царфина, Евгения Зака, Якова Болглея, Роберта Генина. Эти мастера и их творчество все больше привлекают внимание мировых и белорусских искусствоведов и коллекционеров.
Термин «Парижская школа» впервые ввел художественный критик А. Варно, который в своей книге «Колыбель молодой живописи: Парижская школа» (1925) писал: «Парижская школа существует. Позднее историки искусства смогут лучше нас определить ее характер и изучить элементы, из которых она состоит».
Сегодня нельзя не согласиться с этой мыслью: творчество художников Парижской школы исследовано как мировыми, так и отечественными учеными, в честь этих личностей названы улицы, открыты музеи и галереи, проходят пленэры, выставочные проекты, организуются конференции, издаются книги, снимаются фильмы, создаются театральные постановки, собирается и сохраняется их наследие…
Титульный лист книги А. Варно
«Колыбель молодой живописи: Парижская школа»
(1925)
Парижскую школу невозможно представить без наших соотечественников, которые привнесли в нее большую долю собственной эстетики. Образно и ярко об их вкладе в мировое искусство написал известный исследователь и критик Владимир Счастный: «Мед, принесенный в парижский “Улей” из Беларуси, собирался с разных цветов. Они не были яркими, но запах неприметных на первый взгляд растений вересковых равнин всегда стоек, ведь каждое из них имеет свой особенный аромат. И собранный с них мед не бывает приторным. Он всегда немного горчит. Воздух Парижа сделал его еще терпким».