Якуб Колас – детский писатель
Свой путь детского писателя Якуб Колас начал в 1909 г. изданием книги «Другое чытанне для дзяцей беларусаў», и с тех пор в течение почти 50 лет писатель продолжал плодотворно работать на ниве детской литературы. Первая коласовская книга для детей, изданная до революции, является ценнейшим вкладом в белорусскую детскую литературу, значительным этапом в истории ее развития.
«Другое чытанне для дзяцей беларусаў» создавалось в период повсеместного наступления реакции в связи с поражением революции 1905 г., в период, когда поэт был уволен с должности учителя за участие в нелегальном учительском съезде. В 1909 г., когда автор за революционную работу сидел в тюрьме, книга была напечатана петербургским издательством «Загляне сонца і ў наша ваконца» со значительными купюрами. Из рукописи царской цензурой были изъяты произведения, имевшие острое социально-политическое звучание и направленные против угнетателей народа (басни «Пан і рэчка», «Баба і куры» и др.).
Книга Якуба Коласа соответствует требованиям детского возраста, разносторонне отражает жизнь, отличается единством стиля, народностью и богатством языка, последовательностью, логичностью построения.
Уже эта первая книга обнаружила в творческой личности Якуба Коласа яркие особенности детского писателя: глубокое проникновение в духовный мир ребенка, сердечное внимание к трудящемуся человеку, умение сложное делать простым и понятным, простое и понятное – поэтичным и интересным.
Основная педагогическая задача автора – расширить жизненный кругозор детей, обучить их родному языку, воспитать высокие этические и эстетические идеалы – определяет как содержание, так и построение книги.
Автор группирует материал вокруг нескольких основных тем – природа, родной край, жизнь и труд белорусского крестьянина, детство.
Наиболее развитая и содержательная тема хрестоматии – тема природы, красочные и поэтические описания которой составляют значительную часть всех ее материалов. Уже в этой первой книге проявилось замечательное мастерство Якуба Коласа в описании родной, неповторимой природы Беларуси. Уже здесь чувствуется будущий автор трилогии «На ростанях», поэм «Новая зямля» и «Сымон-музыка».
Почти все пейзажные зарисовки книги тесно связаны с жизнью белорусского народа, что в большой степени определяет их общую идейно-художественную значимость. Писатель не прячет от детей мрачные стороны жизни, несправедливость существующего общественного строя. Отдельные описания («Могілкі», «Палессе»), вместе взятые, создают картину жизни дореволюционной деревни. В этих описаниях – своя особая тональность, связанная с большой болью автора за судьбу родного народа. От конкретных зарисовок и описания отдельных случаев автор удачно перебрасывает мост к большим человеческим мыслям и чувствам.
Систематический тесный контакт с детьми, работа педагога-практика в соединении с большим писательским талантом обусловили умение автора чутко видеть и глубоко понимать психику детей.
В созданных автором образах детей мы видим острую наблюдательность, знание детской души, тонкий психологизм, – качества, необходимые для детского писателя.
Якуб Колас мастерски соединяет образовательное содержание своих статей с занимательностью изложения («Якую карысць прыносяць нам птушкі», «Як выдумляюцца страхі», «Адлёт птушак»). Знания, сообщаемые детям, подаются здесь в форме художественных зарисовок.
Настойчиво работал писатель над языком и стилем книги, используя свое широкое знакомство с фольклорными произведениями, прекрасное знание живой разговорной речи народа,из гущи которого он сам вышел.
Основное условие красоты и силы литературного языка Якуба Коласа – творческий отбор народных языковых средств. Автор пишет просто, ясно, а поэтому красиво. Характерными особенностями книги является ее лаконизм, фольклорная афористичность языка, меткость, сочность, красочность изобразительных средств.
Нередко, чтобы достигнуть большей занимательности, увлечь, заинтересовать читателя, привить ему свои идеалы и мысли, автор прибегает к страстности повествования, приподнятости изложения, лирической задушевности, чем создает особую близость к юному читателю, передавая ему авторское восторженное восприятие красоты мира.
Ценность книги «Другое чытанне для дзяцей беларусаў» определяется в значительной мере тем, что в основе ее лежит фольклор. Кроме оригинальных произведений поэта, в которых используются традиции устного народного творчества, вхрестоматию включены и собственно фольклорные произведения. Последний раздел книги («Казкі») состоит из 11 произведений, большинство из которых – белорусские народные сказки. Как учитель Якуб Колас понимал, что детям очень импонирует форма сказки, ее фантастика, тесно связанная с жизнью, ее бодрость и оптимизм, ее почти всегда юмористическая окраска.
Значительная часть представленных на страницах хрестоматии юмористических или сатирических сказок имеет ярко выраженный социальный смысл («Мужык і пан», «Мужык і цыган», «Воўк-дурань», «Леў і воўк»). В некоторых сказках прославляется оптимизм и активность («Цяжкая доля»), жизнь – подвиг, революционная борьба («Песня птушкі»).
«Другое чытанне для дзяцей беларусаў» было значительным шагом на пути становления белорусской детской литературы. Высокие цели – привить любовь к родине, к природе, научить родному языку, развить умение самостоятельно мыслить, воспитать борцов за счастье народное – определяют ценность книги.
«Другое чытанне для дзяцей беларусаў» – единственная книга Якуба Коласа, написанная и изданная для детей до Октябрьской революции. Кроме этой книги, писателем был создан ряд рассказов, которые, хоть и не были адресованы детям, тем не менее прочно вошли в круг детского чтения: «Думкі ў дарозе», «Бунт», «Васіль Чурыла», «У балоце», «Жывая вада» и др.
Особенно любимы детьми те рассказы, в которых звучит тема детства: «У старых дубах», «Дзеравеншчына», «Сірата Юрка», «На жалезнай дарозе». В своих рассказах Якуб Колас вошел в мир детских мыслей и чувств, нарисовал картины по-своему интересной и содержательной жизни детей («У старых дубах»). Вместе с тем он не мог пройти мимо тех условий, которые рождали детскую беспризорность, бедность, страдания и одиночество. Прозаик разработал несколько ситуаций, типичных для жизни детей в дореволюционное время («Дзеравеншчына», «Сірата Юрка»). Автор часто заставляет читателя увидеть мир глазами детей, картины жизни подает через их восприятие («На жалезнай дарозе»).
В этих произведениях проявилось высокое психологическое мастерство писателя, знание особенностей мышления, чувств, духовной жизни ребенка.
Рассказы, созданные до революции, обладают рядом общих особенностей, приближающих их к детскому восприятию. Рассказы композиционно стройны, имеют четкую авторскую позицию, т. н. «открытую» идею, что достигается выразительностью, жизненной убедительностью рисунка.
В рассказах – богатство художественных образов большой жизненной и психологической наполненности. Особенно нравятся детям образы их ровесников – в маленьких героях юные читатели видят самих себя, узнают свои мысли и чувства.
Популярности рассказов Якуба Коласа среди детей способствовали особенности его повествовательной манеры, в которой органически сочетаются разные стилевые элементы – лиричность, драматизм и эпичность («Малады дубок», «Нёманаў дар»).
Средством эстетического воздействия на детей являются описания природы. Роль пейзажей в рассказах писателя также весьма разнообразна. Они – фон, на котором происходит действие («Васіль Чурыла»), нередко природа – сила, воздействующая на человека, направляющая его чувства и мысли («Думкі ў дарозе»). В других случаях – в светлых, жизнеутверждающих картинах природы кроется протест против мрачной действительности, горя и страданий людских («На жалезнай дарозе»). Природа у Коласа всегда активна, в ней – суд над действительностью. Она же – действенное средство воспитания патриотических чувств детей. Она же – одно из средств образования как такового, источник роста их знаний, расширения жизненного кругозора.
Педагогической ценности рассказов Якуба Коласа содействует близость к фольклору, широкое использование сказочных образов и аллегорий («Жывая вада»), пословиц и поговорок, народных фразеологических выражений («У балоце»). Язык детских книг писателя – это органический сплав фольклорной образности и поэтичности с выразительностью и сочностью разговорной речи.
Взятые в целом, произведения Якуба Коласа для детей, созданные до революции, составляют ценнейшее звено белорусской детской литературы. Весте с тем, они сыграли положительную роль в процессе становления писательского мастерства автора, в совершенствовании его творческого метода.
После Октябрьской революции в процессе создания новой белорусской литературы для детей был учрежден журнал «Зоркі» (1921–1922). Якуб Колас принял активное участие в его издании. На страницах «Зорак» поэт поместил около 20 своих произведений для детей, большинство которых прочно вошло в золотой фонд белорусской детской литературы.
Не менее плодотворным было сотрудничество поэта в журнале «Беларускі піянер» (первый номер вышел в 1924 г.). Особенно много произведений Якуба Коласа было напечатано в 1926 г., среди них – ставшие классическими сказки «Рак-вусач» и «Дзед і мядзведзь», многочисленные стихотворения. Сказку «Рак-вусач» отличает удивительное богатство идейного замысла. Поэт не только расширяет сферу жизненного опыта своего читателя, он прививает ему любовь к жизни, воспитывает интерес к окружающей действительности. Представленный в произведении растительный и животный мир – это мир белорусской природы, родной и близкой детям. Сказка способствует развитию чувства юмора, тем самым воспитывая стойкость и мужество души ребенка, закаляя его к жизненной борьбе. В ней осуждаются нытики, утверждается жизнерадостность, трудолюбие, светлая вера в будущее.
В 30-е годы Якубом Коласом был написан и издан ряд книг для детей. Среди них – сборники рассказов, сборники стихов и стихотворных рассказов, народные сказки в обработке писателя, литературные сказки и поэмы, повести для пионеров. Поэма «Міхасёвы прыгоды» посвящена теме детства. В центре поэмы – образ мальчика, непосредственно, по-детски воспринимающего мир. Всем содержанием поэмы, всем характером поэтических образов, картинами жизни природы и людей автор подводит юного читателя к пониманию величия человека, его созидательной деятельности.
Отдельными изданиями для детей был выпущен ряд сборников стихов: «На рэчцы зімою», «Вершы для дзяцей», «Усход сонца», «Детям».
К лучшим образцам пейзажной лирики поэта можно отнести стихи «На полі вясною», «Ручэй», «Дуб», «Зіма», «Вясна», «Летам», «Лес», «Ноч». Поэт одухотворяет природу, учит детей видеть в казалось бы обычных картинах неумирающую красоту и силу. Поэтическое наследие Якуба Коласа дает богатый материал для детского чтения. Поэт культивировал в поэзии для детей почти все известные формы поэтических произведений – песни, стихотворные сказки и рассказы, колыбельные, басни.
Значительная часть стихотворений посвящена теме детства. Поэт рассказывает о детях,их впечатлениях и настроениях,случаях из их жизни. Обычная жизнь ребят под пером поэта теряет свою обычность, приобретая новизну, становясь интересной и увлекательной («На рэчцы зімою», «Летам», «Песня аб вясне», «Дронік», «Дзед і ўнук», «Рагатка», «У школу», «За навуку», «Піянерам», «Піянерская песня»).
Стихотворения поэта – одна из самых популярных, наиболее охотно читаемых детьми страниц творчества Якуба Коласа.
В послеоктябрьский период был также издан ряд рассказов Якуба Коласа для детей («Першыя крокі», «Крок за крокам», «Выбранныя творы», «У старых дубах», «Раніца жыцця», «Апавяданні»).
В повести Якуба Коласа «Каля заставы» рассказывается о подвиге, совершенном двумя советскими школьниками-пионерами. Макарка Новак и Лёник Атрашкевич – дети, воспитанные советской школой, советской действительностью. Оба они – горячие патриоты своей родины. Они готовы искренне и увлеченно служить ей. Именно поэтому они помогают пограничникам поймать матерого шпиона. В повести прославляется романтика подвига, воспитываются благородные качества гражданина-патриота.
Повесть интересна и тем, что в ней писатель поставил и художественно убедительно решил проблему образа пионера в детской литературе, тем самым внеся свой вклад в решение проблемы положительного героя советской литературы.
Кроме произведений Якуба Коласа, написанных специально для детей, в сокровищницу детской литературы прочно вошли книги, рассчитанные на взрослого читателя. Любимым предметом детского чтения стали повести «Дрыгва» и «На прасторах жыцця», поэмы «Новая зямля» и «Сымон-музыка».
Якуб Колас занимает одно из самых почетных мест в истории белорусской детской литературы. Ему принадлежит честь быть одним из ее основателей, заложившим первые кирпичи в фундамент будущего здания. Народный поэт наметил пути развития национальной детской литературы, это были пути народности и патриотизма, гуманизма и интернационализма.
Якуб Колас оставил мощный след в белорусской детской литературе. Он придал произведениям для детей такие идейно-художественные особенности, которые остались жить в литературе, стали традиционными. Очень широк и возрастной диапазон книг писателя: от сказок для дошкольников до книг для юношества. Каждое произведение писателя находит своего благодарного читателя среди детей. И в этом – подтверждение того факта, что наследие народного поэта вошло в золотой фонд классических произведений.
Источник информации:
Храпунова, Л.Г. Якуб Колас – детский писатель: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. Г. Храпунова; Бел. гос. ун-т им. В. И. Ленина – Могилев, 1965. – 20 с.