ГлавнаяИнформационные ресурсыЭлектронные информационные ресурсыРесурсы Национальной библиотеки БеларусиВиртуальные проекты, выставки и коллекцииВиртуальные проекты библиотекиКлассики мировой литературы Янка Купала и Якуб КоласЧитаем Купалу и Коласа вместеЯнка Купала и Якуб Колас – детямЯнка Купала – детский писатель
Янка Купала – детский писатель

Янка Купала – детский писатель

Произведений, написанных специально для детей, у Я. Купалы немного. В 1921–1922 гг. на страницах журнала «Зоркі» печатались такие его произведения для детей, как «Задачкі», «Песня і казка», «Бай», «Вяртаюцца з выраю жоравы, гусі...», «Сын і маці», «А зязюлька кукавала...», «Мароз», «Кароль». В то же время среди произведений Я. Купалы, написанных для взрослых, много таких, которые могут быть интересны школьникам как произведения – свидетельства об определенном историческом времени. В них отражена судьба, жизненные проблемы людей (детей в том числе) в дореволюционное и советское время. При этом стоит отметить и то, что лирика Я. Купалы не поддается однозначному смысловому толкованию. Образы в произведениях поэта – это образы объемные в смысловых отношениях, гражданско-философские. К числу таких стихотворений относятся, например, «Над калыскай» («Спі, маленькі мой сыночак!..») (1906), «Над калыскай» («Люлі, спі, мой сынку!..») (1906–1910), «Сын і маці» (1919), «Вяртаюцца з выраю жоравы, гусі...» (1921) и др. Без дополнительного пояснения учителя учащимся будет трудно понять объемный смысл стихотворений «Сын і маці», «Вяртаюцца з выраю жоравы, гусі...». Здесь обязательно нужно раскрыть особенности гражданской позиции Я. Купалы в послеоктябрьский период, когда поэт мучительно осмысливал пути, по которым пойдет Беларусь в будущем (поэт предугадал, что оно будет противоречивым). Стихотворения Я. Купалы для детей и в детском чтении, созданные в разные периоды творчества, можно представить в следующих тематических группах.

Дооктябрьский период

Произведения социального, семейно-бытового содержания: «Над калыскай» («Спі, маленькі мой сыночак!..»), «Сірочая доля», «Над калыскай» («Люлі, спі, мой сынку!..») и др. В них происходит осмысление проблемы судьбы человека, перспективных жизненных путей, на которые может стать человек в определенных обстоятельствах. Литературные герои этих произведений – мать, дитя, сирота, а также образ лирического героя, который осмысливает участь человека от его рождения до смерти («Сірочая доля»). Форма этих стихотворений – колыбельная, песня – знакома для юного читателя, способствует более глубокому пониманию их смысла.

Произведения познавательно-воспитательного содержания: беллетризованные «Задачкі». Здесь не просто предлагается математическое условие, но и очерчивается событийная ситуация, требующая логического решения. Такие короткие беллетризованные задачки способствуют развитию логического мышления и находчивости ребенка.

«Трэба было чалавеку перавязці чэраз рэчку воўка, казу і капусту. Усяго за раз памясціць у чайку не можна было: чайка была малая. Чалавеку прыходзілася перавозіць усё паасобку.
Але калі ён возьме з сабой капусту, то воўк з’есць казу; калі ўзяць воўка, то каза з’есць капусту. Як іх перавязці, прымаючы пад увагу, што воўк капусту не есць»;

Купала Я. Задачкі [№ 2, 1904–1917] // Поўны збор твораў: у 9 т. Т. 9. Кн. 1. – Мінск, 1997. – С. 559.

Советский период

Произведения гражданского, патриотического содержания: «Арлянятам», «Піянерскае», «Сыны». В условиях, когда в период конца 20–30-х гг. XX в. говорить правду было опасно, когда при тотальном цензурном контроле донести открыто правду до читателя было практически невозможно, поэт начал говорить со своим вдумчивым современником-читателем стилизованным языком и стилизованными (под формы мышления нового времени) смыслообразующими формами. И такой язык, и такие формы отображали суть нового времени. Между строчками такой стилизации поэту все же удавалось сказать существенное – то, что могло быть замечено вдумчивыми современниками и взято за образец гражданской позиции, за образец отношения к действительности, которая, кроме негативного, давала и примеры позитивного развития обстоятельств.

В таком контексте следует обратить внимание на стихотворения «Арлянятам» (1923) и «Піянерскае» (1926) – произведения первой половины 1920-х гг., периода, когда, казалось, еще можно было открыто высказываться. Но это только на первый взгляд. Уже в это время разворачивался тотальный контроль над общественным сознанием. Свидетельством этому может быть, например, попытка создания литературной организации «ВІР». В 1922 г. Я. Купала подписал учредительные документы литературного товарищества «ОМУТ», создание которого намечалось. Сотрудники Народного комиссариата внутренних дел после проверок «политфизиономий» основателей товарищества пришли к заключению об их политической неблагонадежности (Я. Купала после такой проверки был назван «белорусским писателем-шовинистом»), в результате чего большевики запретили создание товарищества.

Купала во все периоды творчества был наделен наиудивительнейшей особенностью не только видеть суть того, что происходит в жизни, но и предвидеть будущее своего народа. И такие особенности его таланта предопределяли характер общения поэта с современником. Так, например, глубоко осмысливая суть «бурапеннасці» нового времени, негативное влияние ее на формирование гражданского сознания молодого поколения, Купала, призывая молодежь («арлянят») смести «цень мінуўшчыны праклятай» (стилизация под призывы нового времени), в то же время обращал внимание на другое. И это другое было главным в процессе самовоспитания. Именно самовоспитания, ведь в новых условиях надеяться на эстетическую перспективу большевистского воспитания не приходилось. Купала направляет взгляд молодежи на память истории: в ней содержится наказ продолжать борьбу предков за свободу:

Вам пакінулі прадзеды
Гартаваны косы,
Каб вы з імі сонца следам
Выйшлі на пакосы;

Каб касілі да упаду
Пустацвет і зелле,
Што сваім пякучым ядам
Труцяць кроў у целе.
Купала, Я. Арлянятам [верш, 1923] // Поўны збор твораў: у 9 т. Т. 4. – Мінск, 1997. – С. 121.

«Пустацвет і зелле» в данном контексте, видимо, не что иное, как никчемность новой жизни. Вообще две последние части стихотворения – это разговор о свободе, рассчитанный на вдумчивого читателя, способного при осмыслении новых порядков отделять семена сорняков от ржаного зерна. Мотивом свободы (в национальном смысле, а не большевистском) наполнен смысл первой части стихотворения «Піянерскае»; национальные проблемы здесь вносятся в контекст общечеловеческих. Обращаясь к пионерам, поэт призывает:

А сястрыц і браткоў
Не даць крыўдзе і здрадзе
Будзь гатоў!

Думкі, сілу гартуй на манер
Сваіх старшых – бацькоў;
Стаць за волю нязменна
Будзь гатоў!

Беларусь спадзяецца з цябе
Мець свайго абаронцу.
Купала Я. Піянерскае [верш, 1926] // Поўны збор твораў: у 9 т. Т. 4. – Мінск, 1997. – С. 153.

Как видим, в этой части произведения звучат патриотические мотивы не временного характера, а вечного, устоявшегося. Поэт направляет внимание читателя в будущее Беларуси, о котором мечтали еще предки, борцы за солнце независимости для своей страны. Во второй же части стихотворения наблюдаем отображение противоречивого (детского) мышления нового времени. Главный признак такого мышления и его словесного выражения – тарабарщина:

Чым папала я гаціць буду гаць;
Я не толькі ваяваць проць багоў, –
Нават чорта ганяць з Беларусі
Заўсёды гатоў!
Купала Я. Піянерскае [верш, 1926] // Поўны збор твораў: у 9 т. Т. 4. – Мінск, 1997. – С. 154.

Однако же у Купалы она политическая, сменяется все тем же мотивом свободы, но уже (в отличие от первой части произведения) в понимании ребенка-пионера:

Падрасці б мне, як мага найбардзей, –
Паказаў бы сваю моц і сілу!
Сцеражыся ўжо тады, ліхадзей!
Бараніць у кожны час без адмоў,
Як быў, буду красу волі мілай
Заўсёды гатоў!
Купала Я. Піянерскае [верш, 1926] // Поўны збор твораў: у 9 т. Т. 4. – Мінск, 1997. – С. 154.

Произведения социального, семейно-бытового содержания: «Сын і маці», «Алеся» і інш.). В стихотворении-диалоге «Сын і маці» маленький мальчик спрашивает у матери, почему она так плачет, глядя в небо, да еще осеняя его крестом. Мать отвечает, что от неба зависит урожай, – град может побить зерно. Черная туча проходит, не задев дом, но все же мать безудержно плачет. И это очень удивляет сына:

Мамка, мамка! ўжо мінула
Чорна хмара й не чапнула
Нашу хату і збажынку,
А ты плачаш безупынку...
Купала Я. Сын і маці [верш, 1919] // Поўны збор твораў: у 9 т. Т. 4. – Мінск, 1997. – С. 56.

Стихотворение заканчивается многоточием. Такой обрыв не случаен. Он дает возможность читателю смоделировать следующую реплику в этом диалоге, которая будет уже принадлежать матери. В таком случае может возникнуть вопрос: кто стоит за образом матери и сына? Чтобы ответить на него, стоит вспомнить, что стихотворение было написано в 1919 г., в период, когда Купала, осмысливая современную жизнь (власть большевиков на Беларуси, немецкая и белопольская оккупации Отечества) и политические, общественные перспективы края, находился на перепутье, понимая при этом, что ни от Варшавы, ни от Москвы Беларуси ожидать светлого будущего не приходится. По какому пути идти, какую еще тучу ожидать? Вот вопросы, на которые окончательно в то время не мог ответить ни сам Поэт-Пророк, ни Родина-мать из его стихотворения. Эта растерянность и скрывается в многоточии, заканчивающем произведение.

Для Я. Купалы при осмыслении действительности и перспектив развития Отечества будущее было тесно связано с современностью. Надеждой будущего были дети. В этих и других произведениях поэт обращался с еще одним аспектом к осмыслению взрослым читателем: будущее зависит также от воспитания детей. В этом отношении творчество Купалы очень гармонично ложится в контекст национально-возрожденческого движения 20-х гг. XX в. процесса, показательной чертой которого было национальное воспитание. Произведения о детских увлечениях, мире детских представлений («Кароль», «Хлопчык і лётчык» и др.) Если в стихотворном рассказе «Кароль» (1922) отражены образные представления мальчика-пастушка, видящем себя королем простора, на котором пасется его стадо, то лирический герой стихотворения «Хлопчык і лётчык» (1935) – это маленький романтик нового времени. Произведение очень удачно передает героико-романтические увлечения и устремления детей советского времени. Стоит отметить, что это стихотворение-обращение (стихотворение-речь) было популярным среди детей в течение целой эпохи. И это естественно: в нем правдиво, живо, убедительно, мотивированно переданы устремления маленького мальчика, мечтавшего стать летчиком. Стиль этого произведения определяется мелодичностью языка, он отображает романтическую возвышенность мечты семилетнего героя:

Мне ўжо надакучыла дома –
Ў дзіцячы хадзі адно сад,
А так паглядзеў бы, вядома,
На іншы парадак і лад.

Вазьмі ж мяне, лётчык, хачу я
Пабыць у людзях, паглядзець,
Як месяц на небе начуе,
Як блукае ў лесе мядзведзь,

Як свецяцца ночкаю зоры,
А днём не відаць іх чаму,
Як рэчкі ў далёкія моры
Улетку плывуць і ў зіму.
Купала Я. Хлопчык і лётчык [верш, 1935] // Поўны збор твораў: у 9 т. Т. 5. – Мінск, 1998. – С. 67.

В 1942 г. было написано стихотворение «Хлопчык і лётчык на вайне». Герой этого стихотворения-обращения, надо полагать, все тот же, что и в стихотворении 1935 г., но уже подросший. Он и теперь мечтает быть летчиком, только уже для того, чтобы мстить фашистским захватчикам за содеянное ими зло.

Природоведческое содержание – стихотворение-рассказ «Мароз» (1921). В нем созданы картины зимней сказки, где короною мороза бор, а «тронам-пасадам бел-снег». Лес здесь показан дворцом. А волк и медведь, белка и лось – его охранниками.

Эстетическое содержание – стихотворение «Песня і казка» (1921), где поэтически определяются особенности воздействия сказочно-песенного мира на сознание ребенка, очерчивается познавательная роль поэтических образов.

Поучительно-познавательное содержание – стихотворение-потешка «Бай» (1921). Произведение имеет цепочный принцип построения, характерный для народных «потешек». Сказочный персонаж – рассказчик-Бай – беседует с ребенком с целью позабавить его. Он рассказывает, как трутень-обманщик проникает в трудолюбивую пчелиную семью и начинает жить за ее счет. Если на все предыдущие вопросы Бая о том, «баіць ці не» дальше, ребенок отвечал «баіць», то в финале стихотворения, узнав о тунеядстве трутня, маленький собеседник не желает больше слушать о нем. Этим самым автор обращает внимание на способность ребенка делать соответствующие моральные выводы и показывает образец отношения к негативным проявлениям жизни: дитя должно от них отмежеваться.

Источники:

  1. Беларуская дзіцячая літаратура: вучэб. дапаможнік / А. М. Макарэвіч [і інш.]; пад агул. рэд. А. М. Макарэвіча, М. Б. Яфімавай. – Мінск: Вышэйшая школа, 2008. – 688 с.
  2. Гесь, А. “ВІР”, які так і не завіраваў / А. Гесь // Літаратура і мастацтва. – 1996. – 27 снежня. – С. 5, 14–15.
Библиотекарям