Янка Купала и Якуб Колас: современники, соратники, ровесники
Якуб Колас и Янка Купала – современники, соратники, ровесники; писатели близкие типологически.
С этими по-настоящему национально значимыми именами наших классиков напрямую связана судьбоносная суть белорусской литературы, ее эпохальные достижения, ее стремительный эстетический и, можно сказать, исторический – мировой рост и расцвет.
Якуб Колас и Янка Купала были выразителями национального самосознания, народных чаяний и чувств; оба писателя широко раскрывали национальный характер, особенности духовного склада и материальной жизни белорусов.
Близкие по своим эстетическим взглядам, общественным идеалам, Купала и Колас оказались очень разными по творческой манере: у каждого свой голос, стиль, свой неповторимый жизненный путь, человеческий характер, духовный мир.
И даже после самого общего знакомства с их творчеством можно судить о специфичности мастерства каждого из поэтов.
Янка Купала – преимущественно романтик, Якуб Колас – реалист. Лирика Янки Купалы – это лирика пророка, предсказателя, она полифонична. Якуб Колас раскрывал в своей лирике переживания реального, обычного, конкретного человека. Купала-романтик весь в метафоре, в эффектном стиле, Якуб Колас – в реалистично-конкретной сюжетности. Янка Купала был лириком драматического напряжения, легко перешедшим к драматургии. Первая пьеса «Паўлінка» – новаторская по форме и содержанию – прокладывала пути к развитию всей белорусской драматургии.
Якуб Колас – поэт, прозаик, драматург, критик, детский писатель. Сюжетный, реалистично-конкретный Колас стал автором поэмы-эпопеи «Новая зямля», одним из основателей белорусской национальной прозы. Он выдающийся мастер повествования, автор прозрачных по языку и стилю повестей («На прасторах жыцця», «Дрыгва»). Вместе с Тишкой Гартным Якуб Колас заложил основы белорусского романа. Примером по-настоящему эпического произведения является его трилогия «На ростанях».
Поэтический мир Янки Купалы – прежде всего продукт его творческой фантазии. Янка Купала – художник-творец, создатель образов, в которых реальность превращалась в неповторимость романтичной красоты. Купала поэтому менее всего был автобиографичным. В нем концентрировалось прежде всего духовное. Купалу мы знаем как поэта и драматурга, автора прекрасных пьес «Паўлінка» и «Раскіданае гняздо». Поэт он лирическо-возвышенный и романтичный, порывистый, эмоциональный, драматический по природе своего таланта. Любовь к Родине и ненависть к ее угнетателям звучали на всех этапах его творчества – от пафосных стихотворений «Мужык» и «Там» до искренней и задушевной песни о будущей победе над гитлеровским фашизмом «Зноў будзем шчасце мець і долю». Его поэзия остро конфликтна, социальна.
Якуб Колас – художник прежде всего биографический, его творчество – картины им виденные, потрясения им пережитые, поэтизация судьбы своей или людей, близких поэту, знакомых; мир, лично им увиденный и услышанный. Колас создал целый ряд произведений романтического характера. Но романтический мир Коласа – это не фантастчески-условные образы, как обычно у Купалы, а мир, переданный в конкретных реалиях и деталях. Якуб Колас более эпичный, более земной, чем Купала; он чрезвычайно внимателен к быту людей труда, их ежедневным заботам, к отдельным человеческим судьбам. Якуб Колас – великолепный рассказчик, очень наблюдательный, внимательный к оттенкам мысли, к чувствам героя, знаток приемов и способов отображения его внутреннего мира.
На разные художественные направления опирались Янка Купала и Якуб Колас. Я. Купала – на традиции польского романтизма (М. Конопницкой, А. Мицкевича, С. Выспянского); Я. Колас – на традиции русской классической реалистичной поэзии (И. Крылова, А. Пушкина, Н. Некрасова).
Историческая заслуга Янки Купалы и Якуба Коласа заключается прежде всего в том, что они создали настоящие шедевры национального искусства и тем самым подняли белорусскую литературу до уровня передовых литератур мира, сделали ее общенародным явлением, одним из более важных и действенных средств морального и эстетического воспитания будущих поколений. Наша литература – наша гордость, та ветвь духовной деятельности, в которой белорусы наиболее ярко проявили себя как нация. Купала и Колас заглянули в душу белорусов, показали их характер, высказали чаяния и надежды, исконную жажду «людьми зваться».
Действительно, особенностью литературной классики, которую сформировали прежде всего произведения обоих мастеров белорусского слова, является ее чрезвычайная общественная востребованность, насущность, актуальность, ее глубинная связь с днем сегодняшним, с проблемами современности, со всем тем, что определяет, очерчивает и составляет национальную особенность самого белорусского этноса, его смыслоопределяющие, ментальные доминанты, образ мышления, духовный самоидентификационный статус.