ГлавнаяИнформационные ресурсыЭлектронные информационные ресурсыРесурсы Национальной библиотеки БеларусиВиртуальные проекты, выставки и коллекцииВиртуальные проекты библиотеки

Из архива Большого театра Беларуси

 ◄ 



Значительную часть наследия Станислава Монюшко составляют музыкально-театральные жанры: комедийные оперетты и величественные оперы, которые притягивают внимание режиссеров, и ставятся во многих странах мира. Неоднократно постановки произведений нашего земляка реализовывались и на белорусской оперной сцене.

В данном разделе размещены изображения ценных документов из архива Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь (Большого театра Беларуси). Среди материалов – оцифрованные афиши опер Станислава Монюшко «Галька» и «Страшный двор», а также фотофрагменты из постановок этих выдающихся произведений композитора, которые ранее были представлены белорусской публике на сцене Большого театра Беларуси.

Исследователям дается возможность скачивать документы с целью их дальнейшего использования с обязательной ссылкой на хранителей фондов (архив Большого театра Беларуси). Обращаем внимание, что все подписи под копиями фотографий и афиш с точностью выверены сотрудниками театра.

Наиболее известной в творчестве Станислава Монюшко является опера «Галька», написанная по мотивам поэмы Влодзимежа Вольского. Опера раскрывает трагедию крестьянской девушки и пронизана сочувствием к простому человеку. Постановка знаменитой оперы впервые была организована в 1854 году в Вильно, в 1856 году она прозвучала в Минске, а затем и в Гродно. Осуществлялись показы «Гальки» и в ХХ веке: опера прозвучала в Минске в 1975 году в Государственном академическом театре оперы и балета в постановке польского режиссера из Вроцлава Болеслава Янковского. Для исполнения главных партий в Минск были приглашены солисты Лодзинского театра Халина Романовска и певец оперы Шлёнска в Катовице Болеслав Павлюс. Дирижер Лев Лях, воспитанник Белорусской государственной консерватории, в этой постановке достиг высокой музыкальной точности и слаженности исполнения.

На фотографиях представлены сцены из оперы «Галька» в постановке 1975 года на сцене Государственного академического театра оперы и балета.

Опера «Страшный двор» (1861–1864) – вершина оперного мастерства Станислава Монюшко – около 90 лет ждала своего сценического воплощения в Беларуси. Это произведение неразрывно связано с родиной нашего земляка – Смиловичами – и воплощает в себе легенды Смиловичского замка, который будущий композитор посещал еще ребенком во время визитов к родственникам. Впервые белорусы увидели постановку выдающегося произведения на отечественной оперной сцене лишь в 1952 году.

После премьеры критики писали: «Опера звучала на белорусском языке, в живописном оформлении, воплотившим в себе картину природы, скромную обстановку простого сельского дома и патриархального родового имения братьев Стефана и Збигнева. Зритель без труда узнавал мотивы родного края». Примечательно, что известный московский музыковед Игорь Бэлза отметил мастерство автора декораций – известного живописца Павла Масленикова, работавшего в то время художником-постановщиком оперного театра.

Фотографии представляют фрагменты постановки 1952 года, где можно увидеть уникальные изображения артистов перед и после премьеры спектакля, а также исполнителей главных ролей и постановочную группу во главе с режиссером Ларисой Александровской. Благодаря этим ценным фотографиям пользователям дается интересная возможность пройти весь путь постановки «Страшного двора»: от репетиций и напутствий режиссера перед выходом на сцену до оваций после успешной премьеры и финальной памятной фотографии воодушевленных и счастливых артистов.


На главную

Переход к разделам

Библиотекарям