Я не создаю ничего нового! Я наполняюсь духом народных песен. Из них помимо моей воли вдохновение переливается во все мои сочинения.
С. Монюшко
Музыкальное наследие композитора охватывает оперные и симфонические, камерно-вокальные и инструментальные, религиозные и светские жанры. Его композиторской стилистике присущи яркая мелодичность, лиризм, доступность музыкального языка, несомненное драматургическое мастерство... Все это ставит имя Станислава Монюшко рядом с именами выдающихся композиторов XIX века: Ф. Мендельсоном, И. Брамсом, М. Глинкой, П. Чайковским.
Многогранное творчество мастера представлено опереттами, водевилями и знаменитыми операми, среди которых «Галька», «Страшный двор», «Пария». Неоднократно Монюшко обращался к жанру кантаты – это «Остробрамские литании», «Призраки», «Крымские сонеты». Его музыкальное наследие включает 3 балета («Монте-Кристо», «На квартире», «Проделки сатаны»), симфонические увертюры, церковную музыку... Практически ни один крупный жанр не остался без внимания мастера, найдя воплощение в его творчестве.
В начале XIX века в культуре Беларуси происходило развитие романтического этнографического периода, возникшего на волне увлечения историей и фольклором родного края. Это течение захватило и молодого композитора Монюшко. Неслучайно его творчество принадлежит к художественному направлению романтизма.
Домашние песенники
Важной частью творчества мастера является вокальная музыка. Композитор написал более 300 романсов и песен на поэтические тексты многих поэтов, 260 из которых вошли в состав 12 сборников под общим названием «Домашний песенник». Выход в свет первого из них в 1843 году стал значительным культурным событием.
Создавая произведения камерно-инструментального жанра Монюшко стремился повысить художественный уровень бытового музицирования, приблизить его к вершинам современной профессиональной музыки. «Домашний песенник» – это своеобразный дневник композитора, который наполнен трагическими, юмористическими, лирическими зарисовками белорусского деревенского быта – свадьба, жатва, война, природа... Монюшко фактически изменил своим творчеством бытовой и концертный музыкальный фон Беларуси и Польши, который до сих пор был ориентирован на итальянские, французские и немецкие музыкальные произведения.
Романсы Монюшко – сокровище, которое можно сравнить с лучшим, что есть в музыке в этом лирическом, песенном роде.А. Серов
Среди знаменитых поэтов, к которым обращался в своем творчестве С. Монюшко, важное место принадлежит собирателям и знатокам белорусского фольклора Яну Чечоту, Владиславу Сырокомле, Яну Карловичу. Композитора привлекала песенная основа их стихов, фольклорность и простота текстов.
Неизвестный художник. Ян Антони Чечот
Наиболее часто композитора вдохновляли стихи Яна Чечота. Монюшко создал музыку на слова белорусских народных песен, переведенных поэтом на польский язык и вошедших в сборники «Сельские песенки» и «Песенки из-над Нёмана» («Кум и кума» ▶ , «Медведь» ▶ , «Странствующая пташка» ▶ ). Одним из самых известных сочинений является «Пряха» ▶ , которое часто можно услышать в переложении для инструментального исполнения.
Владислав Сырокомля. 1860 г.
Неоднократно Монюшко обращался и к стихам Владислава Сырокомли. Поэт был близок к Монюшко истинной демократичностью своего творчества, что проявлялось в стремлении писать на народном материале. Значительную роль в совместной деятельности композитора и поэта занимает вокальный цикл «Год в песне». Однако этот замысел до конца не осуществился, авторы создали лишь 5 частей цикла: «Утренняя песня», «Песня войта», «Вечерняя песня» ▶ , «Колосок» ▶ и «Перепелка».
Михал Эльвиро Андриолли. Лирник. 1890 г.
Еще одно важное их произведение – «Сельский лирник» ▶ , где автор представляет себя песняром-лирником, который странствует по деревням и верит, что его песня не умрет вместе с ним.
Валентий Ванькович. Мицкевич на скале Аю-Даг. 1828 г. Холст, масло
Станислав Монюшко плодотворно сотрудничал с известными белорусскими поэтами Адамом Мицкевичем, Томашем Заном, Александром Ходько. Образы поэзии Мицкевича занимали одно из важных мест в вокальном творчестве композитора. Он даже начал свой творческий путь сочинением вокальных баллад на его стихи. Поэтические произведения Мицкевича обогатили творчество Монюшко образами народных преданий и сказок, которые легли в основу музыкальных баллад композитора: фантастических «Свитязянки» ▶ и «Рыбки» ▶ , драматических «Воеводы», «Песни из вежи» и лирической «Вилии».
Большой ценностью для мировой и белорусской музыкальной культуры являются оперы и оперетты Станислава Монюшко. Среди его ранних произведений – «Ночлег в Апеннинах», «Идеал, или Новая Прециоза», «Карманьол, или Французы любят пошутить», «Лотерея» ▶ и другие. К сожалению, большинство этих сочинений почти не сохранилось, поэтому и не было основательно исследовано.
Партитура арии комиссара Бонавентуры Выкрутача «Ах» из оперы «Селянка»
Особое место в творчестве Монюшко занимает его сотрудничество с белорусским драматургом и поэтом Винцентом Дуниным-Марцинкевичем. Результатом их совместной работы стали 4 оперы, но наибольшую ценность представляет Идиллия» («Селянка»). Ее премьера состоялась в 1852 году в Минске и стала важной вехой в истории белорусской музыкальной культуры XIX века. Это первое произведение, в котором со сцены прозвучали национальные мелодии, поговорки и пословицы, а большая часть музыкальных и драматических сцен оперетты исполнялась на белорусском языке. К сожалению, до нашего времени сохранился только один фрагмент из «Селянки» – это ария комиссара Бонавентуры Выкрутача ▶ .
Буклет оперы «Галька». 1975 г.
Самой известной в творчестве Монюшко является опера «Галька», написанная по мотивам поэмы Влодзимежа Вольского. Опера раскрывает трагедию крестьянской девушки и пронизана сочувствием к простому человеку. Через диалог героев романа «Колосья под серпом твоим» выдающийся белорусский писатель Владимир Короткевич отмечает, что в знаменитой арии главной героини звучит белорусская народная песня «Стала б ты калінай, абняў бы цябе я…» (ария Гальки ▶ ). Ни одна другая из более зрелых и значимых опер Монюшко не имела такой популярности. Это произведение стало достоянием мировой музыкальной культуры (Думка Йонтека из оперы «Галька» ▶ ).
Когда белорус слушает оперу “Галька” С. Монюшко, он ощущает в ней и в опере “Страшный двор” выразительную белорусскую песенную основу.В. Короткевич
Сцена из оперы «Графиня». 1860 г. Гравюра
Сцена из оперы «Вербум нобиле». 1861 г. Гравюра
В последующие годы композитор создает одну оперу за другой. Среди них – «Сплавщик леса» (или «Плотогон», «Флис»), «Графиня», «Явнута» (или «Цыгане»), «Бетли», «Ракичана» (незавершенная историческая опера), «Verbum nobile». Монюшко с детства слышал песни крестьян, записывал народные интонации, ярко воплотившиеся в данных операх.
Монюшко в своем творчестве не мог избежать влияния белорусского народного мелоса. В песнях и особенно в опере «Флис» («Сплавщик леса») такое богатство народных интонаций, что порой создается впечатление, будто ты где-то под Слуцком или около Минска присутствуешь на народном празднике.Г. Ширма
Усадьба в Смиловичах
К вершинам оперного мастерства композитора относится опера «Зачарованный замок» (или Страшный двор»). Это выдающееся произведение композитора отличается большим разнообразием эмоциональных оттенков, сценическим мастерством, театральностью и динамичностью музыки. Еще в детстве, посещая родных в Смиловичском замке, Станислав услышал предание о старинных курантах. Столетиями никто не заводил те часы, но время от времени они начинали играть сами. Воплощением этой легенды стали в опере арии Скалубы и Стефана (с курантами) ▶ . Опера «Страшный двор» – подтверждение неразрывной духовной связи Станислава Монюшко со своей Родиной.
Замысел оперы «Пария» возник у композитора еще в детстве, когда он увлекся сюжетом одноименной трагедии К. Делавиня. Однако осуществить задуманное удалось уже в поздний период творчества. В итоге, «Пария» стала последней оперой мастера. Композитор перенес действие в Индию, но, как отмечал исследователь творчества Монюшко, его биограф В. Рудинский: «Индусских париев он мысленно видел одетыми в белорусские порты и польские сермяги».
Посвящение А. Даргомыжскому на рукописном экземпляре «Байки» С. Монюшко
В симфонической музыке С. Монюшко наиболее значимыми стали три увертюры – «Байка» ▶ , «Каин» и «Военная увертюра». Из них наиболее часто исполнялась и высоко оценивалась современниками «Байка». Это произведение Монюшко посвятил известному композитору Александру Даргомыжскому, который наряду с другими выдающимися русскими музыкальными деятелями очень ценил творчество нашего земляка. Увертюра обладает безусловными музыкальными достоинствами и является ценным произведением искусства, свидетельствующим о том, что в Беларуси в 40-х годах XIX века не только вокальная и камерно-инструментальная, но и симфоническая музыка достигла значительного подъема, заложив основы формирования собственно белорусской музыкальной стилистики. Увертюра также интересна нам с точки зрения становления индивидуального авторского стиля Станислава Монюшко.
Первопечатные ноты С. Монюшко «Богородица» из сборника «Песни нашего костела…» для органа. 1862 г.
Композитор в течение 18 лет работал органистом в костеле Святого Иоанна в Вильно, был верующим человеком, поэтому неслучайно значительную часть его многогранного музыкального наследия составили произведения религиозного жанра. За этот период был создан сборник органных произведений «Песни нашего костела», который был издан в Беларуси только в 2019 году. Кроме этого Монюшко написал множество сольных и хоровых произведений религиозной тематики (Domine, ne in furore tuo ▶ ). Следует отметить, что религиозная музыка до наших дней остается малоизвестной страницей творчества композитора и еще ждет дальнейших исследований.
Музыкальное наследие Станислава Монюшко – одно из интереснейших явлений в культурной жизни Беларуси и в истории мирового музыкального искусства. Его сочинения пронизаны национальными мотивами, фольклорными интонациями, таинственными легендами, богатством народных оттенков и образов, которые свидетельствуют о любви и уважении к своей Родине и корням.
Прижизненные виленские издания С. Монюшко из открытого электронного ресурса POLONA
Исполнители: В. Скоробогатов (вокал), Государственный академический народный оркестр имени И. Жиновича, дирижёр С. Соколов.
Шифр НББ: 7Н//467ACD(008)
Исполнители: В. Скоробогатов (вокал), А. Корженевская (фортепиано).
Шифр НББ: 7Н//467ACD(008)
Исполнители: В. Скоробогатов (вокал), А. Корженевская (фортепиано).
Шифр НББ: 7Н//467ACD(008)
Исполнители: Л. Лют (вокал), Государственный академический народный оркестр имени И. Жиновича, дирижёр С. Соколов.
Шифр НББ: 7Н//467ACD(008)
Исполнители: Т. Цыбульская (сопрано), Т. Молокова (фортепиано), Е. Виданов (флейта).
Шифр НББ: 5Н//2991
Из вокального цикла «Год в песне». Исполнители: В. Скоробогатов (баритон), А. Корженевская (фортепиано).
Шифр НББ: 7ИС3615КД1236
Исполнители: В. Скоробогатов (баритон), А. Корженевская (фортепиано).
Шифр НББ: 7ИС3615КД1236
Исполнители: В. Скоробогатов (баритон), ансамбль солистов «Классик-Авангард», художественный руководитель В. Байдов.
Шифр НББ: 7Н//1820ACD(008)
Исполнители: Т. Цыбульская (сопрано), ансамбль солистов «Классик-Авангард», художественный руководитель В. Байдов.
Шифр НББ: 7Н//1820ACD(008)
Исполняет ансамбль солистов «Классик-Авангард», художественный руководитель В. Байдов.
Шифр НББ: 7Н//1820ACD(008)
Исполнители: В. Скоробогатов (баритон), А. Корженевская (фортепиано).
Шифр НББ: 7ИС3615КД1236
Исполняет солистка государственного академического Большого театра оперы и балета Белорусской ССР А. Лебедева (сопрано).
Шифр НББ: 7ИС3811КД1424
Исполняет А. Дедик (тенор), оркестр Большого театра СССР, дирижёр М. Эрмлер.
Шифр НББ: Ф30/12842
Исполнители: Национальный концертный оркестр Беларуси, художественный руководитель М. Финберг, аранжировки: Г. Гедыльтера, А. Шпенёва.
Шифр НББ: 7Н//2336ACD(008)
Исполняет Академический симфонический оркестр Беларуси, дирижёр В. Дмуховский.
Шифр НББ: 7Н//467ACD(008)
Исполнители: Ю. Городецкий (тенор), ансамбль солистов «Классик-Авангард», художественный руководитель В. Байдов.
Шифр НББ: 7Н//1820ACD(008)