ГлавнаяИнформационные ресурсыЭлектронные информационные ресурсыРесурсы Национальной библиотеки БеларусиВиртуальные проекты, выставки и коллекцииВиртуальные проекты библиотеки

Произведения С. Монюшко на белорусской сцене

 ► 
 ◄ 


Монюшко принадлежит потомкам – он спокоен за суд современных и будущих поколений, но ему нужно, чтобы его почувствовали, поняли, полюбили. Это значит больше, чем аплодисменты.

В. Сырокомля


Говоря о реализации произведений Станислава Монюшко на белорусской сцене, прежде всего следует остановиться на музыкально-театральных жанрах, составляющих значительную часть наследия мастера. К ним относятся комедийные оперетты и величественные оперы, которые ставятся во всем мире. Музыка С. Монюшко гармонично сочетается с яркой образностью и красочностью, и в этом смысле является идеальным материалом для постановки на сцене.

Вернувшись с учебы в Берлине, Станислав Монюшко был полон сил и желаний реализоваться как театральный композитор. Главными площадками для осуществления его устремлений стали Вильно и Минск. Свое сценическое творчество композитор начинает с легких комедийных жанров. Среди ранних произведений – оперетта «Конторщики» (или «Конторские служащие»), поставленная в Минске в 1832 году, водевиль «Ночлег в Апеннинах», который, согласно последним исследованиям, стал дебютным произведением С. Монюшко на театральной сцене и был поставлен в 1841 году в Гродно, а в 1858-м – в Бресте. Следует отметить, что целый ряд произведений Станислава Монюшко исполнялся в Минске раньше, чем в других городах.

Из всех ранних произведений композитора чаще всего звучала на театральных и концертных сценах оперетта «Лотерея». Неоднократно она ставилась при жизни композитора: в 1841 году в Гродненском городском театре в исполнении Компании драматических артистов Виленского театра под руководством Вильгельма Шмитгофа, в 1843 году оперетта «Лотерея» была поставлена в Минске. После смерти С. Монюшко она была показана в 1909 году в зале Несвижской ратуши под руководством С. Казуро при участии известных варшавских солистов.

В наше время «Лотерея» ставилась сначала в 2009-м, а затем – в 2011 году, к 190-летию со дня рождения композитора. Ее исполнение состоялось в Белорусской государственной филармонии ансамблем солистов «Классик-Авангард» под руководством Владимира Байдова, государственного камерного хора, а также заслуженного артиста Республики Беларусь Виктора Скоробогатова, знатока творчества Станислава Монюшко и белорусской музыкальной культуры. Почетным гостем премьеры стала пианистка Клара Монюшко, наследница композитора.

“Идиллия” В. Дунина-Марцинкевича. Юлия (Зоя Белохвостик). Режиссёр Н.Пинигин.

Особое место в развитии белорусского музыкального искусства занимает опера «Идиллия» (или «Селянка»). 9 февраля 1852 года в Минском городском театре (сейчас на этом месте находится гостиница «Европа») состоялся триумфальный дебют этого значимого для Беларуси произведения, которое Монюшко поставил вместе с Дуниным-Мартинкевичем и Константином Крыжановским. Со дня той постановки искусствоведы ведут летоисчисление белорусского профессионального театра. В спектакле участвовал и сам Дунин-Марцинкевич в роли Наума Приговорки, а также крестьянский хор из его поместья Люцинка, что за Раковом. Спектакль имел большой успех, о чем свидетельствует письмо В. Дунина-Марцинкевича книгоиздателю А. Завадскому: «Прошу доброго пана выслать мне первой почтой 40 экземпляров "Селянки", так как Беларусь бешено требует это произведение, и если бы имел его хоть 300 экземпляров, то распродал бы». Однако после февральской премьеры «Селянку» по приказу начальства, запретившего показ оперы на «простонародном языке», открыто более не исполняли, а давали представления в частных домах, клубных и салонных залах в Слуцке, Бобруйске, Глуске, Витебске и Несвиже.

В наши дни «Идиллия» была поставлена в Национальном академическом театре имени Янки Купалы в 1993 году режиссером Николаем Пинигиным, художником Зиновием Марголиным и ведущими артистами театра. Исследователями установлено, что музыкальный материал оперы был создан коллективом авторов, среди которых, вероятно, не только С. Монюшко, но и К. Крыжановский, В. Дунин-Марцинкевич и его дочь К. Марцинкевич. К сожалению, опера почти не сохранилась. Известный композитор Владимир Курьян решил эту проблему, написав музыку к спектаклю «Идиллия». По этому поводу он отметил: «Если моя музыка хотя бы в некоторые моменты напоминает Монюшко – это прекрасно. Именно это было моей тайной мечтой». В спектакле купаловцев опера Монюшко получила вторую жизнь, а вместе с ним – неизменные аншлаги, множество положительных отзывов и гастрольные показы по всей Европе.

Постановка знаменитой оперы «Галька» впервые была организована в 1854 году в Вильно, в 1856 году она прозвучала в Минске, а затем и в Гродно. Осуществлялись показы «Гальки» и в ХХ веке: опера прозвучала в Минске в 1975 году в Государственном академическом театре оперы и балета в постановке польского режиссера из Вроцлава Болеслава Янковского. Для исполнения главных партий в Минск были приглашены солисты Лодзинского театра Халина Романовска и певец оперы Шлёнска в Катовице Болеслав Павлюс. Дирижер Лев Лях, воспитанник Белорусской государственной консерватории, в этой постановке достиг высокой музыкальной точности и слаженности исполнения.


Опера «Страшный двор» впервые была поставлена на белорусской сцене только в 1952 году. Критики писали: «Опера звучала на белорусском языке, в живописном оформлении, которое восстанавливало картину природы, скромную обстановку простого сельского дома и патриархальное родовое имение братьев Стефана и Збигнева. Зритель без труда узнавал мотивы родного края». Известный московский музыковед Игорь Бэлза отметил очень хорошие декорации художника П. Масленникова.

В исполнении белорусских мастеров эта опера в 4-х действиях с прологом была показана во время Декады белорусского искусства на сцене Большого театра в Москве и получила высокую оценку как зрителей, так и московских критиков.


В 2013 году праздновалось 195-летие со дня рождения Станислава Монюшко. К этой дате была приурочена постановка лирико-комедийной оперы «Verbum Nobile», которую впервые увидели белорусские зрители. Премьера состоялась 30 мая и 5 июня 2013 года на сцене Республиканского дворца культуры профсоюзов в Минске. Позже опера ставилась в Могилёве, а затем в Гродно на старейшей театральной сцене в Беларуси, открытой более двух веков назад меценатом Антонием Тизенгаузом (ныне Гродненский областной театр кукол). Постановку осуществил камерный музыкальный театр «Галерея». «Verbum Nobile» впервые прозвучала на белорусском языке благодаря литератору Дарье Вашкевич. Специально для постановки дирижер Иван Костяхин переработал оперу для ее исполнения ансамблем из девяти инструментов в формате камерного музыкального спектакля, что добавило оригинальности и современности сочинению ХIХ века.

Произведения Монюшко активно исполняются не только на театральной, но и на концертной сцене... В частности, 9 октября 2008 года в Белорусской государственной филармонии состоялся концерт, посвященный творчеству композитора, на котором выступали лауреаты международных конкурсов Т. Цыбульская (сопрано), Т. Молокова (фортепиано) и Е. Виданов (флейта).

22 декабря 2011 года в камерном зале имени Ларисы Александровской Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь прошел концерт «Станислав Монюшко на Родине», приуроченный к 20-летию «Белорусской капеллы». В исполнении солистов театра оперы и балета, лауреатов и дипломантов международных конкурсов и фестивалей прозвучали фрагменты из опер С. Монюшко «Страшный двор», «Идиллия», «Лотерея», «Графиня», «Галька», романсы из вокальных циклов «Год в песне», «Сельский лирник».

Дирижер И. Костяхин

На этой же сцене 24 апреля 2014 года состоялся концерт «Музыка эпохи», посвященный 195-летию со дня рождения композитора. Программа была составлена из фрагментов оперных произведений и вокальной лирики композитора.

Музыка Станислава Монюшко как легкая и воздушная акварель. В ней нет яркого цветения, а есть скорее – ненавязчивая спокойная красота, рассмотрев которую, долго хранишь в памяти. Его музыка имеет свойство дарить душевную гармонию, пробуждать в людях положительные эмоции. Она всегда к себе приглашает, но не навязчиво, а очень интеллигентно.

И. Костяхин


Классика у Ратуши с velcom



Произведения композитора звучали в рамках цикла музыкальных вечеров «Классика у Ратуши с velcom» в исполнении струнного квартета из Польши Altra Volta (г. Катовице). Увертюры и арии из опер «Галька», «Verbum Nobile» и «Страшный двор» исполнял MuzzicDom Orchestr под руководством И. Костяхина.




Музыка Монюшко звучала в исполнении лауреатов конкурса молодых исполнителей имени С. Монюшко «Убельская ласточка» во время концерта оперной студии «По страницам произведений Станислава Монюшко» 30 ноября 2015 года в Белорусской академии музыки.



В июне 2018 года состоялась концертная программа «Белорусский романтизм» в костеле Божьего Тела в Несвиже. Украшением мероприятия стали произведения Станислава Монюшко, в том числе и «Гимн к пану Иисусу», написанный композитором за месяц до смерти.


Следует отметить концерт «Жизнь в песне. Страницы “Домашнего песенника” Станислава Монюшко» (2018), где прозвучали лучшие произведения из знаменитого цикла. 200-летию со дня рождения композитора была посвящена уникальная программа с одноименным названием, прошедшая в Гомеле в 2019 году. Концерт состоялся в Белой гостиной дворца Румянцевых и Паскевичей Гомельского дворцово-паркового ансамбля.

Афиша к концерту «К Тебе, Боже». Минск. 2019 г.

Исполняется и религиозная музыка мастера: 2 марта 2019 года в минском костеле Пресвятой Троицы (Святого Роха) состоялся концерт «К Тебе, Боже», где слушатели познакомились с вокальным и органным наследием автора.

Таким образом, мы видим, что произведения Монюшко ставились на родине как при жизни композитора, в ХIХ веке, так и в наше время, а значит, они останутся в историко-культурном пространстве Беларуси и послужат созданию новых музыкально-театральных проектов.


На главную

Переход к разделам

Библиотекарям