ГлавнаяНовостиАвторский взгляд
Ничего святого: почему вас раздражает чтение через плечо
Возвращение библиотеки Хрептовичей

Исчезнувшие девушки: сюжетный троп, в котором мы нуждаемся

Исчезнувшие девушки: сюжетный троп, в котором мы нуждаемся
Другие новости

Полина Доля

«Вы не видели эту девушку?»

Ход с исчезновением встречается в детективах и триллерах едва ли не чаще, чем обнаружение мёртвого тела в запертой комнате или расследование серийных убийств. Главный герой идёт по следам своей пропавшей возлюбленной, дочери или близкой подруги, по пути раскрывая всё больше и больше тайн, которыми была полна её жизнь. Увлекательно? Безусловно. Вот только обратите внимание: статистика таких литературных исчезновений имеет значительный гендерный перевес. Так почему же в каждой книге исчезает женщина? Давайте взглянем на историю одного из самых популярных тропов в современном детективе.

Сегодня мы будем говорить преимущественно о детективных историях, но у этого жанра нет монополии на использование тропа с исчезнувшей девушкой. В конце концов, им активно пользуются везде, где нужно нагнетать атмосферу, но для наглядности возьмём один конкретный жанр – ведь никто не эксплуатирует тему исчезновений так активно, как это делают детективы.

Исчезнувшие_девушки_7.jpg

Об истоках

Посмотрим правде в глаза: мир снаружи никогда не был безопасным. С детства нас учат не разговаривать с незнакомцами, чтобы не оказаться запертым в багажнике их машины по пути в куда более худшее будущее. Не брать конфеты у чужих людей, не ходить в их дома, даже если просят о помощи… Требования, безусловно, здравые. Ребёнок беззащитен, и этим легко воспользоваться злоумышленнику. Но пропадает ли с возрастом эта беззащитность? Каждому из нас хочется сказать «да», но на самом деле мы все знаем правду.

Итак, опасность поджидает нас за каждым углом вне зависимости от того, сколько нам исполнилось лет. Кирпич может свалиться на вашу голову как в три, так и в тридцать три года. Грузовик со щебнем не спросит ваш паспорт перед тем, как пролететь навстречу на красный свет. Но когда мы говорим об опасности мира вокруг, в первую очередь мы думаем вовсе не о трагических случайностях, которые могут настигнуть в любой момент, – мы думаем о других людях. Случайности не так пугают. В конце концов, летящий кирпич не чувствует к вам никакой ненависти – просто так сложились обстоятельства вашей встречи. Совершенно иначе обстоит дело с людьми. Сама мысль о том, что другой человек, такой же, как и вы, разумный, со своим прошлым и настоящим, может искренне возжелать нанести вам вред, пугает до дрожи. Чужая душа – потёмки, не так ли? И в них могут скрываться совсем уж тёмные мысли, которые иногда находят воплощение в не менее ужасных действиях.

Каждый день мы встречаемся с огромным количеством людей: пересекаемся в переполненном транспорте, проходим мимо на оживлённой улице, стоим рядом в очереди к кассе продуктового. Какова вероятность, что среди них найдётся человек, чей разум искажён ненавистью к окружающим? Куда выше, чем вы можете себе представить. Вы могли встретиться с убийцей лицом к лицу и так и не узнать об этом.

Исчезнувшие_девушки_11.png

О девушках

Собственно, тему убийства детективы эксплуатируют ещё чаще, но это достойно отдельного материала. Теперь же, прояснив азы, возвращаемся к исчезнувшим девушкам. Почему же в литературе их куда больше, чем пропавших мужчин? Ответ лежит на поверхности: женщины куда реже чувствуют себя в безопасности. В случае внезапного нападения у хрупкой дамы куда меньше шансов отбиться, чем у среднестатистического мужчины, и остаётся только один выход – побег. Но и он не всегда возможен. Таким образом, ощущение собственной уязвимости у девушек куда сильнее. Для них ночные улицы не выглядят умиротворёнными: скорее, это подземелье с ловушками, цепочка мышеловок, никогда не знаешь, где скрывается западня.

Исчезнувшие_девушки_3.jpg

Любопытный момент касательно воплощения уязвимости на страницах книг. В англоязычной литературе истории об исчезнувших девушках появляются каждый год и в их названии очень часто используется слово «girl». Так, «Исчезнувшая» Гиллиан Флинн в оригинале звучит как «Gone Girl». «Девушка в поезде» Полы Хокинс – «The Girl on the Train». Несмотря на то, что оно вполне может употребляться в значении «девушка» (и обычно именно оно имеется в виду), благодаря значению «девочка» слово дополнительно подчёркивает это самое чувство уязвимости. В конце концов, дети ещё более беззащитны перед лицом опасности.

Исчезнувшие_девушки_6.jpg

О статистике

Ещё один важный аспект. Печальная статистика убийств говорит нам, что мужчины с большей вероятностью становятся жертвами нападения незнакомцев, в то время как женщины куда чаще страдают от рук близких людей. Супруги, партнёры, члены семьи… Наверняка, вы куда чаще встречали трагичные новости о том, как домашнее насилие или простая ревность заходили слишком далеко. Но когда вы в последний раз видели новость о женщине, подозреваемой в убийстве собственного мужа? В этой ситуации пугает то, что близкий вам человек может скрывать что-то ужасное. Вам казалось, что вы знаете друг друга всю жизнь, но это не так. Любимый муж оказывается незнакомцем с дурными помыслами – как такое может не зацепить? Ведь мы все хоть раз обжигались на неоправданном доверии к близким, и это знакомое чувство максимально воплощается в тропе исчезнувшей.

Исчезнувшие_девушки_9.png

Об эмпатии

Девушке проще пропасть, и это вызывает больше сочувствия.

Читатель со старта начинает верить: героиня не исчезла по своей воле. Не сбежала, не сожгла мосты в попытках начать новую жизнь. С ней случилось что-то ужасное, и с этим нужно срочно разобраться. Поэтому главный герой, не раздумывая ни секунды, начинает своё расследования, распутывая сложный клубок из связей, отношений и старых грехов. И, как бы странно это ни звучало, зачастую в книгах об исчезнувшей девушке отсутствует сердце истории – сама пропавшая. Она – цель, набор улик и зацепок, история за кадром. Почти всегда нам остаётся самим додумывать, что же с ней произошло, собирая по кусочкам картину её последних дней перед исчезновением. История превращается в бесконечную попытку заполнить эту пустоту, найти пропажу. И вместе с тем мы забиваем пустое пространство зловещими подробностями. С героиней случилось что-то ужасное – но что именно? С какими испытаниями она столкнулась? Было ли больно? Выжила ли она? Чем больше подробностей, тем сильнее мы вовлекаемся, сопереживаем, верим в хороший конец. Ведь после стольких страданий разве не заслуживает героиня быть счастливой? Ну или хотя бы живой.

Исчезнувшие_девушки_10.png

О причинах

Можно понадеяться, что однажды мир вокруг нас станет настолько спокойным, что даже в литературе бояться будет нечего, и женщины, которые до этого регулярно пропадали на книжных страницах, наконец окажутся в безопасности и обретут свой голос – в кадре, а не за его пределами. Но разве станем мы такое читать? Нас тянет к тяжёлым историям чужих переживаний, насилию, страху. Каждый раз, берясь за такую книгу, мы словно надавливаем на ещё не заживший синяк: иррационально, больно, но заставляет чувствовать себя живым. Мы хотим читать о том, что волнует нас самих, а волнует нас собственная уязвимость. Каждый день – большое испытание: никогда не знаешь, что с тобой может случится.

Поэтому мы читаем истории исчезновения девушек. Они позволяют нам отрефлексировать чувство своей уязвимости и беспомощности, вместе с тем давая надежду.

Ведь пока в деле нет мёртвого тела, есть шанс на хороший финал.

Исчезнувшие_девушки_4.jpg

Что можно почитать на эту тему, детективного и не только:

«Исчезнувшая», Гиллиан Флинн. Разрушит ваши представления о тропе пропавшей девушки, современных детективах и супружеской жизни в целом, но вам понравится.

«Человеческий крокет», Кейт Аткинсон. Исчезновение матери семейства, которое начинается мистично и даже волшебно, но заканчивается с дрожью в костях.

«Девушка с татуировкой дракона», Стиг Ларссон. Герметичный детектив со шведским колоритом, доверху забитый неоднозначными историями и скелетами в семейных шкафах.

«Мой любимый sputnik», Харуки Мураками. Об аномальных вещах, которые происходят с совершенно нормальными людьми, и одиночестве, которое происходит с каждым из нас.

«Девушка в тумане», Донато Карризи. Классика тропа исчезнувшей девушки, где на первый план выходит сам ход расследования, а вместе с ним – вопрос «что такое вообще справедливость?».

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

Новости

Подведены итоги XXIX Республиканского конкурса «Бібліятэка – асяродак нацыянальнай культуры»

14 Май 2021

14 мая в Национальной библиотеке Беларуси в онлайн режиме состоялось заседание жюри по подведению итогов XXIX Республиканского конкурса «Бібліятэка – асяродак нацыянальнай культуры».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Мотульский: история белорусских библиотек – свидетельство уничтожения фашистами нашей культуры

13 Май 2021

В июне 1941 года нападение гитлеровцев перевернуло мирный уклад жизни на белорусской земле. Трагически сложилась судьба библиотек на оккупированной территории.

Новости библиотек

Виртуальный читальный зал НББ для библиотек Витебщины: информационные ресурсы и потенциал удаленного обслуживания

13 Май 2021

Продолжаем серию виртуальных встреч с публичными библиотеками из различных регионов Беларуси. 13 мая прошел онлайн-семинар «Возможности использования ресурсов виртуального читального зала Национальной библиотеки Беларуси в информационном библиотечном обслуживании пользователей библиотек Витебской области».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Как Элиза Ожешко пересекла Атлантический океан

14 Май 2021

1 июля 1899 года, пребывая с коротким визитом в Уэльсе, американский фольклорист, этнограф, знаток и большой поклонник славянских языков Джеремия Кэртин – выпускник Гарварда, ученик самого Френсиса Джеймса Чайльда (американца, чьи заслуги перед английским языком не превзошел ни один англичанин) – начал переводить «увлекательный и поучительный роман “Аргонавты”, описывающий жизнь в Польше».

Новости библиотек

Семинар-практикум «Белорусские тексты арабским письмом»

12 Май 2021

В библиотеке завершились занятия в рамках семинара-практикума «Белорусские тексты арабским письмом», во время которых все заинтересованные имели уникальную возможность научиться читать китабы.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Красная книга

12 Май 2021

13 мая в музее книги начнет работу выставка «Красная книга». Главным экспонатом станет арт-книга молодых белорусских художников Марины Жвирбля и Федора Шурмелева.

Книжные выставки

«Интересно почитать»: книга «Море в чемодане, или Сказка возвращается»

10 Май 2021

8 мая в детской комнате на занятии «Интересно почитать» дети узнали об увлекательном приключении школьницы Марии Лапиной – главной героини книги Надеи Ясминска «Море в чемодане, или Сказка возвращается».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям
111