В прошлом году коллекцию литературного музея Янки Купалы пополнили 17 гравюр Василия Шаранговича. Покупка плановая, но ставшая роскошным подарком государства к 75-летию основания музея. Сегодня эти иллюстрации, созданные по мотивам произведений знаменитого белорусского Песняра, можно увидеть во всей красе. И лучше поторопиться: выставку «Водклiк песняў» совсем скоро сменит другая.
Впрочем, безупречная графика Шаранговича – далеко не единственное, чем первый мультимедийный (!) музей в стране может увлечь разгоряченную публику. О ценностях из богатейшей музейной коллекции главный хранитель фондов Надежда Саевич и ведущий научный сотрудник Марина Плавская готовы рассказывать вновь и вновь. Более чем из 42 тысяч предметов мы попросили их выбрать семь самых-самых. Вещи из первого ряда, говорят о таких в музейных кругах.
Портфель Владиславы Луцевич, жены поэта и первого директора музея
Экспонат, с которого, по сути, началась история музея. С этим портфелем Владислава Францевна вернулась в Минск после освобождения Беларуси. В нем находились материалы, которые положили начало формированию музейного фонда: рукописи, фотографии, личные вещи поэта.
Марина Плавская
Под номером один, кстати, в книге поступлений значится рукопись стихотворения «Мая доля», написанного в 1904 году латиницей на белорусском языке. Копию рукописи сегодня можно увидеть в одном из залов. Но в том ли самом портфеле Владислава Францевна принесла оригинал в музей? Об этом история, увы, умалчивает.
Скульптура Янки Купалы авторства Алексея Глебова
Знаменитый скульптор был лично знаком с поэтом. Они часто встречались в Минске еще до Великой Отечественной войны, подолгу беседовали. Все это позволило Глебову придать бронзовому Купале не только портретное сходство, но и передать характер Песняра, подчеркнуть его качества как человека и творца.
На поэте рубаха с вышитым белорусским орнаментом, шарф, распахнутое пальто. В левой руке шляпа, в правой – трость. Что интересно, именно творение Глебова стало первым художественным произведением, сделанным после смерти поэта. Скульптура предназначалась для выставки белорусского искусства в Третьяковской галерее в 1943 году, а два года спустя была приобретена женой поэта Владиславой Луцевич специально для музея.
Подставка для письменного прибора с дарственной надписью
Шанс рассмотреть в деталях шикарную серебряную подставку посетителям выпадает нечасто. Большую часть времени предмет хранится в сейфе и экспонируется лишь время от времени в специальной витрине с сигнализацией. Подставка была подарена Янке Купале сотрудниками Инбелкульта к 20-летию творческой деятельности. Об этом известно из дарственной надписи: она по-прежнему хорошо читаема. Нашли раритет на пепелище дома, в котором Купала жил с 1926 по 1941 год. Сейчас на этом месте располагается музей поэта.
Отрывок из баллады «Дзевяць асiнавых колляў», написанный на пачке сигарет «Ява»
«Дзевяць асiнавых колляў» – последнее произведение Купалы, которое он так и не успел закончить. Баллада посвящена холокосту: поэт очень близко принимал к сердцу события, связанные с геноцидом еврейского народа. В музее хранится один из последних вариантов стихотворения, написанный на обороте пачки от сигарет «Ява». Купала часто носил с собой карандаш или ручку, а вот бумага в карманах была не всегда. Поэтому писать приходилось на всем, что попадалось под руку.
Две чашки для крюшона
Они не принадлежали поэту, но имели к нему непосредственное отношение. Стеклянную пару передала в музей жена известного в довоенном Минске доктора Николая Бобрика, который не только лечил поэта, но и дружил с ним. А история чашек такая: в 1938 году Купала встретил чету Бобрик в городе. Они шли в хозяйственный магазин, где собирались приобрести кое-какие бытовые мелочи для новой квартиры. Поэт предложил их подвезти и даже сопроводил в магазин. Когда жена доктора Екатерина Ивановна выбрала один из наборов посуды, Янка Купала как мужчина галантный вызвался оплатить покупку – и сделал таким образом подарок супругам на новоселье. Целиком сервиз, к сожалению, не сохранился. Две чашки Екатерина Ивановна передала музею в 1971 году.
Портрет Купалы кисти Якова Кругера
Купала ценил и любил живопись и с интересом относился к художникам: приглашал их домой, посещал выставки. Дружба связывала его и с Дмитрием Полозовым, который в 1921 году выполнил три портрета Купалы, и с Яковом Кругером, которому в 1923 году поручили написать портрет поэта. По воспоминаниям Владиславы Францевны, художник сам приходил для натурных зарисовок на улицу Захарьевскую, где жил Купала.
В годы Великой Отечественной эта работа (как, в общем-то, и многие другие художественные произведения) была вывезена в Германию. По легенде, найти ее помог случай. А точнее, советские солдаты, которые, разгребая подвал одного из домов в Кенигсберге, обнаружили ящики с картинами. На двух холстах солдаты опознали гениев белорусской культуры Янку Купалу и Якуба Коласа. Так эти работы вернулись в Минск. Портрет Купалы, к слову, был серьезно поврежден: на том месте, где сейчас изображен цветок, зияла огромная дыра. Реставраторы приняли решение дорисовать пион. Известно, что Купала очень любил цветы, окна его кабинета всегда были открыты настежь, чтобы в комнате витали ароматы цветущего сада. Кроме того, пион – это символ поэзии во французской литературе.
Элементы из номера 414 гостиницы «Москва»
28 июня 1942 года тело Янки Купалы было найдено в гостинице «Москва». По официальной версии, поэт упал в лестничный пролет между 9-м и 10-м этажами. В 2004 году гостиницу снесли, однако музейщики успели договориться о передаче в Минск некоторых элементов гостиничного номера, где останавливался Купала. Таким образом в музее появились оригинальные двери, вентиляционная решетка, оконные рамы. И те самые роковые перила, через которые Янка Купала ушел в вечность…
Автор публикации: Юлиана Леонович.
Источник: СБ – Беларусь сегодня
Читайте также:
75 гадоў таму адкрылася першая экспазiцыя музея Янкi Купалы