ГлавнаяНовостиНовости библиотек
«Интересно почитать»: книга «Вперёд, Сигге!»
Беседа с адвокатом о семейном капитале

Мозаика художественной жизни Беларуси: по материалам белорусских газет 1917–1922 гг. Часть 2

Мозаика художественной жизни Беларуси: по материалам белорусских газет 1917–1922 гг. Часть 2
Другие новости

«памятники художественной культуры
… нужно обезвредить –
собрать и запереть в тюрьмы-музеи.
Вс. Дмитриев. Почему необходимы художественные хранилища.
Звезда, 1919, 26 февр., с. 1.

Новое искусство не просто входило в повседневную жизнь, – оно врывалось через выставки, плакаты, вывески,театральные декорации.

Плакаты, конкурсы

tk2_1.jpgВ конце 1918 г. проводился конкурс на «худож[ественные]. вывески для школ, Пролет[арского]. университета и библиотек-читален», но «ввиду малочисленности представленных работ» жюри продлило «сроки подачи эскизов до 13 декабря» [4].

Для выставки в Бобруйске в 1919 г. были представлены «агитационные плакаты для города и железнодорожных станций», «эскизы агитационных плакатов, предназначенных для фронта» [9].

tk2_2.jpgВ этом же году Отдел изобразительных искусств Литбела в Бобруйске сообщил в газете «Звезда» о своей успешной деятельности, в которой «на первом плане поставлено обслуживание фронта. Выпускается серия плакатов агитационного характера. Подготовляются эскизы для украшения инструкторских поездов и декораций для подвижных фронтовых театров. В отделе работает коллегия Петроградских и Московских художников, во главе с тов[арищем]. Цехановским. Привлечены также к работе все местные художественные силы» [10].

Литбел – Литовско-Белорусская советская социалистическая республика (февр. 1919 – июль 1920 гг.).
Цехановский Михаил Михайлович (1889–1965) – советский художник и режиссёр мультипликации, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). Интересно то, что художник с 1918 по 1923 гг. пребывал на территории Беларуси – служил в Красной армии [21]. Здесь он занимался прикладной художественной и скульптурной работой. Затем вернулся в Петроград, где с 1926 г. работал в издательстве «Радуга» и в детской редакции Ленгиза [Ленинградского государственного издательства] над иллюстрациями к детским и юношеским книгам, приняв предложенный Э. Лисицким конструктивистский графический метод. Среди иллюстрированных Цехановским книг – «Почта» С. Маршака (1929). Работая режиссёром-мультипликатором на Ленинградской кинофабрике «Совкино» (затем «Ленфильм») (1928–1936, 1938–1942 гг.) Цехановский создал чёрно-белый мультфильм «Почта» (1929), основанный на собственных иллюстрациях к этой книге. В 1930 г. вышла озвученная версия фильма с декламацией Д. Хармса и музыкой композитора В. Дешевова, ставшая первым советским звуковым мультфильмом, а его раскрашенная вручную версия стала первым советским цветным фильмом.

В феврале 1921 г. был объявлен конкурс на плакаты: «Агит-издательский отдел Главкомтруда и Наркомтруда Белоруссии объявляет конкурс на агитационно-художественные плакаты на тему: “Борьба с трудовым дезертирством”. Содержание и надписи по усмотрению художника. Для наиболее выдающихся плакатов устанавливаются 3 премии: 1-ая премия в 120000 р., 2-я в 100.000 р. и 3-я в 75000 р. Все плакаты, не удостоенные ни одной из вышеуказанных премий, могут быть приняты, по усмотрению Главкомтруда и Наркомтруда Белоруссии, по 20000 р. каждый. Плакаты должны быть выполняемы не более, чем в 3-х красках. Срок конкурса 15 февраля. Выполненные плакаты направляются в “Дом труда” 2-й этаж, ком. 19, с приложением запечатанного пакета, содержащего имя, фамилию и адрес автора, причем на плакате и на пакете должен быть один и тот же условный знак (девиз). Жюри конкурса составляется из представителей Главкомтруда, союза “Рабис” и отд[ела]. изобр[азительных]. искусств Наркомпроса (БЕЛРОСТА)» [18].1

Главкомтруда – Главный комитет по проведению всеобщей трудовой повинности при Совете Труда и Обороны, создан 29 января 1920 г.
Наркомтруда – Народный комиссариат труда БССР
Рабис – Союз работников искусств
Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения
О новом и старом искусстве: диалоги со зрителем.

tk2_3.jpgНовые направления в искусстве волновали и художников, и их зрителей. Авторы авангардных произведений не оставляли на волю случая отношение зрителей к своему искусству. Проводили специальные мероприятия, – своими силами или с помощью приезжих художников. А газеты печатали объявления о предстоящих диспутах, лекциях, вечерах, полемические статьи об отношении к «старому» и «новому» искусству.

В Витебске был запланирован «1-й художественный митинг-диспут об искусстве» с докладом М. Шагала [6], в Бобруйске – вечер «для ознакомления бобруйской публики с произведениями живописи, организованный местными художниками и художниками из Петербурга» [11].

Особенно благодатными в этом плане были выставки. Так, 15 нояб. 1919 г. в Витебской газете сообщалось: «в понедельник, 17 ноября, в 6 час. вечера на Государственной выставке (Клуб Борохова, Гоголевская, 10) известным художником-футуристом Малевичем будет прочтена лекция на тему “Новейшие течения в живописи (импрессионизм, кубизм и футуризм)”». По окончании лекции худ[ожник]. Малевич даст объяснения о картинах[,] находящихся на выставке. Билеты можно получить в Клубе Борохова от 5–9 час. вечера ежедневно. Цена 10 руб.» [12].

tk2_4.jpgОднако лекционную деятельность, связанную с этой выставкой, решено было продолжить: «секция изобразительных искусств Губ[ернского]отдела Нар[одного]образ[ования], идя навстречу интересам широких масс к вопросам искусства, решила устроить ряд лекций, который начинается в понедельник 17 ноября в 6. час. вечера в клубе Борохова лекций художника Малевича на тему “Новейшие течения в искусстве”» [13].

К лекциям подключился А.Г. Ромм: «в воскресенье 28 ноября с 12–2 час. дня будет давать объяснения картин, выставленных на гос[ударственной]. художественной выставке» [14]; «в понедельник, 24 ноября в помещении кл[уб]. Борохова (Гоголевская, 10) на государственной художественной выставке в 7 ½ час. вечера состоится лекция А. Г. Ромма на тему «Художник Греко». Вход свободный [15].

Александр Георгиевич Ромм (1886–1952), искусствовед, живописец, график.

Публикации

Пропагандисты нового искусства не ограничивались живым диалогом со зрителем, – они печатали статьи, книги.

Интересно познакомиться с манифестом футуристов, от лица которых некий В. С. Дмитриев провозгласил диктатуру пролетариата и в искусстве. Вот выдержки из его статей, опубликованных в феврале 1919 г.

«Сегодня годовщина Красной армии. <…> Это не мирный, но боевой праздник, праздник во время войны и для войны. <…> И мы, художники, взявшись за украшение города, совсем не собирались усладить и повеселить гуляющую публику. <…> Мы сами борцы, мы также зажигаем тот же мировой пожар[,] первой зарницей которого является наша Красная армия, – не только в области искусства. <…> Мы также переведем наших буржуев, наших правых и средних в искусстве, наших «патентованных» художников в четвертую категорию, в подмастерья к подлинным пролетарским мастерам. <…> Мы[,] художники[,] отказались от своих личностей, мы убиваем себя, мы только комбинируем простые линии, простые плоскости… И в этих схемах нас[,] отдельных художников[,] не различить, – ибо здесь уже начало массового творчества, ибо здесь уже стираются грани между ремесленником и «патентованным» художником» [7].

tk2_8.jpgВ следующей статье автор радикально отвечает на вопрос, зачем собирать художественные ценности: «Но разве для того, чтобы ценить и восхищаться ими, собираем мы вместе памятники искусства? Совсем напротив, чтобы их обезвредить, чтобы вытравить из них заразу, чтобы из денежной ценности превратить их в обыкновенный научный объект. Пусть эти памятники анализируют историки и ученые, – знать прошлое необходимо, если мы хотим твердой ногой стоять в настоящем[,] но изучать прошлое[,]  – это далеко еще не значит поклоняться, или подражать ему. <…> Необходимо уяснить отчетливо, что сейчас – в социалистическом государстве – памятники художественной культуры совершенно не яляются «добром» <…>.  <…> нельзя украшать этим «добром» наши дворцы, залы и школы, <…> это «добро» нужно обезвредить – собрать и запереть в тюрьмы-музеи. Мы – не варвары; совесть культурного человека ХХ-го века не позволит как оставить создания искусства на поток и разгромление; мы их поспешим собрать в подходящие здания, с достаточным светом, теплом и воздухом. <…> кому же нужен этот хлам, кроме ученых и историков? Так соберем же его для нашей будущей художественной науки! Сделаем это доброе дело!» [8].

tk2_9.jpgНо главное, что автор, несмотря на свое отношение к художественым ценностям прошлого как к ненужному «хламу», тем не менее убедительно проводит мысль, что нужно его хранить, хотя бы для науки. Согласимся, очень здравая мысль в вихре тех революционных событий.

В этом же ряду полемики на печатных страницах интересна статья М. Шагала «Художественные заметки», напечатанная в «Витебском листке» [5], и книги, вышедшие в эти годы, в том числе К. Малевича [16; 19].

Мероприятия по утверждению национального искусства

В эти же годы в газетных публикациях красной нитью проходит мысль о национальном самосознании, национальном искусстве белорусов. Тематика многих произведений на художественных выставках свидетельствовала об этом. Приведем еще несколько интересных фактов по этой теме, встретившиеся в газетах.

В одной из газет 1918 г. сообщалось: «З інітыятывы часоваго маршалка Народнаго Сэкрэтарыята, П. Я. Варонкі, артыста-маляр С. Валансевіч малюе галлерэю портрэтаў беларускіх пісьменнікаў і вучоных: Багушэвіча, Ніслухоўскаго, Марцінкевіча, Я. Коласа, Я. Купалы, М. Багдановіча, Ф. Скарыны і інш. Гэта галлерэя будзе цяпер ядынаю, бо быўшыя да гэтаго часу коллекцыі згінулі у 1915 г. у часі адступлення расійскаго войска» [1].

tk2_5.jpgВ 1918 г. поднимался вопрос об одной из картин И. Е. Репина, имеющей отношение к Беларуси: «несколько лет тому назад группой белорусских деятелей велись переговоры с знаменитым художником И. Е. Репиным, проживающем в «Пенатах» в Финляндии о предоставлении Белорусскому Национальному музею копии с картины этого художника «Белорус», хранящейся в Русском музее императора Александра ІІІ в Петрограде (ныне – Государственный русский музей, Санкт-Петербург). Как известно, И. Е. Репин предоставил белорусским организациям право репродукции этой картины. Ныне ввиду опасений за жизнь И. Е. Репина, учредителями Белорусского культурного просветительного общества «Отечество» возобновлена переписка со знаменитым художником по поводу той же картины, предоставление которой Белорусскому Национальному музею должно знаменовать собою событие большой важности» [2].

Репин Илья Ефимович (1844–1930), русский художник; после революции 1917 г. остался за границей.
Картина «Белорус» представляет собой портрет зажиточного крестьянина Сидора Шаврова из деревни вблизи имения художника Здравнёво, где картина была написана.

Однако переговоры не увенчались успехом, копия создана не была.

На страницах газет встречаются и иллюстрации, относящиеся к этой теме.

Несколько рисунков Мирского замка неизвестного автора было опубликовано в приложении к газете «Новый вестник» [3].

tk2_6.jpgВ одной из газет в 1920 г. опубликован пейзаж Я. Дроздовича [17].

Язэп Нарцизович Дроздович (1988–1954) – белорусский живописец и график, педагог и этнограф, известен своими графическими зарисовками природы и замков Беларуси, а также картинами фантастической тематики.

В 1922 г. в другой газете вышла статья, посвященная этому художнику. Часть его рисунков «знаходзяцца ў Беларускім музэі, ў кнігарні і ў Грамадзянскім Сабраньні. Яз[эп]. Драздовіч, ня гледзячы на сваё вандроўнае жицьцё і цяжкае матэрыяльнае становішча ўсё-такі шмат творыць. Кожны год дае навінкі. Час было-б яму падумаць аб выстаўцы сваіх малюнкаў» [21].

tk2_7.jpgАвтор статьи дает оценку произведениям художника: «вельмі багатае ўражаньне робяць яго працы графікай. У партрэтах старых беларускіх князёў чуецца моц духовая нашых продкаў. Выкананьне закончанае. Відаць мастак доўга і старанна студ`яваў, каб стварыць воблік полацкага князя. Шмат мастацкага пачуцьця і фантазіі ўложана ў малюнкі, прадстаўлаючыя старыя гарадзішчі, паршабытныя хаты беларуса і інш. Тут Драздовіч здалеў ухапіць пачаткі архітэктурнага мастац  тва, даў пачуць беларускі стыль, моц творчасьці на будаўніцтве ў нашых продкаў. Што да другіх малюнкаў робленых хварбамі, дык іх не зразумееш без тлумачэньня аўтара. Вельмі ўжо заплутаная сымволіка, шмат наіўнага, хворага і чужое для нашага духа» [21].

Интерес к искусству не ослабевал. У художников, искавших новые пути самовыражения в искусстве, появилась новая аудитория, и они активно с ней взаимодействовали. У многих художников впереди была долгая жизнь, у кого-то более трудная, у кого-то более счастливая. Многих впереди ожидало признание своего народа или мировое.

Государственые и общественые организации консолидировали силы деятелей искусства и вырабатывали общие направления его развития. Широко распространяли знания в области искусства, в т. ч. посредством организации выставок, вечеров, лекций, публикаций.


Материал опубликован в двух частях. Читайте также часть 1.

Список источников

  1. Хроніка. Галерэя беларускіх пісьменнікаў і вучоных // Вольная Беларусь. – 1918. – 9 чэрв. – С. [6].
  2. Аб усім па троху. Картина И. Репина – «Белорус» // Дзянніца. – 1918. – 30 кастр. – С. 4.
  3. Мирский Замок: [рисунки] // Новый вестник. – 1918. – 17 нояб. – (Прилож. № 28.). – С. 5–6. – Автор неизвестен.
  4. От подотдела искусств // Витебский листок. – 1918. – 9 дек. – С. 2.
  5. Шагал, М. Художественные заметки / М. Шагал // Витебский листок. – 1919. – 8 янв. – С. 1.
  6. Художественный диспут // Витебский листок. – 1919. – 6 февр. – С. 3.
  7. Дмитриев, В. С. Да здравствует коммунальное искусство / В. С. Дмитриев // Звезда. – 1919. – 23 февр. – С. 2. – О работе художников по украшению города к празднику.
  8. Дмитриев, В. Почему необходимы художественные хранилища / Вс. Дмитриев // Звезда. – 1919. – 26 февр. – С. 1.
  9. Бобруйские письма. Отдел изобразительных искусств // Звезда. – 1919. – 5 июня. – С. 3.
  10. Бобруйские письма. Отдел изобразительных искусств // Звезда. – 1919. – 15 июня. – С. 4.
  11. Бобруйск. Вечер художников // Коммунист. – 1919. – 13 июля. – С. 3.
  12. Лекция художника Малевича // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1919. – 15 нояб. – С. 4.
  13. Художественная жизнь // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1919. – 16 нояб. – С. 4.
  14. Объяснение картин // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1919. – 22 нояб. – С. 4.
  15. Лекция А.Г. Ромма // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1919. – 22 нояб. – С. 4.
  16. Малевич, К. С. От Сезанна до супрематизма : критический очерк / Казимира Малевича. – [М.] : Отдел изобразительных искусств Наркомпроса (17-я Государственная типография), [1920]. – 16 с.
  17. Драздовіч, Я. [Пейзаж]: [малюнак] / рыс. [Я.] Драздовіч // Рунь беларускай літаратуры і мастацтва. – 1920. – 9 мая. – С. 5.
  18. Конкурс на плакаты // Звезда. – 1921. – 3 февр. – С. 4.
  19. Малевич, К. С. Бог не скинут : искусство, церковь, фабрика / К. Малевич. – [22] л.  – Ксерокопия. Выходные данные оригинала: Витебск : издание УНОВИС, 1922. – Объем оригинала: 40 с.
  20. Малюнкі Я. Драздовіча // Наша будучыня. – 1922. – 16 снеж. – С. 4.
  21. Кузнецова, В. А. Цехановский / В. А. Кузнецова. – [Л. : Художник РСФСР, 1973]. – 115 с.

Список иллюстраций

Рисунок 1. Коллаж обложки книги С. Маршака «Почта» с рисунками М. Цехановского.
Рисунок 2. Страница из книги С. Маршака «Почта» с рисунками М. Цехановского.
Рисунок 3. М. Шагал. Голубой дом, 1920 г.
Рисунок 4. К. Малевич. Коллаж обложки папки материалов съезда.
Рисунок 5. И. Е. Репин. Белорус, 1892 г.
Книга из фонда НББ 1
Книга из фонда НББ 2
Рисунок 6. Мирский замок, вид с озера.
Рисунок 7. Я. Дроздович. Пейзаж, газета «Рунь», 1920, 9 мая.

Л.Г. Тупчиенко-Кадырова, кандидат исторических наук,
ведущий библиограф информационно-аналитического отдела
Национальной библиотеки Беларуси

Новости

В Национальной библиотеке установлены мировые рекорды

8 Май 2024

8 мая в библиотеке состоялась спортивно-патриотическая акция «К победам готов!». Мероприятие прошло в рамках празднования Дня Победы и 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Подведены итоги XXXII Республиканского конкурса «Бібліятэка – асяродак нацыянальнай культуры»

8 Май 2024

7 мая в Национальной библиотеке Беларуси в онлайн-режиме состоялось заседание жюри по подведению итогов XXXII республиканского конкурса «Бібліятэка – асяродак нацыянальнай культуры».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Экскурсия в преддверии Дня Победы

8 Май 2024

В нашей стране 9 мая отмечается День Победы – праздник, добытый в тяжелых боях за свободу и независимость нашей Родины. Для жителей Беларуси – это не просто праздничный день, но и день памяти, глубокого уважения и благодарности всем, кто приближал Великую Победу.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

ЮНЕСКО и Беларусь: 70 лет успешного сотрудничества

8 Май 2024

С 8 мая по 18 июня в отделе обслуживания официальными документами (пом. 207) открыта тематическая книжная выставка «ЮНЕСКО и Беларусь: 70 лет успешного сотрудничества», посвященная 70-летию вступления Республики Беларусь в ЮНЕСКО.

Книжные выставки

Чтим и помним!

8 Май 2024

В преддверии 9 Мая и в год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, работники библиотеки провели реставрацию и уборку захоронений сотрудников, работавших в библиотеке в довоенный и послевоенные периоды.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Салют вам солдаты Победы!

7 Май 2024

7 мая на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Минска имени В.П. Чкалова» состоялось открытие передвижной книжной выставки «Салют Вам Солдаты Победы!» в рамках проекта «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемого Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

«Памяти вечный огонь» пылает в Национальной библиотеке

7 Май 2024

7 мая в Национальной библиотеке Беларуси состоялось открытие выставочного проекта «Памяти вечный огонь», посвященного Дню Победы и 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Выставочные мультипроекты


Библиотекарям