Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», где Владимир Высоцкий оживает с помощью компьютерных технологий и пластической маски, 1 декабря вышла в российский прокат на 1 350 копиях.
Об этом сообщили в выпускающей картину компании «Дирекция кино».
Этому проекту гендиректор Первого канала и продюсер Константин Эрнст, глава «Дирекции кино» Анатолий Максимов и сын поэта Никита Высоцкий посвятили пять лет, сменив трех режиссеров, шестерых реквизиторов и нескольких художников. Начинал фильм Александр Митта, вскоре признавший, что не выдерживает темпа. Затем появился Игорь Волошин («Я», «Олимпус инферно», «Бедуин»), который довел дело до начала съемок. В итоге завершать эпопею пришлось автору «Бригады» Петру Буслову.
Начало. Черный человек
Придумал «Высоцкого» Константин Эрнст. Написал – сын главного героя и хранитель его музея Никита Высоцкий, заявивший на премьере: «Это не проект, это не план, это реальность. Это та картина, которую я хотел сделать о моем отце». Впрочем, из фильма очевидно, что и для остальных авторов «Высоцкий» стал историей глубоко личной, пусть и претендующей на обобщения универсального характера.
Эпизод, на котором все основано, Никите Высоцкому описал отцовский друг актер Всеволод Абдулов.
Фабула такова: всенародно знаменитый артист, наплевав на угрозы докторов и предупреждения кагэбэшников, мчится выступать в Узбекистан. С собой он берет администратора (Максим Леонидов), друга (Иван Ургант) и врача (Андрей Панин); чуть позже прилетает влюбленная девушка (поразительно красивая Оксана Акиньшина). На ее глазах у Высоцкого случается клиническая смерть – но, как объясняет Максимов, «это человек, который дал надежду всем: он вырвался из ситуации, из которой вырваться невозможно», а после написал песню «Мой черный человек в костюме сером». «Черным человеком» в первые несколько лет работы назывался и проект фильма.
Человек в силиконовой маске
С тех пор, как о затее Эрнста стало известно, главным вопросом было: кто может сыграть Высоцкого?
Актера, как говорит Максимов, искали «не по похожести, а по объему внутренней жизни», и имя его никто из причастных к проекту людей не готов назвать до окончания проката.
Тайну раскрыли лишь одному человеку – премьер-министру РФ Владимиру Путину, которому фильм показали две недели назад, спустя несколько часов после завершения монтажа. Журналистов перед этим предусмотрительно устранили из зала, и гипотезы продолжают появляться: назывались имена Владимира Капустина, Владимира Вдовиченкова, Сергея Безрукова, которого, по мнению украинских СМИ, обличает форма ушей. Но, напоминает продюсер, "нужно было, чтобы аудитория входила в фильм, а не думала: а ты вообще можешь Высоцкого играть или нет, ты вообще кто?".
В первое время говорили, что иллюзию собираются поддерживать с помощью компьютерных технологий, оживляя фотографии. Упоминался и вариант с голографической проекцией. Однако в итоге решили поставить во главу угла игру конкретного актера, превратив его лицо в силиконовую маску.
Одно изготовление этой сложной пластической скульптуры заняло девять месяцев: нужно было на основе реального лица соорудить конструкцию, способную правдоподобно улыбаться, разговаривать, хмуриться, а потом наложить ее на трехмерную модель черепа Высоцкого и сделать каждую пору кожи настолько убедительной, чтобы персонаж производил впечатление даже на большом экране. Эту работу выполняло 250 художников, а каждый кадр с участием Высоцкого поначалу занимал по неделе (всего их в фильме 738).
Грим отнимал у актера по шесть часов ежедневно: 4,5 часа требовалось, чтобы в 18 слоев наложить одно лицо на другое, и еще полтора часа – чтобы его снять.
«То, что сделано этим актером, – прорыв. Это чудовищно тяжело было, человек пережил гигантские проблемы с кожей, и то, что он снова стал использовать грим, – чудо, подвиг», – говорит продюсер.
Каким образом планируется раскрыть имя неизвестного героя, в «Дирекции кино» еще не решили, зато известно, что на основе снятого материала когда-нибудь сделают еще и сериал, а если картина будет хорошо принята, предъявят публике и режиссерскую версию.
Давай подробности!
Создатели «Высоцкого» признают, что фильм мог бы стоить в два раза меньше, чем стоил (12 миллионов долларов, в которых участвовал в том числе и Фонд кино), если бы не заданная с самого начала высокая планка.
«Наполнение кадра реквизитом – основа правдоподобия», – говорит Максимов. Поэтому подлинные костюмы семидесятых годов разыскивались в Швеции, пейзажи снимались на афганской границе, ради героини Акиньшиной в воздух подняли настоящий самолет Ан-12, а ради проездов Высоцкого по Москве восстановили его «Мерседес», доведя до идеального состояния машину похожей модели. Развороты через двойную сплошную происходили живьем на бывшем Калининском проспекте, хотя нарисовать пейзажи без небоскребов в студии было бы проще и дешевле.
Зато, утверждает коллега Высоцкого по театру на Таганке Вениамин Смехов, получился «сильный фильм».
«Важно его историко-культурное достоинство: совершенно невероятными, фантастическими, может быть, и рискованными приемами он достигает чуда ожившего поэта», – признался Смехов. «И образ достигнут правильный – действительно похоже на то, что было в жизни», – убежден он.
Выход на подмостки
На «Высоцкого» Дирекция кино рассчитывает привести взрослую публику, которая давно перестала бывать в кинотеатрах, так как обычный репертуар рассчитан на подростков, а не на нее.
Обошедшаяся в 5 миллионов долларов промокампания состоит не столько из плакатов и рекламных роликов, сколько из специальных акций: газетных викторин с призами (главный – тот самый «Мерседес»), выпуска книг, альбомов и открыток со стихами, раздачи тематических коробков со спичками, записанных со всей съемочной группой виртуальных премьер в 24 городах. Ради московской премьеры, которая прошла накануне, кинотеатр «Октябрь» превратили в восточный базар.
Источник: РИА Новости
Читайте также: Конкурс на проект памятника Высоцкому