27 августа исполняется 90 лет со дня рождения Сергея Михайловича Вакара (1928, г. Орша – 1998), скульптора, заслуженного деятеля искусств Беларуси.
Вдохнуть жизнь в глину, дерево, камень или металл и одухотворить их пламенем чувства – вот главная задача скульптора. И она далеко не проста, поскольку требует много времени, энергии, умения, жизненного опыта и ежедневной работы. Самоотверженным трудом был обозначен жизненный путь известного скульптора, заслуженного деятеля искусств Беларуси – Сергея Михайловича Вакара.
Сын потомственного железнодорожника, он и сам начинал рабочим локомотивного депо, окончил школу рабочей молодежи, выучился на токаря. Природный художественный талант потребовал большего, и в 1948 году Сергей Вакар поступил на скульптурное отделение Минского художественного училища. В 1957 году к нему пришел первый большой успех – его дипломную работу «Рельсовая война» приобрел Государственный музей истории Великой Отечественной войны. Сергей Вакар решил продолжать свою художественное образование и в 1960 году поступил на скульптурное отделение Белорусского художественного театрального института.
Для белорусской скульптуры 1960–1970-х годов характерной чертой было широкое распространение портрета, ставшего основным жанром и для Сергея Вакара. Художник – автор целой галереи скульптурных портретов исторических личностей, государственных деятелей, героев войны, писателей, рабочих и спортсменов. Пластическая точность его работ сочетается с глубиной и четкостью образов, а отличительной особенностью стало стремление к наибольшей точности в передаче содержания произведения через внешне простые, монументализированные формы. Военная тема, отражение мужества и героизма белорусского народа – основное направление творчества художника.
Одной из лучших работ Сергея Вакара считается портрет Героя Советского Союза подпольщика Николая Кедышко (1967). С течением времени в мастерской Сергея Вакара появилась целая галерея скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны: П.Я. Головачёва (1961), С.Ф. Шутова (1967), М.Ф. Шмырёва (1969, 1974), К.П. Орловского (1972) и др. Значительными монументальными работами стали памятники В.П. Дрозду (1964) на его родине в Буда-Кошелёво и Ф.Э. Дзержинскому (1977) в усадьбе Дзержиново Столбцовского района.
Сергей Вакар – замечательный мастер портретного жанра, автор галереи портретов деятелей белорусской культуры Ф. Скорины (1964), Р. Бородулина (1965), В. Короткевича (1968), П. Панченко (1969), Я. Коласа (1972, 1973), А. Кашкуревича (1975), Я. Брыля (1976), Г. Буравкина (1978), Н. Гусовского (1980).
Особое место в творчестве художника заняло создание памятника Максиму Богдановичу, чьим творчеством Сергей Вакар увлекался еще с юношеских лет. Пятнадцать лет художник вместе с архитекторами Ю. Казаковым и Л. Москалевичем работал над воплощением в жизнь своего лучшего скульптурного портрета. И 9 декабря 1981 года, в 90-й день рождения поэта, состоялось торжественное открытие монумента.
Еще один жанр скульптуры, в котором успешно работал Сергей Михайлович Вакар, – создание мемориальных досок. Первой такой работой стал барельефный портрет академика Н.Н. Никольского (1970). К наиболее интересным произведениям в этом жанре принадлежит также мемориальная доска, посвященная выдающемуся музыканту, народному артисту СССР И.И. Жиновичу (1975).
Образы, созданные художником, привлекают глубокими и точными характеристиками, простыми и понятными решениями. Главное в его скульптурах – внутренняя правда, то прекрасное, что нередко скрыто в глубине каждого лица. Сегодня монументальные работы Сергея Вакара украшают улицы Минска, Полоцка, Буда-Кошелёво, а станковые произведения находятся в фондах крупнейших музеев Беларуси.
Информацию о С.М. Вакаре можно найти в фактографической базе данных «Беларусь в лицах и событиях».