17 и 18 ноября в «Клубе книжных профессоров» были организованы занятия «Возникновение и развитие письма». Дети вместе с родителями пришли в музей книги, чтобы узнать, как человек фиксировал и передавал свои мысли тысячи лет назад.
На протяжении тысячелетий человек использовал различные способы фиксации и передачи своих мыслей. Первобытные люди свой жизненный и духовный опыт хранили в памяти, передавая устно или на личном примере. Но постепенно для коммуникации и сохранения знаний этого стало недостаточно.
Для передачи сведений в древности широко использовалась предметное письмо – разные предметы символизировали определенные понятия или мысли. Например, если одно племя объявляло другому войну, то присылало стрелу или меч. Кстати, сегодня мы также используем предметное письмо, когда дарим цветы и таким образом посылаем другому человеку сообщение о своих чувствах – симпатии, уважении или благодарности.
На занятиях дети опробовали узелковое письмо: вели подсчеты и создавали календарь уроков, как и в древности, используя нити разных цветов и завязывая узелки.
Затем ребята попытались передать свои мысли через рисунок – пиктограмму. Первобытный человек выбивал либо рисовал изображения на камне, дереве, кости, коже, бересте не только из эстетических потребностей, а для того чтобы передать информацию или отразить событие. Сегодня очень модным стало пиктографическое письмо – через татуировки люди стремятся передать свои взгляды или мысли.
Однако примитивная конкретность, упрощенность, схематичность первобытных типов письма не позволяли передать сложное содержание и абстрактные понятия. Следующий значительный этап – изобретение логографического письма, при котором один символ заменяет целое слово. Но сложность заключается в том, что внешнее сходство с предметом исчезает, поэтому нужно знать значение каждого иероглифа, чтобы его прочесть. А таких иероглифов десятки тысяч!
Важным шагом в развитии графики стало фонетическое письмо, когда графический символ начал обозначать звук. Сегодня нам нужно запомнить только три десятка букв, чтобы передать все богатство мыслей и чувств. Создание алфавита – гениальное открытие! «Маленькие профессора» ненадолго стали египтологами и попытались записать слова древними египетскими буквами.
В древнем мире работа переписчиков была чрезвычайно важной. Только самых умных и старательных юношей отбирали для обучения этому делу. В качестве тетрадей ученики использовали восковые таблички, а на драгоценный папирус переходили только тогда, когда уже умели хорошо писать. Участники занятий также попробовали писать на восковых табличках.
Процесс изучения истории письма захватил как детей, так и взрослых!
Материал подготовлен научно-исследовательским отделом книговедения.