10 декабря исполняется 150 лет со дня рождения замечательного сына белорусской земли, польского и белорусского художника-пейзажиста, графика, сценографа, педагога, профессора и общественного деятеля Фердинанда Рущица (1870–1936). Юбилей художника внесен в Список памятных дат ЮНЕСКО на 2020 год.
Фердинанд Рущиц родился в имении Богданово Ошмянского уезда Виленской губернии (ныне Воложинский район Минской области), в небогатой шляхетной семье. Но детство и юность Фердинанда прошли в Минске, куда семья переехала в связи с назначением Эдварда Рущица, отца будущего художника, начальником счетоводов в руководстве стройкой Либаво-Роменской железной дороги.
Усадьба в Богданово. 1925 г. Фото Я. Булгака (1876–1950), друга Ф. Рущица.
В 1883–1890 гг. Фердинанд Рущиц учился в Минской государственной классической мужской гимназии. Учеба давалась ему легко, одновременно посещал частную школу художника Козьмы Ермакова, воспитанника Петербургской Императорской академии художеств, брал у него уроки рисунка. В течение всей жизни Рущиц часто с уважением и благодарностью вспоминал своего первого учителя. Окончив с золотой медалью гимназию, по воле родителей молодой человек поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.
Минск. Губернаторская улица и государственная мужская гимназия.
Ф. Рущиц (во втором ряду посередине) с друзьями – выпускниками Минской мужской гимназии.1890.
Во время учебы с огромным интересом посещал выставки, музеи. В 1891 г. он подал прошение в Академию художеств о зачислении вольнослушателем на отделение живописи, а в 1892 г. решил окончательно связать свою жизнь с искусством. Ф. Рущицу невероятно повезло с педагогами. Он попал в пейзажную мастерскую к самому главному передвижнику И. Шишкину, затем к А. Куинджи. В 1897 г. дипломную картину Фердинанда Рущица «Весна», показанную на выставке в Академии художеств, купил для своего собрания Павел Третьяков. В 1898 г. пейзаж художника «Мельница на заходе солнца» приобрёл московский коллекционер, меценат Савва Морозов. Это было настоящим признанием. Полученные деньги позволили художнику отправиться в путешествие по странам Западной Европы, – он посетил Германию, Австрию, Францию, Бельгию, Швейцарию, Италию. Находясь под впечатлением от увиденного, Рущиц тем не менее оставляет в своем дневнике запись: «Мы видим красоту других стран, восхищаемся ими... но любим только свою, чувствуем, что она принадлежит нам, а мы ей».
По завершении поездки в 1898 г. Рущиц возвратился в родовое имение Богданово, где в течение следующего десятилетия были написаны самые лучшие живописные произведения художника, счёт которым открыла «Земля» (1898), ставшая своеобразной визитной карточкой Рущица. Источником таланта и вдохновения художника при создании большинства его пейзажей являлся реальный ландшафт Богданова и его окрестностей.
Ф. Рущиц. Земля. 1898.
В 1904–1907 гг. Рущиц погружается в педагогическую деятельность – преподает во вновь открытой Варшавской школе изящных искусств, в 1907–1908 гг. становится профессором живописи в Академии изящных искусств в Кракове. В 1908 г. художник перебирается в Вильню, попеременно живя то в городе, то в имении Богданово. Он продолжает много писать, однако творческие интересы всё больше смещаются в сторону декоративно-прикладного искусства, книжной иллюстрации и графического дизайна, сценографии.
В 1911 г. Ф. Рущиц принимает участие в большой и претенциозной выставке 47-ми польских и местных художников в Минске, организованной скульптором Ярославом Тышинским. Выставка проходила в помещении польского клуба «Ognisko», который находился на Соборной площади (сейчас на этом месте располагается Белорусская государственная академия музыки). Более десятка работ Ф. Рущица были представлены на этой выставке, среди них главное произведение экспозиции – символическая картина художника «Nec mergitur» (1905), на которой изображен мистический корабль с сокровищами, качающийся на волнах в бушующем море, не тонущий (лат. Nec mergitur) и уплывающий в неизвестность. Сейчас этот шедевр находится в Национальном художественном музее Литвы.
Каталог художественной выставки в Минске в 1911 г.
Ф. Рущиц. Nec mergitur. 1905.
Первая мировая война заставила Ф. Рущица покинуть Вильню и пережить немецкую оккупацию в Богданово. В 1919 г. Фердинанд Рущиц занимался организацией факультета изящных искусств в восстановленном Виленском университете им. Стефана Батория, в дальнейшем был его деканом (до 1933 г.)
Ф. Рущиц – декан факультета изящных искусств Виленского университета им. Стефана Батория. 1919 г.
Многое было сделано Ф. Рущицем в начале 1930-х гг. в качестве председателя комиссии по охране памятников старины. Последние годы жизни художника были очень тяжелыми. В результате апоплексического удара вся правая сторона его тела была практически парализована, но он мужественно продолжал работать.
Не стало Ф. Рущица 30 октября 1936 года. Он похоронен на семейном кладбище в Богданово, где также нашли вечный покой его родители и жена.
Огромное творческое наследие художника привлекает и поныне внимание любителей искусства и высоким профессионализмом, и феноменом его многогранного таланта. В Польше и Литве имя Фердинанда Рущица присвоено местам, где он жил и работал, в родном Богданово и Минске в его честь названы улицы и установлены мемориальные доски. Постепенно в Беларусь возвращается не только имя выдающегося художника, но и его произведения. В планах – возрождение фамильной усадьбы в Богданово, где смогут собираться художники и любители его творчества из разных стран мира. На малой родине художника уже стало традиционным проведение пленэров.
Мемориальная доска на одном из зданий на улице Фердинанда Рущица в Минске.
Имя Фердинанда Рущица по предложению Беларуси и Польши при поддержке Литвы и России внесено ЮНЕСКО в календарь памятных дат на 2020 г. В нашей стране торжественное открытие Года памяти Рущица состоялось в Национальном художественном музее Республики Беларусь еще в феврале презентацией виртуальной выставки «Небо и земля Фердинанда» на сайте музея. В экспозиции представлены работы из белорусских, польских и литовских музейных и частных коллекций. Но не только виртуально сейчас можно ознакомиться с художественным творчеством Ф. Рущица: при соблюдении рекомендаций Министерства здравоохранения по профилактике коронавирусной инфекции советуем посетить выставку, которая 27 ноября открылась в Национальном художественном музее, и насладиться вживую талантом великого мастера. На выставке представлены также работы художников из окружения Рущица. Среди них – произведения его учителей Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, однокурсников Николая Рериха, Константина Богаевского, Вильгельма Пурвитиса, Аркадия Рылова. Один из разделов посвящен ученикам мастера – выдающимся белорусским художникам Петру Сергиевичу и Михаилу Севруку. До недавнего времени в собрании Национального художественного музея была только одна работа художника – «У костела» (1899). В 2019 г. были приобретены и переданы в дар музею еще три живописные работы раннего периода творчества Фердинанда Рущица из коллекции его внука.
Ф. Рущиц. У костела. (1899).
150-летнему юбилею художника посвящены и памятные прямоугольные монеты «Фердынанд Рушчыц. 150 год», выпущенные в сентябре Национальным банком Республики Беларусь.
В ноябре издательство «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки» совместно с Национальным художественным музеем в серии «Художники земли белорусской» выпустило уникальное издание – альбом «Земля и небо Фердинанда Рущица» о жизни и творчестве выдающегося художника, которого по праву считают основателем национальной белорусской школы пейзажной живописи.
Обложка юбилейного альбома «Земля и небо Фердинанда Рущица». Изд-во «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки» (2020).
С этим изданием, а также с многими другими материалами, посвященными Ф. Рущицу, можно ознакомиться в Национальной библиотеке Беларуси, предварительно заказав их через электронный каталог. Некоторые польскоязычные издания авторства Ф. Рущица оцифрованы Национальной библиотекой Польши и находятся в удаленном доступе. Советуем также обратиться к онлайн-энциклопедии «Беларусь у асобах i падзеях».
В завершение хотелось бы привести цитату из «Дневника» Ф. Рущица, уникального источника информации о самом художнике и его времени, изданного в 2002 г. в переводе с польского на белорусский язык: «Дзённік мой! Каб хаця б ты ведаў, як найперш за ўсё прагну быць добрым сынам сваёй Бацькаўшчыне, для яе працаваць і араць, і калі што ўзрасце, прынесці ёй увесь плён, паколькі люблю яе ўсім сваім сэрцам і толькі ёй належу целам і душой» (Рушчыц Ф. Дзённік : Да Вільні, 1894–1904 / Фердынанд Рушчыц. Мінск : ТАА «Медысонт», 2002. С. 120).
Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.