7 сентября – 140 лет со дня рождения русского писателя
Александра Ивановича Куприна (1870– 1938)
А. И. Куприн – один из тех популярных русских писателей, чье жизнелюбие и честность, благородство и гуманизм, богатство языка, широта и разнообразие сюжетов всегда привлекали сердца читателей. Его творчество отличается тончайшим изображением самых разных областей жизни. Произведения Куприна – своеобразная энциклопедия жизневедения, основанная на пережитом, увиденном и прочувствованном им самим.
Александр Иванович родился в городке Наровчат Пензенской губернии. Отец умер от холеры, когда мальчику был всего год. В 1874 г. он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате Вдовьего дома. В формировании личности Куприна мать сыграла огромную роль. В глазах ребенка она заняла место «верховного существа». Любовь Алексеевна Куприна, урожденная княжна Кулунчакова, обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством. В 1876 г. из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму – парусиновые панталоны и рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой. Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания.
В 1880 г. Куприн сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. Осенью 1888 г. поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. И оно приняло в свои стены уже не тщедушного, неуклюжего подростка, а крепкого юношу, ловкого гимназиста, юнкера, без меры дорожащего честью своего мундира, неутомимого танцора, пылко влюбляющегося в каждую хорошенькую партнершу по вальсу.
Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. Среди бездарных, по его мнению, педагогов счастливым исключением оказался литератор Цуханов. К этому времени и сам Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии. Сохранилось его несколько очень несовершенных ученических опытов 1883–1887 годов. Уже будучи в юнкерском училище, Куприн впервые выступит в печати. Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, он опубликовал в журнале «Русский сатирический листок» рассказ «Последний дебют» (1889). 10 августа 1890 г. подпоручик Куприн окончил «по первому разряду» Александровское училище и отправился в 46-й Днепровский пехотный полк, квартировавший в городишке Проскурове Подольской губернии.
В 1893 г. молодой подпоручик заканчивает повесть «Впотьмах» и рассказ «Лунной ночью». Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна все более невыносимыми. Событием, несколько отсрочившим крепнущее стремление Куприна покинуть военную службу, было серьезное увлечение девушкой. Однако, заштатный подпоручик с его сорока восемью рублями жалованья не был подходящей партией. Отец девушки давал согласие на брак лишь в том случае, если Куприн поступит в Академию генерального штаба. И вот осенью 1893 г. он выезжает из Проскурова в Петербург сдавать экзамены. В столице Куприн сидел без денег, на одном черном хлебе, скрывая свою свирепую нищету.
В разгар экзаменов по распоряжению командующего Киевским военным округом генерала Драгомирова Куприн был отозван в полк. Причиной послужило его столкновение на пути в Петербург с околоточным надзирателем (полицейским), грубая назойливость которого закончилась для него вынужденным купанием в Днепре. Вернувшись в полк, Куприн подает прошение об отставке, получает ее и к осени 1894 г. оказывается в Киеве. Он много печатается в местных и провинциальных газетах («Киевском слове», «Киевлянине», «Волыни»), пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этого беспокойного полуписательского, полурепортерского прозябания были два сборника: очерки «Киевские типы» (1896) и рассказы «Миниатюры» (1897).
Репортерская работа в киевских газетах (судебная и полицейская хроника, писание фельетонов) была главной литературной школой Куприна. К репортерству он навсегда сохранил теплое отношение.
В 1896 г. Куприн работает в кузнечном цехе одного из металлургических заводов Донбасса, пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первого крупного произведения – повести «Молох» (1896). Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков едва ли не все самые значительные свои произведения. Талант Куприна, недавно еще разменивавшийся на ниве дешевой беллетристики, обретает уверенность и силу. Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы. «Прапорщик армейский» (1897), «Олеся» (1898) и затем, уже в начале XX столетия, – «В цирке» (1901), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903) и повесть «Поединок» (1905).
В 1901 г. Куприн приезжает в Петербург. Позади годы скитаний, калейдоскоп причудливых профессий, неустроенная жизнь. В Петербурге перед писателем открыты двери редакций наиболее популярных тогдашних «толстых» журналов – «Русского богатства» и «Мира Божьего». В 1897 г. Куприн знакомится с И. А. Буниным, несколько позднее – с А. П. Чеховым, а в ноябре 1902 г. – с М. Горьким, давно уже пристально следившим за молодым писателем. Приезжая в Москву, Куприн посещает основанное Н. Д. Телешовым литературное объединение «Среда», сближается с широкими писательскими кругами. Руководимое М. Горьким демократическое издательство «Знание» выпускает в 1903 г. первый том купринских рассказов, положительно встреченных критикой.
Среди петербургской интеллигенции Куприн особенно сближается с руководителями журнала «Мир Божий» – редактором, историком литературы Ф. Д. Батюшковым, критиком и публицистом А. И. Богдановичем и издательницей А. А. Давыдовой, высоко ценившей талант Куприна. В 1902 г. писатель женится на дочери Давыдовой, Марии Карловне. Некоторое время деятельно сотрудничает в «Мире Божьем» и как редактор, а также печатает там ряд своих произведений («В цирке», «Болото»). Накануне первой революции складывается крупнейшее произведение писателя – повесть «Поединок». «Появление этой книги было тяжелейшей пощечиной политическому строю царской России», – писал К. Паустовский.
А. Куприн был очевидцем Очаковского восстания. На его глазах ночью 15 ноября крепостные орудия Севастополя подожгли революционный крейсер, а каратели с пристани расстреливали из пулеметов и приканчивали штыками матросов, пытавшихся вплавь спастись с пылающего корабля. Потрясенный увиденным, Куприн откликнулся на расправу вице-адмирала Чухнина с восставшими гневным очерком «События в Севастополе», опубликованным в петербургской газете «Наша жизнь» 1 декабря 1905 г. После появления этой корреспонденции Чухниным был отдан приказ о немедленной высылке Куприна из Севастопольского округа. Одновременно вице-адмирал возбудил против писателя судебное преследование, после допроса у судебного следователя Куприну разрешили выехать в Петербург (высылка из Крыма). Вскоре после севастопольских событий в окрестностях Балаклавы, где жил Куприн, появилась группа из восьмидесяти матросов, добравшихся до берега с «Очакова». Куприн принял самое горячее участие в их судьбе: доставал им штатское платье, помог сбить со следа полицию.
В течение первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В 1909 г. писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив ее с И. А. Буниным. В 1912 г. в издательстве А. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу «Нива».
После разгрома революции у него заметно падает интерес к политической жизни страны. Не было и прежней близости к М. Горькому. Свои новые произведения Куприн помещает не в выпусках «Знания», а в «модных» альманахах. Если говорить об известности Куприна-писателя, то она в эти годы все продолжает расти, достигая своей высшей точки.
Литературному труду мешала еще и постоянная нехватка денег, к тому же прибавились и семейные заботы. После поездки в 1907 г. в Финляндию он женится вторично, на племяннице Д. Н. Мамина-Сибиряка, Елизавете Морицовне Гейнрих. Растет семья, а вместе с ней – долги. Поневоле на вершине своей литературной славы писатель вынужден был возвращаться к молниеносным темпам чернорабочей журналистики времен своей неустроенной киевской жизни. В таких условиях работал он над созданием большой повести «Яма» (1909–1915).
В начале войны А. Куприн вновь надевает мундир поручика. В конце октября 1919 г. как офицер запаса и официальный редактор армейской газеты «Приневский край» (орган генерала Юденича) покидает Гатчину и примыкает к отступающей Северо-Западной армии. Гельсингфорский период жизни писателя (конец ноября 1919 – июнь 1920 г.) – начало его плодотворной деятельности как крупнейшего публициста русского зарубежья. Здесь за шесть месяцев Куприным было написано свыше семидесяти злободневных очерков и статей. Летом 1920 г. он с семьей приехал на постоянное жительство в Париж.
В 1926 г., подводя итоги своей семилетней жизни вне России, Куприн на страницах «Русской газеты» четко обозначит свое политическое кредо: «печатная борьба с большевизмом, борьба прямая и открытая, без заигрывания, уверток и задних лазеек на всякий грядущий случай» («Три года»). С первых дней эмиграции, сменив, по крылатому выражению Саши Черного, «кисть художника на шпагу публициста», Куприн впервые заявил о себе как яростный антибольшевистский публицист. «Приневский край», «Свобода России», «Новая русская жизнь», «Общее дело», «Русская газета», «Русское время» – эти этапы связаны одной прямой линией: непримиримым антибольшевистским пафосом публициста, напряженно следящего за хроникой политической жизни в России 1919–1928 гг. В середине 1920-х гг. в эмиграции за Куприным прочно сохранялся авторитет писателя первого ряда, статус мэтра классической русской словесности был непоколебим. Литературная активность Куприна подтверждалась также его сотрудничеством во многих периодических изданиях. С 1920 по 1929 годы в русском зарубежье выходят авторские сборники «Новые повести и рассказы» (1927), «Купол Св. Исаакия Далматского» (1928) и «Елань» (1929). Рассказы, публиковавшиеся в газете «Возрождение» в 1929–1933 гг., входят в сборники «Колесо времени» (1930) и «Жанета» (1932–1933). С 1928 г. Куприн печатает главы из автобиографического романа «Юнкера», вышедшего отдельным изданием в 1933 г.
В 1922 г. А. И. Куприн и два знаменитых его соотечественника – И. А. Бунин и И. С. Шмелев – были включены в жесткую борьбу за присуждение Нобелевской премии. Но «выиграл» лауреатство все же Иван Бунин (1933).
Последние годы на чужбине были выстужены болезнью, острой нуждой, отчаянием. В начале 1930-х годов Куприн, несмотря на прогрессирующую болезнь, пытается вернуться к литературной работе, создавая новую книгу портретов и воспоминаний. Писатель твердо решил вернуться в Россию. Предотъездные хлопоты держались семьей Куприна в глубокой тайне. Александр Иванович очень волновался. И уже 31 мая 1937 г. Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его приезде. Однако это уже был совсем не тот Куприн, каким его помнили современники. Уехал он крепким и сильным, а вернулся совсем больным и беспомощным. Творческий путь писателя был закончен. Он поселяется в голицынском Доме творчества писателей, где его навещают старые друзья, журналисты и просто почитатели его таланта. В конце декабря 1937 г. переезжает в Ленинград и живет там, окруженный заботой и вниманием. «Даже цветы на родине пахнут по-иному», – сказал Куприн перед самой смертью.
25 августа 1938 г. знаменитого писателя земли русской и мученически исстрадавшегося человека не стало. Похоронен Александр Иванович на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
«Мы должны быть благодарны Куприну за все – за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом», – писал К. Паустовский.