ГлавнаяУслугиСоциокультурные услугиВыставкиКнижные выставкиВыставки 2010 годаПисатели – юбиляры 2010Ги де Мопассан

Ги де Мопассан

5 августа – 160 лет со дня рождения Ги де Мопассана (1850–1893),

французского писателя

Всего сорок три года прожил этот красавец и здоровяк, но сколько успел создать! Стихи, блистательная публицистика, бесчисленные новеллы, каждая из которых – маленький, но непревзойденный шедевр! Романы, пьесы... Проза классика мировой литературы Ги де Мопассана пронизана чувственностью, наполнена тонкими психологическими наблюдениями и анализом вечной загадки под названием «страсть».

Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан родился в Нормандии. Он происходил из обедневшего дворянского рода, переселившегося из Лотарингии в Нормандию в XVIII в. Право на заветную частицу «де» досталась Мопассанам в 1774 г. благодаря случайной милости австрийского королевского двора. Дед писателя, Жюль де Мопассан, умерший в 1875 г., владел поместьем в Невиль-Шан-Дуазель, но, не умея вести сельское хозяйство, продал свое имение и впоследствии совершенно разорился. Отец писателя, Гюстав де Мопассан, женившийся в 1846 г. на своей подруге детства – Лоре ле Пуатвен, происходившей из старинной и культурной нормандской буржуазной семьи, вынужден был поступить на службу и стал биржевым маклером в Париже. Он любил искусство, писал акварели, водил дружбу с художниками. У него была репутация изысканного дворянина, щеголя и мота. Его легкомысленный нрав мало соответствовал характеру жены, сосредоточенной и вдумчивой. После рождения второго сына Эрве в 1856 г. родители расстались.

Детские годы Мопассана прошли в Нормандии, в доме бабушки в Фекане и в курортном городке Этрета. Пользуясь полной свободой, он бегал по полям и лесам, лазал по прибрежным утесам, ходил с рыбаками в море, научился ловить рыбу и управлять парусами, знал все местные достопримечательности и обычаи, овладел нормандским наречием. Уже тогда он хорошо ознакомился с мелкопоместным бытом и жизнью фермеров, крестьян, рыбаков, матросов.

Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, мать отдала его в духовную семинарию городка Ивето. Юному Ги оказалась не по нраву здешняя суровая дисциплина. Он не раз убегал домой, всячески бунтовал и озорничал. В конце концов его исключили, предлогом к чему послужило его шутливое послание в стихах «Давно от мира отрешенный», в котором юный поэт объявлял своей кузине, выходившей замуж, что он вовсе не намерен отречься от всех радостей жизни в семинарской «прижизненной могиле».

В 1866 г. Лора де Мопассан определила сына в руанский лицей. Это было также закрытое учебное заведение, но здесь царил дух толерантности и свободы, и никто не преследовал за писание стихов. Среди его преподавателей оказался поэт и драматург Луи Буиле – первый учитель в литературе. После его внезапной смерти духовным наставником Ги становится давний друг матери Гюстав Флобер.

В июле 1869 г. Мопассан окончил руанский лицей со званием бакалавра словесности и поступил на факультет права в Париже. Летом 1870 г. вспыхнула франко-прусская война, и Мопассан был призван на военную службу. Он принимал участие в походах, находился в осажденном Париже, сначала в форте Венсен, затем был переведен в Главное интендантство. Где Мопассан находился во время Парижской коммуны, пока не установлено.

После войны, сопровождавшейся экономическим кризисом, имущественное положение родителей Мопассана резко ухудшилось, юноша уже не имел возможности закончить высшее образование и вынужден был поступить на службу. С марта 1872 г. до ноября 1878 г. он служит в морском министерстве, ведя трудную, полунищенскую жизнь. Службу Мопассан возненавидел и без обиняков называл ее своей «тюрьмой». В министерстве было известно, что молодой человек мечтает стать писателем, литературные интересы, отдалявшие его от сослуживцев, вызывали к нему подозрительное и неприязненное отношение со стороны начальства.

«Воскресные прогулки парижского буржуа», «В лоне семьи», «Наследство» и ряд других новелл полны безрадостных впечатлений Мопассана о службе в морском министерстве. Писатель воссоздал здесь мирок пошлых чинуш, мелких интриганов, карьериствующих подхалимов и пролаз, изводящих насмешками какого-нибудь забитого писца, но трепещущих перед начальством.

После долгих хлопот, в которых немалое участие принимал Г. Флобер, в декабре 1878 г. Мопассану удалось перевестись в министерство народного образования, где он и пробыл до конца 1880 г., исхлопотав себе после успеха «Пышки» полугодичный отпуск по болезни.

Ги упорно продолжал свои литературные опыты. Дружба с Флобером позволила ему войти в круг таких писателей, как Альфонс Доде, Э. Золя, И. С. Тургенев.

В 1870-х годах все свое внеслужебное время Мопассан посвящал двум страстям – гребному спорту и литературе. В летнее время он жил в предместье Парижа и вставал с зарею, чтобы покататься по Сене; в десять утра – на службе, вечером – опять на реке.

Поэзия реки, ночные туманы Сены, ее тенистые зеленые берега, гонки, рыбная ловля, любовные похождения и весь бесшабашный быт гребцов – все это широко отразилось в новеллистике Мопассана. Он мечтает создать цикл новелл «Лодочные рассказы». Сюжеты этого цикла, возможно, переработаны затем в новеллах «На реке», «Подруга Поля», «Поездка за город», «Иветта», «Са-Ира», «Мушка» и других.

Помимо гребного спорта, Мопассан увлекался путешествиями. Хотя служба не давала ему для этого больших возможностей, он все же порою предпринимал длительные пешеходные экскурсии. В августе 1877 г. он ездил в Швейцарию, а в 1879 г. путешествовал пешком по Бретани.

Все свободное от службы, от гребного спорта и от любовных авантюр время Мопассан отдавал литературе. Флобер требовал от своего ученика ежедневной регулярной творческой работы, которой все прочее должно быть принесено в жертву. Советы Флобера не прошли даром: литературная работа Мопассана в 1870-х годах отличалась большой интенсивностью. В эти годы накопился громадный запас его новеллистических сюжетов.

Флобер долгое время запрещал Мопассану печататься, находя это преждевременным и не желая «делать из него неудачника». Точно так же он препятствовал работе Мопассана в журналистике, которую ненавидел, хотя его ученика и толкала к этому простая материальная нужда. В конце концов Флобер сменил гнев на милость и сам пытался связать его в конце 1876 г. с газетой «Насьон», но сотрудничество Мопассана в ней ограничилось публикацией двух статей.

В 1875 г. под псевдонимом Жозефа Прюнье была опубликована первая новелла «Рука трупа» (впоследствии переработанная и вторично напечатанная под названием «Рука»). В марте 1876 г. в журнале «Литературная республика» появилась первая поэма Мопассана «На берегу», подписанная псевдонимом Ги де Вальмон. В октябре 1876 г. в этом же журнале вышла первая статья-очерк о творчестве Флобера.

Сотрудничество в «Литературной республике» дало возможность Мопассану познакомиться с группой молодых писателей – Леоном Энником, Ж. К. Гюисмансом, Анри Сеаром, Полем Алексисом, Октавом Мирбо. Сближение с молодыми последователями Золя, прозаиками по преимуществу, отвечало все более определявшемуся к концу 1870-х годов переходу Мопассана от поэзии к прозе.

Шумный успех «Пышки» (1880) сопровождался приглашением Мопассана к сотрудничеству в газете «Голуа», где вскоре появился цикл его новелл-очерков «Воскресные прогулки парижского буржуа». Осенью 1880 г. Мопассан совершает путешествие по Корсике, впечатления от которого отразились в ряде его очерков и новелл, а также в одной из глав романа «Жизнь». В 1881 г. он путешествует по Алжиру, где в то время происходили восстания туземного населения против французского колониального гнета. Летом 1882 г. писатель вторично посещает Бретань.

В 1881–1883 годах Мопассан особенно тесно сближается с Тургеневым, дает ему на просмотр свои новые произведения, состоит с ним вместе членом комитета по сооружению памятника Флоберу, навещает его, больного, в последние недели жизни.

Вполне разделяя мнение Флобера и Тургенева о том, что публике принадлежат лишь книги писателя, Мопассан всячески старался скрывать от назойливого любопытства газетчиков свою личную жизнь, возмущался сплетнями о себе, попадавшими в печать, запрещал публиковать свои портреты и переписку.

Женщины играли огромную роль в жизни Мопассана, у него было множество романов и случайных связей, известны имена многих его возлюбленных, известно и то, что в 1883 г. он серьезно подумывал о женитьбе, но дело расстроилось и он остался холостяком. Подробнее об этой стороне его жизни можно узнать из книги его слуги Франсуа Тассара «Воспоминания о Ги де Мопассане» (1911), изданной в русском переводе в 1915 г. Эта скромная, непритязательная и очень точная книга сдержанно приподнимает завесу над личной жизнью писателя, о которой ходило столько самых несусветных сплетен и легенд.

До сих пор остается неизученным вопрос общественно-политических привязанностей Мопассана, так как он старался всячески охранять независимость своих взглядов и высказываний. Отказываясь в 1876 г. вступить в франкмасонскую ложу, Мопассан писал: «Я никогда не свяжу себя ни с какой политической партией, какова бы она ни была, ни с какой религией, сектой, школой; никогда не войду ни в одно общество, исповедующее какие-либо доктрины, не склонюсь ни перед какой догмой, ни перед какой выгодой, ни перед каким принципом – и все это единственно из-за того, чтобы сохранить за собою право на свободу отрицательных оценок».

Мопассан не выражал сочувствия революционному движению и иной раз, совершенно в буржуазном духе, заявлял, что революции враждебны искусству. В очерке «Общественная опасность» он выступил, по сути дела, против революционно-демократического лагеря, который резко протестовал против постановки пьесы Коппе «Патер», дававшей тенденциозное и искаженное представление о Парижской коммуне. Однако в очерке «Война» Мопассан с большим уважением высказался о Жюле Валлесе, восхищаясь цельностью облика этого писателя-коммунара, и довольно неожиданно пришел, на свой лад, к признанию закономерности гражданской войны. Ход его рассуждений был таков, что если уж несчастное человечество не может избавиться от навязываемых ему войн, то «единственная война логична – гражданская: тут я по крайней мере знаю, за что сражаюсь».

Регулярный труд, завещанный Флобером, стал в 1880-х годах первейшим условием творчества Мопассана. Работая каждое утро с семи до двенадцати часов, он успевал написать в среднем шесть страниц, а по вечерам записывал свои дневные впечатления. Напряженной работой Мопассан доводил себя до хронического переутомления.

Долгое время писатель давал себе единственный ежегодный отдых – участие в охотничьем сезоне, открывавшемся в сентябре. Он снова попадал в Нормандию, к своей многочисленной родне и знакомым. Впечатления от охоты отразились во многих его новеллах («Любовь», «Ржавчина», «Петух пропел», «Вальдшнеп» и др.).

Литературный успех Мопассана возрастал от одной книги к другой. В 1882 г. он издал сборник новелл «Мадмуазель Фифи»; в 1883 г. – сборник «Рассказы вальдшнепа» и роман «Жизнь», высоко оцененный И. С. Тургеневым и Л. Н. Толстым и выдвинувший Мопассана в первый ряд современных французских писателей. В 1884 г. выходят сборники «Лунный свет», «Сестры Рондоли», «Мисс Гарриет» и книга путевых очерков «Под солнцем». В 1885 г. опубликованы сборники «Иветта», «Сказки дня и ночи» и «Туан», а одновременно с ними – роман «Милый друг», принесший Мопассану мировую известность.

Круг литературных связей Мопассана был очень обширен. Многие его новеллы посвящены либо писателям, с которыми он вместе входил в литературу, либо поэтам-парнасцам, либо другим писателям, либо людям из кружка Флобера, либо художникам, либо друзьям юности. Хотя Мопассан был человеком, способным на преданную дружбу, что и доказал своей защитой памяти Флобера, настоящих, близких друзей у него почти не было. Возможно, что чувством этого одиночества и объяснялась его попытка сблизиться во второй половине 1880-х годов со светскими кругами, где, однако, он не нашел тех людей высокой духовной культуры, которых, может быть, предполагал найти.

Напряженная творческая работа первого пятилетия 1880-х годов сильно расшатала здоровье Мопассана. Из-за плохой наследственности он жаловался уже в 1870-х годах на недомогания, связанные, в частности, с болезнью глаз. Во второй половине 1880-х годов на почве постоянного и все возрастающего переутомления здоровье писателя резко ухудшилось: он страдает постоянными головными болями, а болезнь глаз все прогрессирует. С каждым годом Мопассан проводит все больше времени в разъездах.

В 1886 г. выходит роман «Монт-Ориоль» и два сборника новелл: «Маленькая Рок» и «Господин Паран». В последующие годы творческая продуктивность писателя слабеет, он выпускает уже только по одному сборнику в год: «Орля» (1887), «Избранник г-жи Гюссон» (1888), «С левой руки» (1889) и «Бесполезная красота» (1890), книга путевых очерков «Бродячая жизнь» (1890).

В течение двух последних лет сознательной жизни Мопассан мучительно переживает утрату прежней работоспособности. Романы «Сильна как смерть» (1889) и особенно «Наше сердце» (1890) дались ему с величайшим трудом. В 1891 г. его творческая деятельность совершенно угасла.

Писатель закончил жизнь в психиатрической лечебнице 6 июля 1893 г. Погребен в Париже, на кладбище Монпарнас.

Ги де Мопассан (русскоязычный сайт)

Библиотекарям