28 ноября – 130 лет со дня рождения Александра Александровича Блока (1880–1921), русского поэта
Все детство – он всеобщий кумир и баловень, жизнь оборачивается к нему сияющими, ласкающими красками. И в самом деле, его биография была на поверхностный взгляд необыкновенно счастливой и безоблачной. Русская жизнь, казалось бы, давно уже никому не давала столько уюта и ласки, сколько она дала Блоку.
Некоторые биографы поэта, например В. Княжнин, говорят об «атмосфере теплицы», в которой рос Блок, находясь в семье Бекетовых. Однако в эту «пленительную музыку старых русских семей», как выразился позже Блок о семье Бакуниных, врываются и резкие диссонансы. Под оболочкой внешнего мира и согласия таится противоположность темпераментов, устремлений и вкусов.
Александр Блок родился в Петербурге. Его отец, Александр Львович Блок, – известный юрист, специалист по международному праву, профессор Варшавского университета. Мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова, дочь известного ученого-ботаника, ректора Петербургского университета.
В 1889 г. брак А. А. Бекетовой с А. Л. Блоком был официально расторгнут, и она вторично вышла замуж за поручика лейб-гвардии Гренадерского полка Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух. Событие это сыграло в жизни Блока большую роль: из бекетовской семьи, принадлежащей к самой верхушке русской дворянской интеллигенции, он переселился к отчиму – в офицерский корпус Гренадерских казарм, расположенных на одной из тогдашних окраин Петербурга, на берегу Большой Невки. Рядом был фабричный район, за рекой высились корпуса и трубы крупных заводов. Шумная и разнообразная толпа гостей бекетовской гостиной сменяется ординарной и пошловатой офицерской средой. Здесь Блок прожил семнадцать лет, здесь был написан весь первый том его стихотворений и значительная часть второго.
Рассказывая в автобиографии о своей юности, Блок говорил, что вступил в жизнь «с полным незнанием и неумением сообщаться с миром».
«Семнадцать лет моей жизни я прожил в казармах л.-гв. Гренадерского полка (когда мне было девять лет, мать моя вышла во второй раз замуж, за Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, который служил в полку). Окончив курс в СПб. Введенской (ныне – императора Петра Великого) гимназии, я поступил на юридический факультет Петербургского университета довольно бессознательно и, только перейдя на третий курс, понял, что совершенно чужд юридической науке. В 1901 году, исключительно важном для меня и решившем мою судьбу, я перешел на филологический факультет, курс которого и прошел, сдав государственный экзамен весною 1906 года (по славяно-русскому отделению).
Университет не сыграл в моей жизни особенно важной роли, но высшее образование дало, во всяком случае, некоторую умственную дисциплину и известные навыки, которые очень помогают мне и в историко-литературных, и в собственных моих критических опытах, и даже в художественной работе...
Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для меня своей особенной краской. Из событий, явлений и веяний, особенно сильно повлиявших на меня так или иначе, я должен упомянуть: встречу с Вл. Соловьевым, которого я видел только издали; знакомство с М. С. и О. М. Соловьевыми, 3. Н. и Д. С. Мережковскими и с А. Белым; события 1904–1905 гг.; знакомство с театральной средой, которое началось в театре покойной В. Ф. Комиссаржевской; крайнее падение литературных нравов и начало "фабричной" литературы, связанное с событиями 1905 года; знакомство с творениями покойного Августа Стриндберга (первоначально – через поэта Вл. Пяста); три заграничных путешествия: я был в Италии – северной (Венеция, Равенна, Милан) и средней (Флоренция, Пиза, Перуджия и много других городов и местечек Умбрии), во Франции (на севере Бретани, в Пиренеях – в окрестностях Биаррица; несколько раз жил в Париже), в Бельгии и Голландии; кроме того, мне приводилось почему-то каждые шесть лет моей жизни возвращаться в Bad Nauheim (Hessen-Nassau), с которым у меня связаны особенные воспоминания» (из «Автобиографии», 1911 – июнь 1915).
Первые публикации А. Блока появились в 1903 г. в петербургском журнале «Новый путь» и, почти одновременно, в московском альманахе «Северные цветы». Переписка с А. Белым, приезды в Петербург В. Брюсова способствовали установлению тесных контактов А. Блока с московскими литераторами, издательствами и журналами. В октябре 1904 г. в Москве выходит первый поэтический сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Эти стихи складываются под знаком рыцарского поклонения образу Вечной Женственности, но реально, биографически за ними – жена поэта, дочь великого русского ученого Любовь Дмитриевна Менделеева, с которой они обвенчались в 1903 г. в подмосковном селе Тараканове. В течение всей жизни Блок по-разному относился к этим произведениям. Интересна попытка, предпринятая им незадолго до смерти, дополнить эти стихи прозаическими комментариями. К сожалению, эту работу поэт так и не завершил.
Путь Александра Блока был связан с исканиями и противоречиями русского символизма. Рано выйдя к большой патриотической и социальной теме, он с годами поднимается над рамками литературного течения и становится поэтом России.
Неизгладимое и решающее воздействие оказала на Блока первая русская революция. Политическая реальность властно ворвалась в его поэзию. Стихи, непосредственно отразившие это время, поэт объединил в одной из своих книг в особом разделе «1905».
В декабре 1906 г. появляется сборник «Нечаянная Радость», вызвавший значительно больший резонанс в печати, нежели первая книга. Имя Блока уже стало широко известно, и от поэта ждали стихов, в какой-то мере созвучных песням Прекрасной Даме. Однако на страницах его новой книги вдруг появились напевы народной речи, стало ощутимым широкое дыхание русских просторов. Книга открыла России новое лицо А. Блока, пристально всматривающегося в жизнь и напряженно размышляющего над бытием.
В конце декабря 1906 г. состоялось первое представление драмы Блока «Балаганчик», поставленной В. Э. Мейерхольдом в театре В. Ф. Комиссаржевской. Новая драма «Незнакомка» развивает тему одноименного стихотворения, которую поэт определил как «мистицизм в повседневности». В предисловии к сборнику «Лирические драмы» (1908) Блок пишет о необходимости преодоления лирической уединенности и сомнений на пути современного человека к «жизни прекрасной, свободной и светлой...».
Через театр и публицистику Блок расширяет сферу творчества, идя навстречу жизни, времени и простым людям.
Зима 1907 г. закружила поэта снежными хороводами и метелями Петербурга. Стихи «Снежной маски» (1907) слагались стремительно, в течение двух недель. Этот цикл посвящен артистке театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой и целиком включен в сборник «Земля в снегу» (1908).
В конце 1908 г. написаны доклады «Россия и интеллигенция» и «Стихия и культура». Блок приходит к осознанию темы России, неотделимой от темы надвигающихся новых революционных потрясений.
1909 г. – путешествие по Италии и Германии, давшее цикл «Итальянские стихи» (1909) и «Молнии искусства» – неоконченную книгу «Итальянских впечатлений» (1909–1920).
В 1910 г. в Москве возникло новое издательство «Мусагет». Блок тщательно готовит к печати трехтомное «Собрание стихотворений», параллельно работает в Шахматове над очередным сборником стихов «Ночные часы» (1911). Двумя изданиями (Москва, 1911–1912 и 1916) выходит трехтомное собрание лирики Блока – высшее творение его предреволюционной поэзии. Продолжается работа над поэмой «Возмездие» (1910–1921, не завершена).
Тема возможности (или невозможности) счастья и верности долгу настойчиво звучит в творчестве Блока. Драма «Роза и Крест» (1912), цикл «Кармен» (1914), посвященный артистке театра музыкальной драмы Л. А. Дельмас, поэма «Соловьиный сад» (1914–1915) образуют своего рода трилогию, внутри которой идет спор, слышны голоса, зовущие к подвигу, самоотвержению, любви...
Блок предреволюционных лет знаменит, его по праву называют первым поэтом России. Поэты младших поколений – А. Ахматова, С. Есенин, Н. Клюев, В. Маяковский, М. Цветаева и др. связывают с именем Блока представление о высоком назначении поэта и поэзии.
Первая мировая война... По-новому увидел поэт свой город, страну. И сурово честная книга Блока «Стихи о России» (1915), и его «Судьба Аполлона Григорьева» (1915), и «Коршун», и блоковские переводы армянского поэта А. Исаакяна – все в этот грозный час пронизано Родиной, взывает к миру, отвергает ненавистную войну.
С июля 1916 г. по март 1917 г. Блок служит в Беларуси, в прифронтовой полосе – в инженерно-строительной дружине под Пинском. Здесь застает поэта весть о Февральской революции 1917 г.
Участие Блока в работе Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию деятельности царских министров и сановников (в Зимнем дворце и в Петропавловской крепости) стало для поэта важной школой революционной непримиримости к старому миру. По материалам работы в комиссии Блок напишет книгу «Последние дни императорской власти» (1921).
В январе 1918 г. Блок испытывает небывалый творческий подъем и в едином порыве пишет поэму «Двенадцать», статью «Интеллигенция и Революция», стихотворение «Скифы», произведения, которые славят могучую музыку революции. В 1918–1921 гг. Блок возглавляет ряд организаций и учреждений советской культуры, выполняет немало серьезных поручений новой власти, вместе с Горьким стремится объединить петроградскую интеллигенцию в созидательной работе.
Публицистическая проза Блока этих лет – духовное завещание великого поэта грядущим поколениям.
Большое количество книг Блока, вышедших после революции 1917 г. при его жизни, было выпущено издательством «Алконост» (Петроград). Высшим достижением «Алконоста» было издание в конце 1918 г. революционной поэмы «Двенадцать» с иллюстрациями Ю. Анненкова. Здесь же в 1919 г. отдельной книгой появляется цикл стихов «Ямбы» (Современные стихи. 1907–1914); в 1920 г. – сборник «За гранью прошлых дней» (ранние стихи периода 1898–1903 гг.). Последним, вышедшим при жизни Блока, стал сборник «Седое утро» (стихи периода 1908–1919 гг.). Литературным памятником является первая книга, изданная после смерти поэта, – незавершенная поэма «Возмездие», напечатанная с черновыми набросками и прозаическими материалами к этому масштабному произведению.
На долю Александра Блока выпало две революции. Несомненно, что влияние переходной эпохи на русского поэта было трагичным. Блока революция погубила. «Слопала-таки поганая, гугнивая родимая матушка Россия, как чушка своего поросенка», – написал он за два с половиной месяца до смерти К. Чуковскому. Вселенский катаклизм 1917 г. навсегда запечатлелся в биографии Александра Блока. Поэт – «небожитель», «схимник», «эстет» – по воле причудливого случая оказался лично вовлеченным в события, став одним из первых историографов падения монархии в России.
25 апреля 1921 г. петроградцы слушали Блока в последний раз в Большом драматическом театре. 7 августа 1921 г. поэт скончался в своем рабочем кабинете. Был похоронен на Смоленском кладбище, впоследствии прах поэта перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.