ГлавнаяУслугиСоциокультурные услугиВыставкиКнижные выставкиВыставки 2011 годаПисатели – юбиляры 2011Теодор Драйзер

Теодор Драйзер

27 августа – 140 лет со дня рождения американского писателя
Теодора Драйзера (1871–1945)

Теодор Драйзер – одна из ключевых фигур американской литературы ХХ в. Столь значимая роль определилась несколькими факторами. Писатель, тяготевший к эпическому размаху, запечатлевал самую нелицеприятную правду жизни. В его творчестве отчетливо выражено автобиографическое начало. Драйзер работал в самых разных жанрах: как романист, новеллист, драматург, критик, очеркист, мемуарист. Значительный пласт в его наследии – книги документально-публицистического характера. Он был неподкупно предан правде, отвергал лживые стереотипы и шаблоны.

Теодор Херман Альберт Драйзер родился 27 августа 1871 г. в городе Тере Хот (штат Индиана). Родители Драйзера – Джон Драйзер (Иоганн Пауль Драйзер, немец, эмигрировавший в США в 1846 г.) и Сара Шенеб были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. С ранних лет Драйзеру приходилось менять профессии, а точнее, зарабатывать на жизнь неквалифицированным монотонным трудом.

Летом 1887 г. после окончания школы Драйзер отправляется в Чикаго. Здесь его разыскала бывшая учительница и побудила в 1889 г. поступить в Индианский университет. Проучился он всего семестр, т. к. на дальнейшее обучение не хватало средств.

Через год Драйзер снова вернулся в Чикаго – работал клерком, шофером, сборщиком платы, пока не устроился учеником репортера в малотиражную газету «Дейли Глоб». После по рекомендации он перешел в респектабельную сент-луисскую газету «Глоб демократ». Молодой Драйзер работал в газетах и журналах Толедо, Питтсбурга, Нью-Йорка. Два года проработал в музыкальном журнале «Эври Манс», организованном его братом Полем Дрессером.

Первая публикация Теодора Драйзера относится к 1897 г. – полуфантастический рассказ «Сияющие рабовладельцы». За три года он написал 42 статьи и несколько поэм. В 1899 г. его включили в справочник «Кто есть кто в Америке» как редактора, журналиста и писателя.

В 1900 г. увидел свет первый роман Драйзера «Сестра Керри», открывший новую страницу в истории американской литературы. В его основу писатель положил жизнь своей сестры, сбежавшей в Канаду с женатым кассиром ресторана. Таким образом Драйзер восстал против литературы «изысканной традиции». Из 1 250 напечатанных экземпляров романа до читателей дошли только 450. Тем временем «Сестра Керри» вышла в Англии, стала бестселлером и была переведена на все европейские языки, после чего была издана в Штатах повторно. Публика приняла роман с восторгом. В 1911 г. Драйзер опубликовал второй свой роман «Дженни Герхардт», где продолжил мотивы «Сестры Керри».

В начале 1910-х гг. Драйзер приступает к реализации одного из своих главных творческих замыслов – к созданию широкого эпического полотна, которое он назвал «Трилогия желания». Она состояла из трех романов: «Финансист» (1912), «Титан» (1914) и «Стоик» (1947). Последний не был завершен и увидел свет уже после кончины писателя.

В 1920-е годы в творчестве Драйзера просматриваются очевидные перемены: он начинает глубже проникать в социальную сущность и движущие силы американского общества. Свидетельство тому – публицистические сборники «Двенадцать мужчин» (1919) и «Бей, барабан» (1920).

Вершиной творчества Теодора Драйзера является роман «Американская трагедия» – один из самых удачных опытов создания «великого американского романа». Публикация в 1925 г. сразу же стала сенсацией, а ее автор – знаменитостью.

Осенью 1927 г. Драйзер едет в Россию, встречается с Маяковским, Станиславским, Эйзенштейном. Итогом поездки стала книга очерков «Драйзер смотрит на Россию» (1928).

В 1929 г. выходит двухтомный сборник его новелл «Галерея женщин». В 1932 г. – книга о трагедии целого народа «Трагическая Америка». Также Драйзер принимает участие в создании коллективного репортажа, посвященного бастующим шахтерам («Говорят горняки Харлана», 1932).

В 1930 г. писатель был выдвинут на получение Нобелевской премии по литературе, но большинством голосов премию присудили С. Льюису.

В 1944 г. Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почетной золотой медалью, присуждаемой раз в пять лет за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.

В июле 1945 г., незадолго до смерти, Драйзер заявляет о вступлении в коммунистическую партию, причем этот шаг он называет выражением «логики жизни».

28 декабря 1945 г. Драйзер скончался в Лос-Анджелесе. На похоронах выступали Джон Говард Лоусон и Чарли Чаплин. Последним словом Драйзера стало завещание, где он указал, чтобы то небольшое имущество, которое останется после смерти Элен Драйзер, пошло на дом для негритянских сирот.

Библиотекарям