Кузьма Чорный
Великая история редко пестовала белорусов как нацию. В Первую мировую войну белорусская земля вновь стала ареной противоборства государств, наций, империалистических группировок. Снова во всей полноте встал вопрос о самом национальном существовании народа. Исследователи называют число от двух до трех миллионов белорусов-беженцев, вынужденных спасаться от военного нашествия на востоке. Многие не выдержали тяжелой дороги, погибли, многие прижились в новых местах и не вернулись на родину. Так беднел, изнашивался, распадался, погибал национальный генофонд. Известная в народе Варшавка стала дорогой всенародного горя: вдоль нее всюду стояли самодельные наклонившиеся от ветра кресты, горбились наспех насыпанные могилки. Происходили необратимые процессы, в результате которых, по наблюдениям молодого семинариста Романовского, белорус приобретал «некаторыя рысы пакутніка-бежанца, які зносіў сваё нацыянальнае гора». Сам Николай, вместе с другими семинаристами, очутился в России: когда фронт приблизился к Несвижу, учительскую семинарию перевели в Вязьму. Трагический опыт народа, приобретенный в эти годы, наложил сильный отпечаток на душу будущего прозаика, который уже тогда делал первые попытки высказаться на бумаге, о чем свидетельствуют воспоминания друзей его юности. Национальный характер, отношение белорусов к событиям, содержание которых глубоко и драматично проявилось в войну, империалистическую и гражданскую, Чорный позже осмысливал и отображал во многих своих эпических произведениях: очень часто сюжетной завязкой действия является именно этот исторический период.
Роман «Бацькаўшчына», в котором дана картина мощного народного шествия белорусов из прошлого в будущее – «ад прыгоннага ладу да бяскласавага грамадства», был написан К. Чорным в 1931 г. Но не менее, чем крепостничество, белорусов столетиями волновал вопрос о собственном отечестве. Поиски Родины – это поиски своей земли. Чорный создает эпический рисунок, в центре которого могучая фигура Леопольда Гушки, крестьянина-богатыря, способного, как сказочный герой, соху вырвать из пашни и забросить за куст лозняка, поднять целину, прокормить, как в стихах Богушевича и Купалы, «цэлы свет». В облике героя сначала заметно напряжение, которое выдает его подневольное положение, терпеливость, воспитанная историческими обстоятельствами, которые относительно этого человека трудно назвать благоприятными. Он еще и сам не верит в свои большие возможности, ищет правды то у барина, то у православного священника, то у ксендза, то у пристава, пока не убеждается, что каждый из них печется прежде всего о своих собственных интересах. Его вера в возможность нормального существования в условиях безземелья под воздействием случайного и неслучайного стечения обстоятельств превращается в такой же силы разочарование.
В начале 30-х гг. К. Чорный приходит к исторически-конкретному пониманию новой действительности. Его внимание привлекает жизнь народа на большом отрезке времени. В романе «Бацькаўшчына» писатель стремился осмыслить и обобщить перемены в жизни общества, вызванные Октябрьской революцией. События, описанные в произведении, охватывают несколько десятков лет.
Главным героем романа является крестьянин Леопольд Гушка – человек без земли и Родины. Исконная бедность и лишения не заглушили в нем чувство человеческого достоинства. Человек честный и терпеливый, наделенный необычной силой свободы, он не пугается жизненных трудностей, «стаіць на нагах моцна». Герой произведения мечтает о приобретении куска собственной земли, на которой он был бы хозяином. Леопольд, как и Михал из «Новай зямлі» Якуба Коласа, верит, что на своей земле он станет независимым и счастливым, заживет по-человечески. Революция вроде бы осуществила мечту Гушки. Он получил несколько десятин каменистой неудобицы, на которой работал как проклятый. Но изменилось время. И герой произведения становится борцом за новый строй, новое отечество. Он отдает в коммуну приобретенный с неимоверной трудностью надел земли и этим самым якобы освобождается от мук собственничества. Логика развития характера Леопольда явно нарушается. Этим поступком герой произведения как бы перечеркивает свою прежнюю жизненную программу. На последних страницах произведения, достаточно публицистических и схематичных, мы видим Леопольда председателем приграничного колхоза, руководителем заседания районного съезда советов. Здесь чувствуется уступка автора идеям того времени, когда необходимо было показать, как в условиях советской действительности бывший батрак превращается в государственного деятеля, как крестьянин освобождается от слепой наивной веры в свое освобождение путем приобретения собственной земли.
Роман «Бацькаўшчына» К. Чорный видел в системе других своих крупных произведений об истории белорусов в ХХ в. События современности прозаик осмысливал на фоне Великого Времени, прогресса человечества, которое в течение столетий испытывало, утверждало и опровергало множество различных идей общественного обустройства.